Акселерация и ретардация развития детей

Содержание

Акселерация и ретардация детей и подростков. Гигиенические последствия

Акселерация и ретардация развития детей

ЯГПУ

Контрольная работа

по гигиене

тема

«Акселерация и ретардация детей и подростков. Гигиенические последствия»

Выполнил:

студент 542-й группы


Заключение

Литература


Введение

Акселерация – явление ускорения физического развития детей и подростков в современных условиях. Данные сравнительно – антропометрических исследований в разных странах свидетельствуют о значительных сдвигах в структуре физического развития детей и подростков в сравнении с ранее жившими сверстниками.

Акселерация общесоматического развития детей объясняется разными причинами: изменившаяся структура питания, улучшение гигиенических условий, увеличившийся поток информации, социокультурные факторы и т.д. Акселерация физического развития влияет на изменение темпов и характера полового созревания.

По данным физиологических и медицинских исследований, начало полового созревания у современных подростков сдвинулось на 1 –2 года. Б.Г. Ананьев указывал, что становление психических свойств также происходит неравномерно.

Гетерохронность личностного формирования накладывается на гетерохронность созревания индивида и усиливает общий эффект разновременности основных состояний человека.

Среди критериев угрожаемости патологического криза большое место занимает асинхрония соматического развития, варианты которой тесно связаны с типом расстройств поведения:

диссоциация между истинным, более старшим возрастом и психофизической ретардацией (замедлением);

диссоциация между усиленным физическим ростом и задержкой психического и полового созревания;

диссоциация между акселерацией физического и полового созревания и ЗПР.

Неблагоприятен вариант дисгармонической акселерации, который характеризуется не снижением возраста начала полового созревания, а резким ускорением его темпа.

Отклонения темпа полового созревания имеют определенные половые различия: у мальчиков чаще – его ретардация, у девочек – дисгармоничная акселерация. Проявления асинхронии вызывают неправильную ориентацию взрослых в отношении требований, предъявляемым детям.

Это касается как ретардации, когда родители ориентируются на более старший – паспортный, а не на биологический, психофизический возраст ребенка, так и акселерации, когда, несмотря на психическую инфантильность ребенка, к нему нередко предъявляются требования более “взрослые”, чем это соответствует даже его истинному возрасту.

Каждый ребенок в своем развитии неминуемо проходит одни и те же этапы, подчиняясь единым биологическим законам. Однако темпы роста и развития ребенка зависят от множества причин, в том числе от наследственности, условий жизни, качества питания, экологических условий, занятий спортом и других. Некоторые дети растут и развиваются быстрее сверстников, даже находящихся в сходных условиях. Поэтому часто не достаточно знать, сколько времени прошло от рождения ребенка, то есть его паспортный возраст. Для определения темпов роста и развития необходимо также оценивать биологический возраст — реально достигнутый уровень созревания организма. Это особенно важно при проведении социальных, педагогических и лечебных мероприятий. Биологически более зрелый ребенок легче справляется с физическими и умственными нагрузками, легче адаптируется к новым условиям, в том числе к школе, менее чувствителен к стрессу, к возбудителям детских инфекций и т.д. Для практических целей выработаны простые методы, которые с известной долей вероятности могут охарактеризовать биологический возраст ребенка

Пропорции тела и темпы роста. Самый простой, но и самый «грубый» способ оценки биологического возраста — по пропорциям тела. При этом следует подчеркнуть, что отдельно длина и масса тела, а также размер любой его части не могут быть использованы в качестве критериев биологического возраста.

Акселерация и инфантилизм

Акселерация и ретардация развития детей

Акселерация — явление ускорения физического развития детей и подростков в современных условиях. Акселерация (от лат.

acseleratio — ускорение) — это ускоренное физическое и отчасти психическое развитие в детском и подростковом возрасте. Длина тела у детей от 2 до 15 лет вычисляется также по формулам, предложенным И. М. Воронцовым, А. В.

Мазуриным (1977). Также стоит отметить, что ретардация и акселерация могут быть гармоничными и негармоничными.

Все этапы, которые проходят в своем развитии дети, подчиняются одним и тем же биологическим законам. Однако темпы развития и роста часто не совпадают со средними показателями.

Ретардация: причины и факторы. Краткий обзор

Эпохальная, когда прослеживается различие в физическом развитии между поколениями. За последние 100 лет средний рост увеличился на 10 см, вес — на 3-7 кг. Быстрее стали развиваться и системы жизнедеятельности организма: сердечно-сосудистая, дыхательная, психическая и т.д.

3. Одаренные дети и особенности их социальной адаптации

Детям такой категории свойственно раннее половое созревание и психическое развитие. Они отличаются большим ростом (обычно прекращается к 15-18 годам), развитой мышечной и дыхательной системами. Все потому, что этому явлению свойственно несоответствие между уровнями физического и психического развития.

Их поведение и эмоциональные реакции напоминают детские проявления: ранимость, неустойчивость, импульсивность, доверчивость, стремление к подражанию взрослым и т.д. Кроме того, подростки одной возрастной группы различаются по своему интеллектуальному, социальному и нравственному развитию.

Означает задержку физического развития и формирования функциональных систем организма детей и подростков. В психологии под ретардацией понимается отстставание в интеллектуальном развитии ребенка.

Понятие «ретардация» особенно важно при определении готовности ребенка к школе. Ведь от психофизиологического созревания зависит успеваемость и то, как будут складываться отношения со сверстниками. Рекомендации и мнения, опубликованные на Сайте, включая материалы по персональной диете СлимСмайл, НЕ ЗАМЕНЯЮТ КВАЛИФИЦИРОВАННУЮ МЕДИЦИНСКУЮ ПОМОЩЬ.

Биологические механизмы акселерации пока не выяснены. В первую группу входят физико-химические гипотезы. Англии, Норвегии, Франции (с 1830-1840 гг.), в Швеции, Дании (с 1860 г.), затем в России, Японии и т.д.

Инструменты и тесты

Развитие ребенка представляет из себя очень сложный процесс. Он индивидуален и для каждого индивида может протекать с массой особенностей. Кроме типичного для всех детей и подростков развития можно встретить всевозможные отклонения от нормы.

О них мы и поговорим в этой статье. Для начала необходимо выяснить значения понятий акселерация и ретардация в развитии детей и подростков.

Под ретардацией принято понимать отставание не только в физическом развитии, но в созревании функциональных систем.

Существуют определенные факторы, которые влияют на развитие детского организма. В связи с этим были созданы различные теории, которые установили прямую зависимость между акселерацией и ретардацией и факторами. Если говорить о ситуации, которая происходила около пятнадцати лет тому назад, то в то время процесс акселерации являлся положительным.

Существует определенная зависимость между данным процессом и возникающими случаям заболеваемости в детском возрасте.

В процессе изучения акселерации в детском возрасте возникает много вопросов касаемо физических и психических их возможностей. Акселерация – это временное явление.

На нее оказывает прямое влияние модификационная изменчивость большого числа морфофункциональных признаков организма детей и подростков.

Но суть заключается в том, что чем благоприятнее они будут для человека, тем быстрее будет развиваться человек. В заключении хочется отметить, что у каждого ребенка и подростка темпы роста и развития зависят не только от факторов внешней среды, но и от индивидуальных его особенностей.

В результате акселерации, наступившей в середине 70-х гг., физиологическое созревание организма начинает опережать темпы умственного, социального, духовного развития.

Выросший организм требует удовлетворения всех «взрослых» физиологических потребностей, в том числе половых, но социальное развитие отстает и вступает в конфликт с бурно прогрессирующей физиологией.

Вероятнее всего, акселерация обусловлена комплексным воздействием многих факторов.

2. Общие и специальные способности

Акселерация физического развития влияет на изменение темпов и характера полового созревания. Гетерохронность личностного формирования накладывается на гетерохронность созревания индивида и усиливает общий эффект разновременности основных состояний человека.

Одной из задач психологической теории является определение сущности способностей, закономерностей их развития и появления, а также путей их формирования. Специальные способности представляют собой своеобразную форму проявления общих родовых человеческих качеств в данных конкретных социальных условиях.

Одаренные дети — дети, обнаруживающие общую или специальную одаренность (к музыке, рисованию, технике и т.д.). Одаренность диагностируют по темпу умственного развития. Раньше других можно обнаружить художественную одаренность детей, в области науки быстрее всего проявляется одаренность к математике.

Становление индивидуально-психологических особенностей зависит от врожденных задатков, окружающей среды и от характера деятельности. Особенности психического развития ярко проявляются в одаренности, успешности.

Наследственные ретарданты и социальный фактор

Детская и школьная одаренность неоднократно становилась предметом дискуссий ученых и учителей. И еще в чем выразилась озабоченность А.В. Петровского — поддерживая проявления ярких способностей, нельзя упускать из виду формирование личности.

К сожалению, по мере взросления большинство одаренных детей позволяют догнать себя в развитии. Но бывает, что столь необычный жизненный старт как бы продолжается в больших успехах и достижениях. Н Лейтес подчеркивал, что надо стремиться, чтобы каждый ребенок проявил себя как можно ярче в раннем детстве.

У педагогов акселерация ассоциируется не столько с ускоренными темпами физического развития, сколько с рассогласованием процессов физиологического созревания организма и социализацией личности. То есть у каждого ребенка наблюдается индивидуальный темп роста и развития.

Источник: http://zvidalumkaser.ru/akseleraciya-i-infantilizm/

Ретардация в психологии – это задержка, отставание в развитии. Акселерация и ретардация

Акселерация и ретардация развития детей
Самосовершенствование 3 августа 2014

Ретардация в психологии – это термин, который стал в последнее время распространяться как противоположный выражению “акселерация”. По своему значению он частично совпадает с инфантилизмом.

Ретардация (запаздывание, задержка) предполагает, что отставание со временем можно наверстать, тогда как во многих случаях инфантилизма некоторые его признаки сохраняются и у взрослых.

К тому же бывает ретардация психического развития, а при инфантилизме интеллект не затрагивается.

Значение термина «ретардация»

Под ретардацией понимают стойкую задержку общего психического развития из-за различных нарушений интеллекта в возрасте от двух до пяти лет, то есть в период, когда у ребенка только формируется речь.

При этом, как правило, не отмечается прогрессивное ухудшение познавательных функций.

Если умственные расстройства происходят на фоне уже сформированной речи и носят прогрессирующий характер, то такие нарушения в развитии называются слабоумием (деменцией).

Акселерация

Ретардация как обратное акселерации понятие предполагает задержку или отставание в развитии. Следовательно, акселерация – это ускорение темпов роста и развития в детском и подростковом возрасте. Также сюда можно отнести быстрое увеличение объемов тела взрослых людей.

На сегодняшний день выделяют два типа акселерации: внутригрупповую и эпохальную. Первая – это ускорение темпа развития некоторых детей и подростков в определенных возрастных группах.

Эпохальной акселерацией называют быстрое физическое развитие современных детей в сравнении с предшествующими поколениями.

Причины акселерации

Чтобы понять, что такое ретардация, необходимо выяснить причины развития противоположного ей явления, то есть установить биологические механизмы акселерации. Условно причины ускоренного роста и развития можно поделить на три основные группы:

1. Гипотезы физико-химического характера. К ним можно отнести теорию Коха, который считал, что современные дети подвергаются более сильному воздействию ультрафиолетовых лучей, являющихся стимулятором роста. Но все-таки более распространенной, подтвержденной многими исследователями, является гипотеза о влиянии отходов промышленного производства на рост детей.

2. Гипотеза влияния на рост и развитие ребенка социальных условий, в частности, улучшения питания, медицинского обслуживания и условий городской жизни. По мнению исследователей, все перечисленные факторы также могут стимулирующе воздействовать на физическое развитие.

3. Гипотеза, в соответствии с которой акселерация – это результат циклических биологических изменений гетерозиса и прочих явлений. Эффект гетерозиса можно объяснить широкой миграцией современного населения и ростом численности смешанных браков. Потомство при этом с каждым поколением становится все более развитым в физическом плане.

Правильно будет согласиться со всеми тремя гипотезами, так как многие авторы считают причиной акселерации влияние ряда факторов, при этом в разное время и в разных местах основополагающими являются различные обстоятельства.

Цикличность

Ретардация в психологии – это малоизученное явление, но само его существование подтверждает теорию циклической смены эпох акселерации. По мнению ученых, в последние пять лет отмечается замедление акселерации и ретардации развития.

По каким причинам происходит такая цикличность, неизвестно, но ученые связывают это со следующими факторами: с изменением климатических условий на планете, усилением активности солнца, с качеством питания и так далее.

Все причины можно условно поделить на экзогенные (отрицательное воздействие среды) и эндогенные (приобретенные или врожденные).

Ретардация приобретает особое значение при определении того, готов ли ребенок к школе, так как от его психофизиологического созревания напрямую зависит успеваемость и то, каким образом будут складываться отношения с одногодками.

Очень часто детей с задержкой развития обучают в индивидуальном порядке. Также стоит отметить, что ретардация и акселерация могут быть гармоничными и негармоничными.

То есть у каждого ребенка наблюдается индивидуальный темп роста и развития.

Источник: .ru

Источник: http://monateka.com/article/213898/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.