Деменция у детей

Содержание

Существует ли диагноз Деменция у детей? С чем можно спутать

Деменция у детей

Деменция – это приобретенное слабоумие. Оно возникает не только у взрослых, но и у детей. Для правильного понимания терминологии следует разграничить некоторые понятия:

  1. Детям до трех лет жизни не выставляется диагноз «деменция у детей». В таком случае выставляется «умственная отсталость» или «олигофрения».
  2. После трех лет также не выставляется «детская деменция». В таком случае правильная терминология – органическое поражение у детей.

Сама же клиническая картина органического поражения схожа с симптоматикой органической деменции. В каком возрасте начинается деменция – с момента воздействия патологического фактора на головной мозг.

Причины

Деменция в раннем возрасте возникает вследствие таких причин:

  • Нейроинфекции, поражающие ткани головного мозга: энцефалит, менингит, менингоэнцефалит, арахноидит.
  • Черепно-мозговые травмы, повреждающие вещество мозга.
  • Хроническая интоксикация, например, интоксикация лекарственными препаратами или часто введение наркоза. У детей подросткового возраста интоксикация может возникать из-за употребления алкоголя или наркотиков.

Все названные причины развивают дегенеративные изменения коры и подкорковых структур головного мозга. Вследствие нейродегенерации ослабляются когнитивные свойства ребенка.

Часто детское слабоумие выступает в роли резидуальной органической деменции. Термин «резидуальный» значит «остаточный». Это означает, что недостаток интеллекта возникает вследствие перенесенных патологических состояний.

Приобретенное слабоумие у детей классифицируется по причине. Например, ребенок попал в аварию. В результате удара повредилось левое полушарие, из-за чего возник интеллектуальный дефект. В таком случае выставляется диагноз «травматическое органическое поражение головного мозга у ребенка». Если это нейроинфекция – «инфекционное органическое поражение».

Клиническая картина

На первый план выступают эмоциональные расстройства. Симптоматика сопровождается недержанием аффекта: вспыльчивостью, раздражительностью, нарушением сна. Эмоции нестабильны, не соответствуют социально принятой ситуации.

Поведенческие расстройства характеризуются гиперактивностью и невозможностью контролировать самого дитя. Так, любые меры воспитания остаются непринятыми пациентом. У него не закрепляются моральные и этические нормы.

Нарушается социализация детей. Пациенты с приобретенной умственной отсталостью, вследствие когнитивных и эмоциональных расстройств, не могут влиться в детский коллектив. Они устраивают дебоши, не слушаются воспитателей, часто вступают в конфликт с другими детьми.

Снижается способность к абстрактному мышлению. Преобладает конкретно-ситуативное мышление. Таким детям крайне трудно даются точные науки в школе, они плохо запоминают информацию.

Мышление характеризуется ригидностью: оно детализированное, сложно переключается с темы на тему. Конкретно-ситуативное мышление также сопровождается трудностями при определении первостепенного и второстепенного.

При обследовании они не понимают смысл простых пословиц, поговорок. Не могут оперировать опытом.

При выполнении заданий и тестов внимание быстро истощается, рассеивается. Снижается способность памяти к закреплению информации. Требуется намного больше повторений одних и тех же понятий.

У детей дошкольного возраста на первый план выступает психомоторное возбуждение и эмоциональная неустойчивость. Лабильный аффект: гнев внезапно изменяется на радость. У детей не формируется привязанность к родителям, отсутствует реакция на похвалу и порицание.

У детей 3-6 лет как следует не формируется инстинкт самосохранения. Они не боятся незнакомых людей, не ощущают страха в незнакомой обстановке, как это бывает у здоровых детей. Дитя может спокойно, без чувства тревоги встать на край крыши или играться с огнем.

Шизофреническая деменция сопровождается дизонтогенезом и регрессом психических процессов. Чем раньше у ребенка развилась шизофрения, тем глубже интеллектуальный дефект и расстройства двигательной сферы. В таком случае деменция – это конечный результат шизофренического процесса.

Приобретенное слабоумие может спровоцировать эпилепсию. В таком случае развивается эпилептическая деменция. Клиническая картина последней характеризуется вспыльчивостью, эксплозивностью, ригидным и медленным умом, злопамятностью, трудностью концентрации и переключения внимания.

Диагностика и лечение

Необходима консультация у невролога, психиатра и медицинского психолога. Специалисты беседуют с пациентом и проводят тестирование. Инструментальные методы нейровизуализации (КТ, МРТ) помогают выявить органическую патологию головного мозга при помощи послойных трехмерных снимков.

Принципы лечения:

  • Психотерапия.
  • Фармакотерапия.

Психотерапия заключается в проведении с ребенком консультаций, в ходе которых корригируется поведение ребенка. Фармакотерапия направлена на компенсацию органического дефекта при помощи церебропротекторов и ангиопротекторов.

Источник: https://sortmozg.com/zabolevaniya/dementsiya-u-detej

Деменция у детей: что это такое, какие признаки и симптомы?

Деменция у детей

Детская деменция – болезнь, которая характеризуется распадом интеллекта (слабоумием). Чаще всего у детей данное заболевание начинает проявляться к двум-трем годам (до 2-х лет, как правило, развитие проходит соответственно возрасту).

Отличительные черты и степени тяжести

Детскую деменцию не стоит путать с олигофренией (умственная отсталость), так как их симптоматика имеет определенное сходство, долгое время эти понятия не отделяли друг от друга. Основными отличиями деменции от олигофрении является их разграничение по таким критериям (признакам):

  • время возникновения (деменция – постнатальный период, олигофрения — пренатальный, натальный и ранний постнатальный);
  • тип дизонтогенеза (деменция – стойкое недоразвитие, олигофрения – поврежденное развитие);
  • характер поражения центральной нервной системы (деменция – локальный (редко тотальный), олигофрения – тотальный);
  • структура дефекта (деменция – мозаичность дефекта, олигофрения – иерархичность дефекта);
  • течение (деменция – прогрессирующий (прогредиентный) характер, олигофрения – непрогредиентный характер).

Также, в отличие от деменции, олигофрению по степени тяжести разделяют на три формы (дебильность, имбецильность, идиотизм):

  • слабо выраженная форма (дебильность), характеризуется нарушением познавательной деятельности, отсутствием у ребенка абстрактного мышления и повышенной формой внушаемости;
  • средняя степень (имбецильность), форма, которая характеризуется наличием элементарных навыков самообслуживания, отсутствием самостоятельного мышления и простой речью (у имбецила словарный запас состоит из набора стандартных фраз);
  • крайняя степень (идиотизм), характеризуется отсутствием внятной речи и невозможностью интеллектуально развиваться.

к оглавлению ↑

Симптомы и причины развития

Симптомы (признаки) деменции зависят не только от формы, но и от возраста ребенка:

  1. Ясельный возраст и дошкольный период (от года до семи лет). Деменция у детей в этом возрасте проявляется сужением словарного запаса, потерей ранее приобретенных навыков, сложностями с изложением (формулированием) мыслей, снижением двигательной активности вплоть до утраты способности ходить. Также возможно развитие равнодушия и отсутствия привязанности к родным людям.
  2. Младший школьный возраст (от семи до одиннадцати лет). В этот период отмечается снижение работоспособности и проблемы с памятью (ребенку сложно запоминать новую информацию, а также начинают путаться раннее усвоенные знания).
  3. Подростковый возраст (от одиннадцати до восемнадцати лет). Ребенок начинает быстро уставать, ухудшается речь (становится нечеткой). Возникают проблемы с памятью и вниманием.

Деменция, возникающая на фоне различных генетических заболеваний, также может отличаться по скорости и характеру течения. Например, если причиной деменции является болезнь Нимана-Пика, то проявить себя она может только в подростковый период, а если деменция проявилась из-за болезни Лафора, то ребенок может умереть и в более раннем возрасте, так как такое заболевание протекает стремительно.

Деменция у детей может быть врожденной или приобретенной по таким причинам:

  • генетические (наследственные) заболевания, которые проявляются через некоторое время после рождения;
  • некоторые заболевания инфекционного характера;
  • любого рода травмы головы;
  • воздействие ВИЧ-инфекции;
  • недостаточное питание тканей мозга, в связи с нарушением сосудистого кровотока;
  • отравление лекарственными средствами.

к оглавлению ↑

Возможные осложнения, профилактика и прогноз

Основным осложнением в процессе болезни является развитие депрессивного состояния на ранних стадиях болезни. Ухудшение умственных и физических способностей, без соответствующего лечения негативно сказывается на общем состоянии ребенка (вплоть до утраты элементарных навыков, освоенных ранее в т. ч. и бытовых). Дети с деменцией нуждаются в максимальном внимании и тщательном уходе.

Поскольку обнаружить данное заболевание оказывается возможным только тогда, когда уже проявляются явные симптомы, то и профилактика заболевания становится достаточно затрудненным, а иногда и невозможным процессом (особенно если причина болезни – наследственный фактор).

Со стороны родителей представляется возможным выполнение таких поддерживающих мер:

  • бережное отношение к здоровью и своевременное лечение заболеваний;
  • занятия с ребенком различного характера;
  • избегание умственных и физических перегрузок;
  • оберегание от эмоционального перенапряжения;
  • соблюдение режима дня и здорового образа жизни;
  • поддержание иммунитета;
  • избегание даже слабых травм (ударов, сотрясений) головы.

Самым главным условием комфортного эмоционального состояния ребенка, страдающего деменцией, является проявление любви, внимания, заботы и терпения со стороны близких людей.

Деменция – это заболевание, которое относится к неизлечимым, и на сегодняшний день можно только замедлить ее течение. Процессы (симптомы), которые проявляются постепенно или стремительно, носят необратимый характер.

Источник: http://oinsulte.ru/kognitivnye/demenciya/detskaya-demenciya.html

Деменция у детей и молодых людей: причины, симптомы, диагностика, лечение

Деменция у детей

Деменция у детей представляет собой серьезную патологию, которая приводит к распаду интеллекта. Проблема обычно проявляется у детей, достигших двухлетнего возраста. До этого момента ребенок не отстает в росте и развитии от сверстников. Если возникли симптомы снижения когнитивных функций, нужна помощь врача.

Чем вызывается

Патологический процесс развивается в связи с воздействием различных факторов, которые нарушают работу головного мозга. Иногда ребенок уже рождается с проблемой, но проявления возникают по мере роста.

Возникновение болезни связано с:

  1. Генетическими заболеваниями, выявить которые можно только в течение нескольких лет после родов. Слабоумие сопровождает болезнь Лафора, Ньюмана-Пика, нейродегенерацию.
  2. Инфекционными процессами, которые распространяются на головной мозг. Деменция является осложнением менингита и энцефалита.
  3. Травмами головы.
  4. Серьезными сбоями в работе иммунной системы.
  5. Нарушением тока крови в сосудах.
  6. Отравлением медикаментами.

Благоприятные условия для формирования патологии могут создавать и другие заболевания.

Степени тяжести

Развитие патологического процесса происходит в несколько стадий:

  1. Легкая. Наблюдается сглаженность симптоматики. Поэтому проблему у детей дошкольного возраста часто не выявляют. Наблюдается сохранение бытовых навыков. Школьники не успевают в учебе, страдают низкой социальной активностью.
  2. Умеренная. Ребенку нужен уход и поддержка взрослых.
  3. Тяжелая. Происходит нарушение речи, потеря навыков самообслуживания.

Симптомы зависят от степени тяжести проблемы.

Проявления

Деменция может быть прогрессирующей и резидуальной. Для патологии характерно постепенное нарастание признаков болезни. Проблема в этом случае связана с генетическими заболеваниями. Развитие основной патологии способствует развитию деменции.

Последней стадией развития считают органическую форму, при которой наблюдаются стабильные отклонения умственной деятельности и ситуация больше не ухудшается. Эта проблема связана с травмами, отравлениями, менингитом.

В зависимости от возраста болезнь может иметь разные проявления:

  1. Если проблема возникает у маленького ребенка, то он теряет все навыки, которые приобрел за время своей короткой жизни, сужается словарный запас, возникают трудности с высказыванием мыслей. Он уже не нуждается в близких, не ощущает привязанности. Постепенно малыш перестает ходить.
  2. В младшем школьном периоде наблюдается снижение трудоспособности, и возникают трудности с запоминанием. Речевые навыки не ухудшаются, но часто можно заметить, что ребенок путает цвета, формы.
  3. У ребенка старшего возраста наблюдают проблему в виде постоянного повторения одних и тех же действий.
  4. Деменция у подростков сопровождается ухудшением концентрации внимания, нарушением памяти, трудностями с осмыслением информации и созданием умозаключений. Снижается работоспособность и речь становится нечеткой и смазанной.

В первые годы жизни проблема никак себя не выявляет, и ее обнаруживают только в подростковом возрасте.

Иногда патология приводит к ухудшению жизненно важных функций и дети не доживают до десятилетнего возраста. Это происходит при болезни Лафора.

Остановить развитие патологического процесса нельзя, как и обратить поражения. С помощью современных терапевтических методик можно только замедлить ее течение.

Как ставят диагноз

Деменция в молодом возрасте требует тщательного обследования для подтверждения диагноза. Подтверждают наличие проблемы с помощью лабораторных, инструментальных и патопсихологических методов. Процесс диагностики заболевания состоит из:

  1. Консультации невролога. Врач опрашивает пациента, осматривает, проверяет ребенка на рефлексы и осуществляет сбор анамнеза. Чтобы подтвердить наличие повреждений и атрофических процессов прибегают к эхоэнцефалографии, магнитно-резонансной томографии, компьютерной томографии и другим инструментальным методикам. Исходя из результатов обследования, устанавливают диагноз и выявляют деменцию.
  2. Консультации психиатра. В ее ходе выявляют эмоционально-личностные и когнитивные нарушения. С ребенком беседует детский психиатр. Он делает выводы о том, каком состоянии умственные способности, оценивает поведение и эмоциональное реагирование. Чтобы уточнить глубину поражения прибегают к патопсихологическому исследованию.
  3. Беседы с патопсихологом. Он подбирает методики для обследования интеллектуальных особенностей, памяти, мышления.

Лечение

Клиническая деменция у детей определяется рядом диагностических методик, на основании которых подтверждают болезнь и подбирают подходящие варианты лечения.

Патология требует длительного системного лечения и организованности родителей. С помощью правильно подобранных терапевтических процедур можно скорректировать нарушения памяти, интеллекта, эмоционального состояния.

Прибегают к психолого-педагогической помощи, которая способствует развитию мышления, способности к запоминанию. Учебную нагрузку подбирают в зависимости от степени развития патологического процесса.

Для замедления развития патологического процесса прибегают к симптоматическим медикаментам.

Терапия деменции является непростой задачей. При этом заболевании полностью утрачиваются воспоминания, мыслительная деятельность, практические навыки, речь, воля, портится характер.

В зависимости от причины проблемы, симптомов и стадии развития дегенеративных нарушений, прибегают к использованию:

  • антиоксидантов;
  • средств, улучшающих память;
  • препаратов для восстановления нервной ткани;
  • лекарств улучшающих ток крови по сосудам головного мозга.

Симптомы деменции у молодых снижают с помощью средств народной медицины. Облегчения симптомов и замедления дегенеративных процессов добиваются с помощью отваров и настоев на основе лекарственных растений.

Без ведома врача прибегать к таким методам нельзя, так как только он может подобрать средства, гармонично сочетающиеся с препаратами и не вызывающие аллергических реакций. Хорошие результаты наблюдаются во время использования корня девясила, женьшеня, коры рябины, китайского лимонника, мяты перечной и других растений.

Важную роль в процессе лечения играет питание ребенка. От рождения и до года желательно, чтобы малыш получал грудное молоко. Мама должна правильно питаться, чтобы в молоке было много витаминов, белков, жиров и углеводов.

В более старшем возрасте важно обеспечить разнообразный рацион ребенку. Он должен употреблять мясо, крупяные каши, фрукты и овощи, молочные продукты. В подростковом возрасте следует сделать упор на молочные продукты, так как в этот период кости активно растут и нуждаются в большом количестве кальция.

Стоит отказаться от жирных и жареных блюд, копченостей, чрезмерного потребления сладостей.

Важную роль в процессе восстановления когнитивных функций играют физические упражнения. Гимнастика и массаж способствуют улучшению памяти, речевой активности, способности решать бытовые проблемы.

Полезно регулярно гулять пешком на свежем воздухе. Это позволит замедлить скорость развития деменции.

Людям молодого и взрослого возраста приостановить слабоумие помогает обучение новой профессии, решение головоломок и задач.

Осложнения и прогноз

Деменция у детей – это тяжелая патология, при которой необходимо продолжительное лечение и постоянное наблюдение у специалиста. Стойкого улучшения можно добиться не сразу и далеко не у всех получает дождаться облегчения.

Благодаря лекарствам, приводят в норму обмен веществ на клеточном уровне, ускоряют ток крови по сосудам головного мозга. Эти меры позволяют снизить скорость развития патологического процесса. При резидуально-органической деменции достаточно только психологической помощи и работы с педагогами.

В тяжелых случаях необходимо постоянно ухаживать за ребенком.

Так как в головном мозге развивается патологический процесс, то происходит ухудшение и психического развития. Формирование органа нервной системы продолжается, но с отклонениями от нормы. По этой причине организм теряет способность к нормальной адаптации к факторам внешней и внутренней среды. Развиваются психопатические приступы, эпилептические припадки и другие осложнения.

Например, во время полового созревания в негативную сторону меняется характер. Ребенок становится агрессивным, пренебрегает социальными нормами, возможны приступы эпилепсии.

При инфекционных процессах в организме проявляются неадекватные реакции.

Профилактические меры

Определить деменцию на ранних стадиях получается редко. Взрослые должны постоянно следить за состоянием и поведением ребенка.

В качестве профилактических мероприятий рекомендуют:

  • обращать внимание на состояние ребенка;
  • проводить своевременную терапию патологий;
  • избегать черепно-мозговых травм;
  • укреплять иммунитет, чтобы избежать инфекций;
  • обеспечить ребенку умеренные нагрузки;
  • оградить ребенка от стрессов;
  • составить правильный режим питания и отдыха;
  • регулярно проводить разнонаправленные занятия с ребенком.

Родители должны относиться к малышу со всем терпением, любовью и заботой.

Источник: https://GolovaUm.ru/chado/demenciya-detey.html

Органическая деменция у детей

Деменция у детей

Органическая деменция у детей – приобретенная форма слабоумия, характеризующаяся снижением познавательной деятельности, утратой приобретенных практических навыков, усвоенных знаний.

Заболевание проявляется снижением запоминания, мыслительных функций, временной и пространственной дезориентацией, нарушениями речи и письма, невозможностью самообслуживания.

Диагностика включает инструментальные методы исследования головного мозга (МРТ, КТ), клинический опрос, осмотр невролога, психиатра, психодиагностические методики оценки когнитивной сферы, эмоциональных и личностных особенностей. Лечение предполагает применение психостимуляторов, ноотропных препаратов, психокоррекцию.

Название заболевания «резидуальная органическая деменция» имеет латинское происхождение. «Резидуальный» означает «оставшийся», «сохранившийся», подчеркивает состояние, не поддающееся изменению, коррекции. Слово «органический» указывает на наличие поражений тканей мозга. «Деменция» переводится как «понижение», «утрата разума».

Распространенным синонимичным названием является «слабоумие», «органическое слабоумие». Эпидемиология заболевания хорошо изучена у пациентов от 65 лет, данных о распространенности патологии среди детей недостаточно.

Отчасти это связано со сложностью диагностического процесса: симптомы перекрываются проявлениями основного заболевания.

Причины органической деменции у детей

Детское слабоумие развивается после воздействия на организм ребенка факторов, нарушающих работу структур мозга. Причинами болезни являются:

  • Нейроинфекции. Органическая деменция возникает как осложнение менингитов, энцефалитов, церебрального арахноидита.
  • Черепно-мозговые травмы. Заболевание может стать следствием ушиба головного мозга, открытых повреждений.
  • Инфецирование ВИЧ. ВИЧ-инфекция, протекающая с клиническими проявлениями (СПИД), способна поражать центральную нервную систему. Поражение головного мозга приводит к развитию энцефалопатии, проявляющейся слабоумием.
  • Токсическое поражение ЦНС. У детей повреждение структур головного мозга наблюдается при интоксикации лекарственными препаратами (блокаторами ДНК-гиразы, антихолинергическими веществами, кортизоном), тяжелыми металлами (свинцом, алюминием). У подростков выявляются случаи алкогольной и наркотической деменции.

В основе патогенеза органической деменции детского возраста лежит повреждение тканей головного мозга. Интоксикация, инфекционно-воспалительные и травматические экзогенные воздействия провоцируют дегенеративные изменения мозгового субстрата.

Развивается дефектное состояние, проявляющееся деградацией психической деятельности: познавательных функций, практических умений, эмоциональных реакций, личностных черт. С патогенетической точки зрения органическая форма деменции рассматривается как остаточные явления поражений головного мозга.

Она характеризуется стабильным снижением умственных функций без последующего усугубления.

Классификация

Органическая деменция у детей подразделяется по этиологическому фактору: интоксикационная, инфекционная и т. д. Другим основанием для классификации является степень тяжести патологии:

  • Легкая. Симптомы сглажены, у дошкольников зачастую долго не обнаруживаются, бытовые навыки остаются сохранными. У школьников нарастает учебная неуспеваемость, снижается социальная активность.
  • Умеренная. Ребенок нуждается в уходе, поддержке со стороны взрослого.
  • Тяжелая. Необходим постоянный надзор, нарушается речь, навыки самообслуживания.

Симптомы органической деменции у детей

Клиническая картина органического слабоумия у детей определяется возрастом. Церебральные поражения, перенесенные в школьном возрасте, характеризуются контрастом между эрудированностью, уровнем развития навыков и актуальными познавательными возможностями.

Речь фонетически полноценная, грамматически и синтаксически правильная, словарный запас достаточный, бытовые и школьные навыки сформированы.

При общении с ребенком выявляется преобладание конкретно-ситуационного мышления: детализировано описываются пережитые события, суждения ориентированы на практические действия и результаты.

Способность к абстракции проявляется в единичных случаях либо отсутствует: недоступно переносное значение пословиц, поговорок, непонятен юмор, затруднен перенос опыта из одной ситуации в другую. Усвоенные прежде знания сохраняются, но их использование ограничено, актуальная продуктивность мышления снижена. Внимание неустойчивое, быстро истощаемое, запоминание дается с трудом.

Определяются аффективные и личностные нарушения. Ребенок неустойчив эмоционально, отмечаются частые перепады настроения. Исчезают нюансы эмоций, нарастает обеднение, уплощение. Тяжелые формы характеризуются преобладанием полярных состояний удовольствия-неудовольствия. Деградация личности проявляется сужением интересов, стремлением к удовлетворению элементарных потребностей.

У детей дошкольного и раннего возраста симптоматика органической деменции иная. Центральное место занимает выраженное психомоторное возбуждение. Ребенок эмоционально неустойчивый – реакции радости быстро сменяются гневом, плачем.

Эмоциональная сфера крайне обеднена: не формируется чувство привязанности, отсутствует тоска по матери, нет реакций на похвалу, порицание. Усилены элементарные влечения, развивается прожорливость, сексуальность.

Инстинкт самосохранения ослаблен: пациент не опасается незнакомцев, не тревожится в новой обстановке, не боится ситуаций, связанных с высотой, огнем. Внешне неопрятен, неряшлив.

Познавательные функции нарушены тотально. Восприятие расплывчатое, суждения поверхностны, носят случайный характер, строятся на базе спонтанного образования ассоциаций, повторения без осмысления. Анализ ситуации и перенесение опыта недоступны – обучаемость снижена, усвоение нового материала затруднено.

Абстрактное мышление отсутствует. Определяются грубые расстройства внимания. Интеллектуальный дефект, внутренняя дезорганизованность проявляются упрощением игры: преобладает бесцельная беготня, катание по полу, бросание и разрушение игрушек, предметов. Принятие правил, освоение игровых ролей недоступно.

Поражение областей головного мозга влияет на психическое развитие ребенка. Онтогенетический процесс не останавливается, но искажается, что приводит к осложнениям. Недостаточность регуляторных механизмов ЦНС снижает адаптацию организма к изменяющимся условиям внешней и внутренней среды.

Кризисные этапы онтогенеза нередко сопровождаются церебрастеническими, психопатоподобными состояниями, судорожными припадками, психотическими эпизодами. Например, половое созревание может спровоцировать патологическое изменение характера (агрессивность, пренебрежение социальными нормами), дать старт эпилепсии.

В период легких инфекционных заболеваний, травм наблюдаются неадекватно интенсивные реакции.

Диагностика

Органическая деменция у детей выявляется с помощью клинических, инструментальных и патопсихологических методов. Процесс диагностики включает следующие этапы:

  • Консультация невролога. Специалист проводит опрос, собирает анамнез, оценивает общее состояние ребенка, сохранность рефлексов. Для определения характера повреждения, выявления атрофических процессов направляет на инструментальные обследования головного мозга: ЭхоЭГ, МРТ, ЭЭГ, КТ. По результатам данных клинического и инструментального обследования врач устанавливает основной диагноз, предполагает наличие деменции.
  • Консультация психиатра. Исследование направлено на выявление эмоционально-личностных и когнитивных нарушений. Детский психиатр проводит диагностическую беседу: оценивает умственные способности, особенности эмоционального реагирования, поведения ребенка. Для уточнения глубины дефекта назначает патопсихологическое обследование.
  • Консультация клинического психолога. После беседы с пациентом патопсихолог подбирает комплекс диагностических методов, направленных на исследование уровня памяти, интеллекта, внимания, мышления. В результатах описывается актуальное состояние когнитивных функций, тотальность или парциальность снижения, обучаемость. При сопутствующих нарушениях эмоционально-личностной сферы применяются проективные методики (рисуночные, интерпретационные с образным материалом), опросники (опросник Личко, патохарактерологический диагностический опросник). По итогам определяется патохарактерологическое развитие, преобладание эмоционального радикала, оценивается риск личностной и социальной дезадаптации.

Органическая деменция у детей требует дифференциальной диагностики с умственной отсталостью и прогрессирующей деменцией.

В первом случае основное отличие заключается в характере снижения когнитивных функций и течении болезни: при умственной отсталости на первый план выходит снижение интеллекта, абстрактного мышления, относительная норма памяти, внимания.

Снижение определяется недостаточной развитостью, а не распадом функций (как при деменции). Различение прогрессирующей и органической форм деменции выполняется на основе этиологического фактора, оценки интеллектуальных функций в динамике.

Лечение органической деменции у детей

Лечение детского органического слабоумия – длительный процесс, требующий системности и организованности от детей, родителей, врачей. Основная терапия направлена на устранение неврологического заболевания. Коррекция когнитивных, эмоциональных нарушений выполняется следующими методами:

  • Фармакотерапия. Назначаются средства, улучшающие обмен веществ мозговых нервных клеток, мозговой кровоток. Повышению умственных способностей, выносливости при психических и физических нагрузках способствует применение ноотропных средств, психостимуляторов.
  • Психолого-педагогическая помощь. Психокоррекционные занятия проводит психолог-педагог, клинический психолог. Они направлены на развитие мыслительных способностей, внимания, памяти. Организуются с учетом церебрастенических/энцефалопатических нарушений ЦНС пациента. В зависимости от степени деменции определяется уровень учебной нагрузки.

Прогноз и профилактика

При постоянном врачебном контроле прогноз деменции в большинстве случаев благоприятный: наблюдается медленный прогресс, в отдельных случаях достигается стойкая ремиссия – больной посещает обычную школу, справляется с нагрузками. Стоит помнить, что процесс восстановления очень длительный, требует ежедневного ухода, лечения.

Профилактика органической деменции у детей затруднительна, так как нарушение является следствием другого заболевания. Поддерживающими мерами являются внимательное отношение к самочувствию ребенка, своевременное лечение инфекционных и других болезней, создание условий для минимизации риска травм.

Развитие психоэмоциональных расстройств предупреждается путем создания благоприятной, доброжелательной семейной обстановки, активного совместного времяпрепровождения.

Источник: https://www.krasotaimedicina.ru/diseases/children/organic-dementia

Симптомы деменции и методы ее лечения

Деменция у детей

Деменция — психическое расстройство, которое проявляется снижением интеллекта и не сопровождается при этом нарушением сознания. Это заболевание относится к группе приобретенных расстройств, что отличает его, например, от врожденной умственной отсталости. По информации ВОЗ в мире более 35 млн человек страдает деменцией той или иной степени тяжести.

До заболевания человек мог решать логические задачи, самостоятельно мог обслуживать себя, т. е. вел нормальный человеческий образ жизни. При заболевании эти функции полностью или частично утрачиваются. Чаще всего деменция необратима. Но в некоторых случаях, при своевременном выявлении болезни и устранении причины, ее вызвавшей, избавиться от болзени возможно.

К таким заболеваниям, способным привести к деменции, относятся: опухоли головного мозга, нормотензивная гидроцефалия, заболевания щитовидной железы, субдуральные гематомы.

Причины возникновения

  • Присутствие в анамнезе больного: инсульта, артериальной гипертензии, черепно-мозговых травм и других соматических заболеваний;
  • Осложнения почечной недостаточности и тяжелых аутоиммунных болезней (рассеянный склероз, системная красная волчанка и другие), сахарный диабет, дефицит эстрогенов и гиперлипидемия;
  • Злоупотребление наркотическими веществами и алкоголем;
  • Воздействие токсических веществ;
  • Возраст и семейный анамнез.

Симптомы болезни и ее диагностика

  • Недержание мочи и нарушения походки, что является признаками нормотензивной гидроцефалии;
  • Сильные головные боли;
  • Неряшливость, агрессивность и раздражительность в отношениях с окружающими;
  • Случаи, когда больной не может найти дорогу домой;
  • Неправильное употребление слов;
  • Отсутствует целенаправленная психическая деятельность и наблюдаются нарушения абстрактного мышления;
  • Нарушения памяти. Человек не может вспомнить даже свое имя. Снижается умственная работоспособность;
  • Афазия (нарушения речевых функций);
  • Апраксия (нарушение выполнения целенаправленных двигательных навыков);
  • Агнозия (невозможность распознать объекты, при сохраненном сенсорном восприятии);
  • Неустойчивость во время ходьбы;
  • В тяжелых случаях больной зависим от постороннего ухода. Происходит распад личности. МРТ показывает атрофию головного мозга;
  • Больные резко худеют, могут слышать «посторонние голоса», которые содержат угрозы. У таких больных наблюдаются зрительные обманы восприятия, т. е. они якобы видят человека, который ходит у них по квартире и может нанести вред больному и его родным.

Согласно клиническим признакам существует две формы деменции:

  • Лакунарная форма — характерно поражение структур, которые отвечают за интеллектуальную деятельность. В этом случае страдает кратковременная память. При этом у больного остается критическое отношение к своему общему состоянию. Незначительно нарушается эмоционально-волевая сфера (больной слезлив и эмоционально лабилен);
  • Тотальная форма — происходит распад ядра личности с ее полной деградацией. Исчезают стыдливость, чувство долга, происходит утрата духовных ценностей.

При подозрении на наличие у больного деменции проводится разностороннее обследование. Назначаются консультации терапевта, невролога. Для исключения токсических поражений проводится лабораторная диагностика: анализ крови на сахар, липидограмма, печеночные пробы, на гормоны щитовидной железы, на уровни витаминов, ВИЧ и другие.

Одним из методов диагностики является шкала Хачинского. Она позволяет дифференцировать сосудистую деменцию от болезни Альцгеймера. Состоит шкала Хачинского из перечня тринадцати симптомов. Совпадение семи пунктов и более говорит о наличии сосудистой деменции. Совпадение менее семи пунктов может констатировать о болезни Альцгеймера.

Для диагностики бозени используются также обследования: магнито-резонансная томография и резонансное сканирование.

Деменция у детей

Чаще болезнь поражает взрослых, но иногда может возникнуть и у детей.

Причинами возникновения заболевания у детей могут быть инфекционные заболевания и отравления, а также некоторые детские болезни (болезнь Ньюмана-Пика, болезнь Баттена, болезнь Лафора), опухоли головного мозга, черепно-мозговые травмы.

Основными симптомами деменции у детей раннего возраста выступают ослабление, а иногда и полная утрата приобретенных навыков: двигательных, самообслуживания, опрятности.

Наблюдаются нарушения речи — от обеднения запаса слов, до ее полной утраты (сенсомоторная и моторная афазии). У ребенка пропадает чувство привязанности к родственникам.

В период школьного возраста наблюдается снижение умственной работоспособности. Ребенок не может обобщать и осмысливать события.

В этот период становятся особенно заметны нарушения памяти и невозможность концентрации внимания.

Старческая деменция

Обычно старческая деменция возникает после 65-70 лет. Болезнь начинается незаметно. Изменения личности происходят в виде обострений определенных черт характера.

Так, настойчивость переходит в упрямство, бережливость — в скупость, недоверие — в подозрительность. У больного наблюдается рассеянность, неряшливость, эгоцентризм, забывчивость, обедняется речь.

Завершением старческого слабоумия становятся психический и физический маразм.

Происходит утрата речи, теряются приобретенные навыки, больной постоянно лежит в позе эмбриона. Ухаживая за больным старческой деменцией нужно стараться не реагировать на необоснованные упреки, быть терпимым и спокойным.

Формы старческой деменции

  • Легкая форма — резко снижается социальная активность. Человек не желает общаться с родными и друзьями, отказывается от любимых увлечений. Но он может обслужить себя, может остаться дома без последствий. На ранних стадиях пациенты могут реагировать раздражительностью и враждебностью на утрату памяти и самостоятельности.
  • Умеренная форма — больные в большей мере теряют обычные навыки (включение газовой плиты, телевизора). Они испытывают депрессивно-тревожное состояние и страдают от одиночества. При этом сохраняются гигиенические навыки, больной контролирует физиологические процессы. Однако он нуждается в контроле со стороны родных и близких.
  • Тяжелая форма — пациент усложняет жизнь близким. Он становится невменяемым. Для него становятся невыполнимыми элементарные действия — ходить в туалет, умываться. В некоторых случаях любая помощь со стороны близких ему людей воспринимается с яростью. Больные теряют способность самостоятельно питаться, у них проявляется недержание мочи, утрачивается способность глотать. В результате развивается риск появления симптомов недостатка питания, возникновения пневмоний и пролежней.

Лечение и уход  в домашних условиях

Уход за больным с деменцией ложится на близких людей. Многим приходится увольняться с работы. Иногда — это единственный выход.

В связи с уходом за престарелыми людьми с синдромом деменции можно дать следующие рекомендации:

  • Избегайте спешки в общении с больным;
  • Говорите мягко и спокойно, используйте простые слова;
  • Соблюдайте режим дня и сна больного;
  • При возникновении конфликтной ситуации постарайтесь вызвать положительные эмоции у больного человека;
  • Нужно создать в квартире безопасные условия для пребывания больного человека. Должен быть свободным вход в комнату. Опасные для здоровья вещества, ножи и другие опасные предметы должны храниться в недоступном для больного месте;
  • Для исключения скольжения и профилактики травматизма лучше постелить ковровые изделия;
  • В ванной необходимо установить поручни и нескользящие коврики;
  • Больному нужно надеть медицинский браслет с информацией о больном и контактами, если больной потеряется.
  • Нельзя резко изменять жизненный уклад больного. Иногда при помещении больного в стационар наблюдаются резкие ухудшения его состояния;
  • Для больного необходимо создать нормальные условия для ведения активного образа жизни. Он должен меньше лежать в дневное время. При возможности привлекайте больного к выполнению различных заданий по домашнему хозяйству. Активность должна приносить радость и удовольствие больному.

Иногда поведение больного становится неконтролируемым. Возникают дополнительные заболевания (пневмония, сепсис), с которыми ухаживающий за больным, не может справиться самостоятельно. Для того, чтобы пожилой родственник имел возможность получить квалифицированный уход, можно рекомендовать размещение его в платные пансионаты для больных деменцией или воспользоваться помощью сестры-сиделки.

Как вылечиться от заболевание?

Деменция лечится под контролем психиатра. Лечение длительно и требует большой настойчивости. Добиться стойких улучшений сложно, а иногда это просто невозможно. Чтобы замедлить скорость развития болезни, врач-психиатр назначает лекарство от депрессии, которое улучшает метаболизм нервных клеток головного мозга, способствует ускорению мозгового кровообращения.

Большое значение имеют психолого-педагогические занятия. Групповая психотерапия поможет сохранить межличностный и разговорный опыт. Назначается курс нейропротекторов: глицин, семакс, церебролизин.

Используются для лечения: галантамин, мемантин и др. Препараты необходимо принимать постоянно. При необходимости симптоматического лечения назначают транквилизаторы, снотворные, антидепрессанты.

Все препараты, для профилактики осложнений, назначаются в минимально допустимых дозах.

При лечении деменции следует не забывать об отказе от курения, необходимо практиковать несложные умственные и физические упражнения, нормализовать рацион и режим питания. Все это поможет замедлить прогрессирование заболевания и отдалит приближение тяжелейших форм старческого слабоумия.

Важно сохранить к пациенту гуманное отношение, уважать его как личность. Это очень трудно. Но вы должны понимать, что нарушения его поведенческой реакции — это последствия тяжелой болезни, а не приобретенные новые черты характера.

 — «Деменция или потеря ума»

Источник: http://onevroze.ru/simptomy-demencii-i-metody-ee-lecheniya.html

Слабоумие: симптомы у детей, признаки и лечение болезни

Деменция у детей

Под слабоумием, также называемом олигофренией, понимают нарушение интеллектуальной деятельности или заметное отставание от среднего для конкретного возраста умственного развития. Симптомы слабоумия у детей проявляются в разной степени в зависимости от уровня умственной отсталости.

Только высококвалифицированный специалист сможет определить степень тяжести заболевания, после чего назначит соответствующее лечение. Олигофрения не излечивается полностью, однако можно добиться превосходных результатов, проводя терапию и профилактику болезни.

Стоит более детально разобраться в том, что же такое слабоумие у детей, из-за чего оно возникает, и какие симптомы сопутствуют данному расстройству.

Слабоумие у ребенка может развиваться с самого детства по разным причинам

Умственная отсталость

Слабоумие у детей – это целая группа состояний умственной отсталости, психического недоразвития с ярко выраженными признаками недостаточного интеллекта. Такие состояния могут быть врожденными или приобретенными в первые годы жизни крохи.

Это тяжелая семейная, и в то же время социальная проблема, над разрешением которой ученые задумываются и по сей день. Самым сложным моментом является осознание родителей реального положения дел и состояния своего дитя. Далеко не каждая мама готова принять то, что у ее малыша слабоумие, даже если признаки болезни выражены максимально четко.

Далеко не каждый отец готов психологически согласиться с тем, что его сын или дочь страдают от олигофрении.

Причины слабоумия

Одной главной причины возникновения олигофрении не существует, однако ученые выявили целый ряд факторов, ведущих к слабоумию:

  • Наследственный фактор.
  • Хромосомные аномалии и мутации генов.
  • Влияние факторов окружающей среды: пренатальные (предродовые), перинатальные (факторы, относящиеся к предродовому периоду, непосредственно родам и первому времени после них), постнатальные (послеродовые).
  • Инфекция.

Довольно часто можно встретить детей со слабоумием, родители которых также страдали этим заболеванием. Также бывают случаи, когда врачи не могут установить одну главную причину болезни, так как к ее возникновению могут привести различные факторы: кровоизлияние в мозг, внутриутробная инфекция, гипоксия плода и пр.

Причиной слабоумия может стать инфекция, мутация генов, наследственный фактор

Степени слабоумия и симптоматика

Чтобы досконально разобраться в симптомах слабоумия у детей, необходимо взглянуть на степени умственной отсталости и их классификацию:

  1. Легкая отсталость или дебильность, когда коэффициент умственного развития составляет 0,50-0,70. В данном случае ребенок способен вести простую деятельность, при этом он испытывает трудности с запоминанием, проблемы в социальных отношениях с другими детьми. Чаще всего детей с таким диагнозом отправляют на учебу в специальные школы, где предусмотрена особая программа обучения.
  2. Умственная отсталость средней степени или имбецильность. Дитя можно обучить выполнять несложные задания и поручения, однако к полностью самостоятельной жизни такие дети не приспособлены, и требуют постоянного внимания со стороны взрослого человека.
  3. Тяжелая умственная отсталость или идиотия. Показатели коэффициента умственного развития находятся на достаточно низком уровне – ниже 0,20. Такие дети самостоятельно не могут даже одеться или принять пищу, хотя и обладают некоторыми зачатками речи. Память практически не развита, ребенок не способен чему-либо научиться. Заболевание нередко сопровождается нарушениями развития внутренних органов и физическими недостатками.

Стоит увидеть:  Заговор от слабоумия

Для определения степени заболевания необходимо обратиться за качественной медицинской помощью. В условиях стационара проводится обследование, больной некоторое время находится под наблюдением специалистов, после чего устанавливается диагноз.

Дети с легкой отсталостью испытывают определенные трудности с запоминанием, сталкиваются с проблемами в отношениях со сверстниками, однако могут самостоятельно выполнять некоторые действия

Лечение слабоумия

Для правильного и наиболее эффективного лечения важно как можно раньше распознать симптомы умственного отставания и определить степень тяжести болезни, также следует выяснить причину ее возникновения.

Важно ежедневное наблюдение за поведением малыша, врачи-психологи проводят специальные тесты, применяются различные инновационные методы для определения степени психического расстройства. Только после этого назначается лечение, направленное на снижение проявлений заболевания, обучение маленького человечка определенным действиям, которые помогут ему в дальнейшем вести самостоятельную жизнь.

Принципы немедикаментозного лечения состоят в следующих моментах:

  • Психологическая поддержка больного ребенка, проведение с ним близкой беседы. Ни в коем случае нельзя изолировать его от общества и общения. Изоляция ведет к еще более серьезным негативным последствиям.
  • Помещение его в специальную школу, где он сможет обучаться самостоятельной жизни, приобретать какие-то знания и навыки. Обучение позволяет развивать фантазию, мышление и воображение, помогает начать взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
  • Умение со стороны родителей слушать пожелания своего чада и выражать свои мысли так, чтобы тот понимал их.

В качестве медикаментозного лечения иногда применяются транквилизаторы, нейролептики и другие препараты, оказывающие успокаивающее действие на больного. Такие средства больше направлены не на лечение, а на устранение явных признаков психического расстройства.

Для таких детей важна психологическая помощь со стороны их родителей

Нередко люди со слабоумием находятся в психиатрических клиниках только из-за того, что родные испугались и отказались от них, когда те были еще совсем детьми. С одной стороны, таких родителей можно понять, но с другой – это их ребенок, и совсем не важно, от какой болезни он страдает, важно – помочь ему справиться с проблемой и адаптироваться к этому миру.

Мы рассмотрели основные признаки слабоумия у детей, а также способы лечения болезни. Это серьезное расстройство, которое может доставить массу неудобств как самим детям с таким диагнозом, так и их родителям, однако чем скорее будет диагностирована умственная отсталость, тем лучше будет протекать ее лечение.

Источник: http://psycholekar.ru/psihicheskie-rasstroystva/simptomyi-slaboumiya-u-detey.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.