Формы дизартрии

Содержание

Какие существуют степени дизартрии – формы тяжести

Формы дизартрии

Для выстраивания правильной схемы лечения и коррекции команде врачей необходимо не только поставить диагноз дизартрия, но и классифицировать форму, степень и выраженность заболевания.

  • Классификация степеней заболевания
  • Особенности, сопровождающие виды дизартрии
  • Методы выявления степеней

Классификация степеней заболевания

Классификация, согласно которой устанавливают степени дизартрии, основана на анализе тяжести симптомов, их выраженности и общей картине нарушения.

Выделяют следующие степени тяжести дизатрии:

  1. легкая;
  2. средняя;
  3. тяжелая.

Легкая степень дизартрии

Чаще всего в этом случае подразумевается скрытая форма речевого дефекта, так как она отличается не столь явной картиной болезни и общностью симптомов. Расстройства речи и моторики негрубые, а осложнения незначительные.

При определении важно учитывать как симптомы нарушения речи, так и общие. Так, стертую дизартрию определяют следующие речевые симптомы:

  • Нечеткие или смазанные звуки.
  • Замещение звуков в трудных ребенку словах.
  • Проблемы в произношении согласны звуков, наподобие «ш», «х».
  • Звонкие согласные имеют глухой звук.
  • Трудности в выговаривании гласных: «и», «у».
  •  Голос слабый, невыраженный.

К неречевым симптомам относят:

  1. Дыхание частое, неглубокое.
  2. Слабость артикуляции.
  3. Трудности в осуществлении произвольности управления языком.
  4. Легкое слюнотечение.
  5. Моторная неловкость.
  6. Легкое напряжение при жевании и глотании.
  7. Слабые изменения в выражении эмоций посредством мимики.

Средняя степень дизартрии

Это, так называемая, умеренная тяжесть. Она характеризуется более выраженными и тяжелыми симптомами (бульбарная дизартрия).

К речевым симптомам относят:

  • Неразборчивая неясная речь.
  • Смазанная речь.
  • «Проглатывание» окончаний.
  • Неяркий, глухой голос.
  • Расстройство окраски голоса (глухость, хриплость, назализованность).
  • Монотонность в речи.

Неречевые симптомы характеризуются:

  1. Расстройством мышечного тонуса лица, речевого аппарата.
  2. Слабой мимикой.
  3. Замедленной артикуляцией.
  4. Затруднением произвольности управления языком.
  5. Усиленным слюнотечением.
  6. Затруднением жевательных, глотательных движений.
  7. Усилением рвотного рефлекса.
  8. Непроизвольными движениями.
  9. Изменениями в дыхании, его ритмичности и глубине.

Тяжелая степень дизартрии

В первую очередь, этот тяжкий недуг характеризуется анартрией, то есть полным (иногда остаются незначительные элементы речи) дефицитом звукообразования. Наступает это нарушение вследствие паралича речевой мускулатуры, расстройств нервной системы.

У детей наблюдаются тяжесть артикуляции во всех ее ветвях (артикуляционной, фонаторной, дыхательной). Присутствуют выраженные спастические парезы, гипертонус или гипотонус мышц, гиперкинезы, атаксия и апраксия. Иногда дефект такой значительный, что невозможно слитно произнести слог из нескольких звуков.

Лицо таких детей отличается полной амимичностью, имеет вид маски. Движения языка им неподвластны, а губы ограничены в своем функционале, слюнотечение обильное. Процессы захвата пищи, жевания и глотания почти не контролируются детьми, вследствие чего они полностью зависят от окружающих.

При этом анартрию тоже подразделяют на степени тяжести:

  • Речь и голос отсутствуют вовсе.
  • Голосовые реакции присутствуют.
  • Имеется звуко-слоговая составляющая речи.

Особенности, сопровождающие виды дизартрии

Необходимо учесть, во время изучения заболевания, что деление дизартрии по степени тяжести, где имеются 3 степени, – это не единственная классификация. Основная – по локализации пораженного участка.

Таким образом, выделяют бульбарную, корковую, псевдобульбарную, мозжечковую, подкорковую. Каждая имеет свои особенности. Так, при мозжечковой, помимо изменений в виде толчкообразной речи, имеются мозжечковые симптомы – неустойчивость походки, тремор и т. д. При подкорковой – выражены гиперкинезы. И все виды дизартрии имеют 3 степени тяжести.

По статистике, самая распространенная форма – псевдобульбарная. Рассмотрим на ее примере особенности болезни в соответствии со степенью.

Для легкой не присущи грубые изменения. Затруднены аккуратные, нуждающиеся в точности движения. Они замедлены и мало дифференцированы. Ребенок изредка поперхивается при глотании, нарушения актов жевания мало выражены.

Основной особенностью этой степени дизартрии будет недостаток плавности, темпа речи, смазанные при произношении звуки. Наибольшую трудность у них вызывают «ж», «ш», «ц», «ч», мягкие звуки.

Дети с таким нарушением могут производить замену некоторых звуков.

Дизартрия средней степени тяжести диагностируется у большинства людей с таким диагнозом. Она может проявляться в нарушении произвольности движений, в том числе и регулировании работы речевого аппарата, у таких больных снижена артикуляция.

Им трудно выполнять такие действия, как надувание щек, сжимание или даже полное прикрытие рта, ограничение подвижности языка. Кроме того, диагностируется ослабление чувствительности – пациент не определяет место, к которому прикоснулся врач.

Речь замедлена также в силу снижения артикуляции, она смазана и малопонятна (особенно это заметно при произношении схожих гласных – «а»-«у», «и»-«ы» – и шипящих звуков). Голос тихий и имеет носовой оттенок. Лицо сильно ограничено в мимике, она почти отсутствует, лицо приобретает вид маски. Нарушены функции захвата, жевания и глотания, присутствует сильное слюнотечение.

При тяжелой степени псевдобульбарной дизартрии будут сильно выражены симптомы, грубые нарушения могут доходить до полной потери способности к звукообразованию. Если присутствует речь, то она будет нечленораздельной, невнятной, напряженной. Дети при произношении меняют звуки, разделяют их на составные («ц» слышится, как «тц»).

Самый серьезный вариант при этой степени тяжести – анартрия с полной амимичностью лица. При этом лицо приобретает странное выражение, так как опущенная нижняя челюсть способствует постоянно открытому рту, язык при этом неподвижен, но находится во рту. Слюнотечение обильное, процесс жевания и глотания сильно нарушен.

Особенностью проявления дизартрии также является то, что при любой степени (и виде) болезни у ребенка возможны негативные симптомы в разных компонентах речи.

То есть, проявления могут не зависеть от степени тяжести. Так, при легкой степени выраженности врач может отметить изменения, как в фонетическом, так и в грамматическом устройстве речи.

А при тяжелой все нарушения могут ограничиваться только грамматическим.

Методы выявления степеней

При речевых нарушениях важно установление не только формы, но и степени тяжести заболевания. Так, распространена диагностическая практика, когда ребенка, после амбулаторного обследования, при системном нарушении речи, отправляют на медико-социальную экспертизу, где и будет подтверждено наличие у него легкой, средней или тяжелой степени дизатрии.

На обследовании большую роль играют различные неврологические и логопедические пробы и тесты. Основными среди них являются методики на выявление нарушений мимики, особенности дыхания, голоса, моторные и артикуляционные характеристики, состояние мышц и речевого аппарата в целом.

В схему работы входят:

  1. Опрос (родителей, в первую очередь) и осмотр. Уточняют длительность заболевания, основные жалобы, при осмотре смотрят общее физическое развитие, состояние языка, мягкого неба, наличие или отсутствие парезов и гиперкинезий.
  2. Функциональные пробы. Применяют 2 пробы: первая заключается в высовывании широкого языка изо рта и удержании его в одном положении, вторая – в осуществлении движений языком в стороны, вверх и вниз, при этом врач держит руку на шее ребенка.
  3. Пробы на мимическую моторику: попросить ребенка прищуриться, поднять-опустить брови, улыбнуться, надуть губы.
  4. Исследование артикуляции: повторение поз по образцу, по словесной инструкции (поднять руки, дотронуться до носа пальцем руки).
  5. Изучение письменной речи.
  6. Изучение устной речи: произношение слов, звуков, предложений.
  7. Методики на изучение координации движений: пройтись по прямой, постоять на одной ноге.

После этого, на основе результатов тестов, осмотра и в соответствии с критериями, комиссией устанавливается диагноз и степень тяжести.

Источник: https://blog.oratorskoeiskusstvo.com/narushenie-rechi/stepeni-dizartrii.html

Виды дизартрии и их характеристика

Формы дизартрии

В последние годы различные виды дизартрии все чаще наблюдаются у детей различных возрастов. Диагноз этот весьма распространенный, однако, пугает многих родителей.

Он проявляется в виде дисфункций речевого аппарата при звукопроизношении вследствие недостаточной связи между тканями и клетками и нервными окончаниями.

Кроме того, недостаточная лабильность мимики лица и других органов речи являются общей симптоматикой различных видов дизартрии. Подобные ограничения существенно препятствуют полноценной артикуляции.

Из-за чего так происходит

Причинами появления задержки развития речи могут разные факторы, поэтому при первых признаках развития данного дефекта, необходимо обратиться к узкопрофильным специалистам и начать соответствующее лечение.

В большинстве случаев дизартрия, как вид нарушения речевого развития, возникает на фоне детского церебрального паралича и имеет те же причины развития. Поражения в центральной нервной системе случаются на разных этапах эмбрионного развития, в процессе родов или на ранних стадиях развития ребенка.

Поражения ЦНС и развитие речевого аппарата у детей

Главными факторами для развития различных видов дизартрии у детей являются осложнения во время беременности: токсикозы, угрозы выкидыша, хронические патологии у матери, патологии при беременности, гипоксия плода или асфиксия при рождении и другие нежелательные состояния.

Выраженность нарушения артикуляции напрямую связана со степенью нарушений двигательных функций при ДЦП. Так, например, при гемиплегии дизартрия или анартрия диагностируется почти у всех пациентов.

Причинами развития различных видов дизартрии при ДЦП могут стать инфекционные заболевания, интоксикации и травмы на протяжении беременности или конфликт резус-факторов матери и плода, а также поражения ЦНС в раннем детстве, возникающие после перенесенных нейроинфекций, гнойных отитов, гидроцефалии, черепно-мозговых травм и интоксикаций.

Различные виды дизартрии у взрослых могут появиться после развития инсульта, травмы мозга, хирургических вмешательств и новообразований в мозге. Нарушения речи могут проявиться у больных некоторыми формами склероза, миастенией или сирингобульбией. Дизартрия часто встречается при болезни Паркинсона, миотонии, нейросифилисе и олигофрении.

Виды дефектов речи

Различные речевые нарушения, имеют несколько разновидностей и зависят от локализации места поражения. Различают следующие виды дизартрии:

  • Бульбарная. Характеризуется поражением большого количества нервных окончаний, приводящих к параличу мышц, участвующих в звукопроизношении и мимике. Данная дисфункция сопровождается затруднениями при проглатывании еды.
  • Псевдобульбарная. Возникает при повреждениях и дисфункциях некоторых участков мозга приводит к параличу мышц речевого аппарата. Основное отличие данного нарушения – монотонность и невыразительность говора.
  • Мозжечковая. Нарушения вследствие поражения мозжечка мозга. В этом случае характерна нестабильность структуры речи – растягивание проговариваемых слов с постоянно меняющейся громкостью.
  • Корковая. Возникает при одностороннем повреждении коры мозга, с нарушением некоторых структур. В этом случае общая структура звукопроизношения остается, но в разговоре ребенка присутствует неверное произношение слогов.
  • Подкорковая (иногда ее называют с гиперкинетической и ассоциируют с экстрапирамидной). Происходит вследствие поражений подкорковых узлов головного мозга. Для данного вида дизартрии у детей характерна невнятность речи с гнусавым оттенком.
  • Экстрапирамидная. Происходит поражение участков головного мозга, которые отвечают за деятельность лицевых мышц.
  • Паркинсоническая. Встречается при развитии болезни Паркинсона и проявляется в виде монотонной, замедленной речи.
  • Стертая форма. Сопровождается нарушениями в процессе выговора шипящих и свистящих звуков.
  • Холодовая. Является симптомом миастении (нервно-мышечной патологии). Для данного вида дизартрии характерны затруднения в речи вследствие изменения температуры окружающей среды того места, где находится ребенок.

Для диагностики речевых нарушений и затруднений при звукопроизношении используются различные методики. Только после определения точного диагноза назначается соответствующий курс лечения, поскольку отличающиеся по локализации виды дизартрии проявляются по-разному и при этом требуют индивидуального воздействия в каждом конкретном случае.

Основные признаки и симптоматика дизартрии

Охарактеризовать присутствующие нарушения звукопроизношения ребенка может только квалифицированный специалист, однако некоторые проявления дизартрии родители сами могут выявить. Обычно кроме речевых нарушений у маленького пациента наблюдается сбивчивая речь с изменениями темпа и мелодичности речи. Общими характеристиками всех видов дизартрий могут быть такие проявления:

  • Отчетливо заметно нарушение речевого дыхания: к концу фразы речь как будто затухает, а ребенок при этом начинает задыхаться или чаще дышать.
  • Слышны нарушения голоса: обычно у детей с дизартрией он слишком высокий или писклявый.
  • Заметны нарушения мелодичности речи: ребенок не может изменить высоту тона, говорит монотонно и невыразительно. Словесный поток звучит слишком быстро или наоборот замедленно, но и в том и в другом случае он не понятный.
  • Кажется, что ребенок говорит в нос, однако, признаков насморка не наблюдается.
  • Наблюдаются различные виды нарушений звукопроизношения при дизартрии: произношение искажается, пропускается или заменяется другими звуками. Причем это не относится к какому-то одному звуку – могут не выговариваться сразу несколько звуков или звукосочетаний.
  • Выраженная слабость артикуляционной мускулатуры может проявляться по-разному. Если рот открыт, то язык малыша самопроизвольно вываливается, губы могут быть слишком сжаты или напротив быть чересчур вялыми и не смыкающимися, при этом может наблюдаться повышенное слюноотделение.

Отдельные признаки нарушений звукопроизношения заметны еще в раннем детстве. Поэтому большинство внимательных родителей своевременно обращаются к специалистам, что позволяет вполне успешно подготовить ребенка к школе.

При эффективном лечении некоторых форм дизартрии ребенок может свободно обучаться в обычной школе.

Для остальных случаев существуют специальные коррекционные программы обучения, поскольку при тяжелых нарушениях в развитии речевого аппарата невозможно полноценное формирование навыков чтения и письма.

Дислалия и ринолалия: причины и виды

Обследование дизартрии зачастую выявляют и другие виды нарушений звукопроизношения, характерных для детей и взрослых с нормальным слухом и сохраненной иннервацией речевого аппарата. В этом случае может быть выявлена функциональная или механическая дислалия.

Функциональные нарушения речи в случае дислалии связаны с дисфункцией усвоения системы произношения в детском возрасте. Причинами возникновения подобного расстройства могут быть связаны с:

  • общей физической ослабленностью организма, обусловленной частыми заболеваниями в период формирования речевого аппарата;
  • дефицитом развития фонематического слуха;
  • педагогической запущенностью, неблагоприятными социальными и речевыми условиями, в которых развивается ребенок;
  • двуязычием в общении с ребенком.

Функциональную дислалию подразделяют на моторную и сенсорную. Они обусловлены появлением нейродинамических сдвигов в отделах головного мозга, отвечающих за речь (в первом случае) и за речеслуховой аппарат (во втором случае).

В зависимости от проявлений тех или иных признаков различают такие виды дислалии, как акустико-фонематическая, артикуляторно-фонематическая и артикуляторно-фонетическая.

Механическая дислалия может появиться в любом возрасте из-за повреждений периферической системы речевого аппарата. Причинами появления такой формы нарушения звукопроизношения могут стать:

  • недостатки и дефекты в строении челюстей и зубного ряда;
  • аномалии в строении уздечки языка;
  • изменения в строении и форме языка;
  • нарушения в строении твердого и мягкого неба;
  • атипичное строение губ.

Коррекция дислалии

Обычно дислалия успешно устраняется. Однако эффективность и период коррекции зависят от возрастных и индивидуальных особенностей пациента, а также от регулярности и полноты занятий с логопедом и участия родителей.

Известно, что у детей младшего возраста этот дефект устраняется гораздо быстрее и проще, чем у старшеклассников.

Ринолалия: причины возникновения и классификация

Нарушения тембра, темпа и мелодичности голоса, а также затруднения звукопроизношения могут быть связаны с анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата.

Ринолалия возникает при врожденных физиологических аномалиях в строении твердого или мягкого неба и носовой полости.

Подобные дефекты изменяют структуру и функции речевого аппарата, а значит, и механизм формирования звукопроизношения.

Логопеды выделяют открытую, закрытую и смешанную формы ринолалии. Кроме того, данный дефект может быть механическим или функциональным.

Открытая ринология характеризуется изменениями в сообщении между носовой и ротовой полостью. Это явление обуславливает одновременное свободное прохождение воздушного потока через нос в рот, что приводит к появлению резонанса при фонации. Данный дефект имеет механическую природу образования (может быть врожденным или приобретенным).

Закрытая ринолалия обусловлена наличием препятствия, ограничивающего выход воздушной струи через нос.

При механической форме нарушения звукопроизношения связаны с физиологическими дисфункциями зева и носоглотки, возникающими вследствие образования полипов, аденоидов или искривления носовой перегородки.

Функциональная форма ринолалии обусловлена наличием гиперфункции мягкого неба, преграждающего путь воздушной струи в нос.

Смешанная форма ринолалии характеризуется непроходимостью носа и недостаточностью небно-глоточного затвора. В этом случае наблюдается отсутствие носовых фонем и гнусавость голоса.

Коррекция ринолалии

Расстройства, лежащие в основе ринолалии, требуют участия в устранении данного дефекта комплексного взаимодействия специалистов разных областей: хирургов-стоматологов, стоматологов-ортодонтов, отоларингологов, логопедов и психологов.

Функциональная ринолалия в большинстве случаев имеет благоприятный прогноз и корректируется с помощью специальных фониатрических упражнений и логопедических занятий.

Однако в данном случае положительный результат лечения зависит от срока обращения к специалистам, полноты проводимого воздействия и заинтересованности родителей.

Эффект преодоления органической формы во многом определяется результатами хирургического вмешательства, сроками начала и полнотой занятий с логопедом.

Коррекция речевых нарушений

Дизартрии, как вид нарушения речевого развития, требуют комплексного лечебно-педагогического воздействия. В данном случае осуществляется сочетание логопедической коррекции, медикаментозного лечения и ЛФК.

Логопедические занятия

Во время проведения занятий с детьми, страдающими различными видами дизартрии, особое внимание специалисты уделяют общему развитию всех сторон речи ребенка: пополнению словарного запаса, развитию фонетического слуха и правильному грамматическому построению фраз.

Сегодня для этого создаются специальные логопедические группы в детских садах и речевых школах. Здесь применяются преимущественно игровые коррекционные методики с использованием интерактивных тренажеров и специальных программ, позволяющих быстро избавиться от обнаруженных проблем в присутствующей речи.

Дополнительно используются логопедический массаж и артикуляционная гимнастика, укрепляющие мышцы речевого аппарата.

Лечение медикаментозными препаратами

Для устранения практически всех видов дизартрии применяются специальные схемы медикаментозного лечения. Основные препараты, используемые в устранении речевых нарушений – ноотропы.

Эти средства способствуют улучшению высших функций мозга: стимулируют мозговую деятельность, облегчают обучающие процессы и улучшают память.

Наибольшую популярность у врачей-неврологов, наблюдающих детей с различными речевыми нарушениями, получили такие препараты, как “Пантогам” (по-другому гопантеновая кислота), “Фенибут”, “Магне-В6”, “Церебролизин”, “Кортексин”, “Церепро” и многие другие препараты, улучшающие работу сосудистой системы и головного мозга.

Лечебная физкультура и массаж

При лечении различных видов дизартрии также используют специальные методики лечебной гимнастики. Сюда можно отнести упражнения, направленные на улучшение общей моторики и стимуляцию артикуляционных возможностей, развитие слухового восприятия и улучшение работы дыхательной системы.

Прогноз

Эффективность лечения различных видов дизартрии, выявленных еще в раннем детском возрасте, в большинстве случаев носит неопределенный характер. Так происходит из-за возможных необратимых нарушений головного мозга и ЦНС.

Основная задача проводимого лечения затрудненного звукопроизношения – научить ребенка говорить так, чтобы окружающие его понимали.

Кроме того, комплексное воздействие способствует дальнейшему улучшению восприятия элементарных навыков письма и чтения.

Источник: http://fb.ru/article/379800/vidyi-dizartrii-i-ih-harakteristika

Дизартрия – формы, причины, коррекция, симптомы, лечение

Формы дизартрии

Человека отличает от животных организованная и структурированная речь, которая имеет множество функций. Каждого человека с самого рождения обучают речи.

Если возникают различные формы отклонений и причины деформации речи, которые и являются симптомами болезней, тогда ребенка направляют на коррекцию или лечение.

Дизартрия является одним из подобных нарушений, которые необходимо устранять с помощью специалистов.

Уже в раннем возрасте можно отметить, что у ребенка нарушена речь. На этапе формирования артикуляционного аппарата данный факт трудно установить, поскольку всем детям трудно дается правильное произношение слов и фраз. Однако со временем это становится явным. В первую очередь можно обратиться к логопеду, чтобы он провел диагностику речи ребенка и установил диагноз.

Что такое дизартрия?

Что такое дизартрия? Это нарушение речи, при котором ребенок неправильно (искаженно или затрудненно) произносит звуки, слова, фразы, слоги. Причиной данного расстройства ученые называют поражение головного мозга или различные нарушения в артикуляционном аппарате:

  • Иннервация ых связок, мышц мягкого неба или лицевых мышц в результате различных заболеваний, например, волчьей пасти или заячьей губы.
  • Отсутствие зубов.

Следствием речевой дизартрии развивается письменная, когда ребенок не может научиться правильному письму из-за неправильности произношения звуков и слогов. В тяжелых формах дизартрия приобретает формы непонятной для окружающих речи. Вследствие этого ребенок становится замкнутым и изолированным, а также нарушается склонность к нарабатыванию письменных навыков.

перейти наверх

Причины дизартрии

Главной причиной дизартрии врачи называют поражение головного мозга, в результате чего возникает иннервация артикуляционного аппарата – органы, которые участвуют в создании речи, мало подвижны. К ним относятся губы, язык, нёбо, ые связки и пр.

Если дизартрия проявляется у взрослых людей, то у них не отмечается нарушение письма и чтения. Данные функции сохраняются. Однако появление дизартрии у детей приводит к расстройству в письме и чтении.

Ребенок уже изначально становится неспособным к какой-либо форме речи. Устная речь при этом лишена плавности, сопровождается изменением темпа (то ускоряется, то замедляется), сбитым ритмом дыхания.

Выделяют следующую классификацию дизартрии:

  1. Скрытую. Имеет стертую симптоматику, поэтому ее путают в дислалией, от которой дизартрия отличается очагом неврологических симптомов.
  2. Выраженную. Ее основными симптомами являются непонятность, нечленораздельность, невыразительность интонации, дыхания, голоса, а также нарушенное звукопроизношение.
  3. Анартрию – полное отсутствие звуковоспроизведения.

Другими причинами дизартрии у детей могут быть:

  • Токсикоз во время беременности.
  • Неправильное развитие плаценты.
  • Несовместимость резус-факторов.
  • Вирусные заболевания во время беременности.
  • Стремительные или длительные роды.
  • Инфекционные болезни мозга у новорожденного.

Другими причинами дизартрии у взрослых становятся:

  • Сосудистая недостаточность.
  • Перенесенный инсульт.
  • Генетические, прогрессирующие или дегенеративные болезни нервной системы (болезнь Хантингтона, Альцгеймера).
  • Опухоль или воспаление головного мозга.
  • Рассеянный склероз.
  • Астенический бульбарный паралич.

Дизартрия делится на степени тяжести:

  1. Легкая – нарушение мелкой моторики, движений артикуляционных органов, произношения звуков. Речь нечеткая, но понятная.
  2. Тяжелая – связана с детскими церебральными параличами.

Менее распространенными причинами дизартрии называют:

  • Передозировка лекарства.
  • Отравление угарным газом.
  • Травмы головы.
  • Интоксикация вследствие злоупотребления наркотиками или алкоголем.

перейти наверх

Дизартрия у детей

Часто дизартрия проявляется у детей, что имеет своеобразные формы проявления. Ее можно распознать по:

  1. Трудностям в произношении всех звуков. Дети их коверкают, искажают.
  2. Трудностям с жеванием и глотанием.
  3. Недоразвитости мелкой и крупной моторики: трудно прыгать на одной ноге, застегивать пуговицы, вырезать из бумаги.
  4. Трудностям с освоением письменной речи.
  5. Трудностям в употреблении предлогов и при составлении предложений.
  6. Расстройству голосообразования, изменению интонации, ритма и темпа речи.

Комбинация всех расстройств, которые отмечаются у ребенка при дизартрии, отличается в зависимости от тяжести болезни, степени, очага поражения нервной системы и времени развития. Отличаются речевые, двигательные и психические расстройства у данной категории детей.

Таких детей следует обучать в специализированных школах, где сначала проводится диагностика и уточнение вида и степени болезни, после чего применяется индивидуальный подход к обучению малыша.

перейти наверх

Формы дизартрии

Выделяют различные формы дизартрии:

  1. Бульбарная – проявляется в снижении мышечного тонуса, атрофии или параличе мышц языка и глотки. Речь становится невнятной, замедленной, нечеткой. Возникает вследствие опухолей или воспаления в продолговатом мозге. Люди с данной формой дизартрии обладают низкой мимической деятельностью.
  2. Подкорковая – проявляется в нарушении тонуса и непроизвольных движениях мышц (гиперкинез). В спокойном состоянии и обстановке в кругу знакомых и близких ребенок неправильно произносит слова, звуки, фразы. Ситуация усугубляется, если ребенок попадает в стрессовую обстановку – он не может произнести ни слога. Изменяется интонация, темп и ритм. Речь становится либо быстрой, либо медленной, при этом существует большой разрыв между словами. Развиваются дефекты звукообразования и коммуникационные навыки. Может также развиться нарушение слухового аппарата.
  3. Мозжечковая – проявляется в скандировании или выкрикивании звуков. Возникает редко.
  4. Корковая – проявляется в произношении целых фраз и предложений. Возникают паузы между слова, словно при заикании. Если речь идет интенсивно, тогда возникают различные видоизменения звуков. В то же время отдельные слова ребенок произносит без труда.
  5. Стертая (легкая).
  6. Псевдобульбарная – проявляется чаще всего вследствие различных травм при родах или интоксикации. Легкая форма выражается замедленной и затрудненной речью, что объясняется малой подвижностью губ или языка. Тяжелая форма выражается полным обездвиживанием речевого аппарата, амимичностью, ограниченностью движений губ, в открытом рте.

перейти наверх

Стертая дизартрия

Достаточно часто встречается стертая дизартрия, при которой основными характерными признаками являются:

  • Плохая дикция.
  • Невнятность и невыразительность речи.
  • Замена и искаженность звуков.

Впервые данную форму дизартрии описала О. Токарева, которая указывала на то, что отдельное произношение звуков у детей не вызывает труда, однако произношение их в сложных словах и фразах уже приводят к искажению. Речь становится размытой, нечеткой, смазанной.

Поражение головного мозга приводит к развитию стертой дизартрии. Обычно ее выявляют в 5-летнем возрасте. Если имеются подозрения на наличие дизартрии, ребенка следует отвести к невропатологу, который диагностирует болезнь, а затем назначит лечение. Коррекционная терапия слабо развита, однако она включает комплекс медикаментов, психолого-педагогической работы и логопедической помощи.

Помимо замены или полного отсутствия звуков, у ребенка наблюдается неспособность обучиться навыкам самообслуживания, нарушения в крупной моторике, а также невозможность держать рот закрытым из-за вялости мышц челюсти.

перейти наверх

Псевдобульбарная дизартрия

Перенесенные в раннем возрасте инфекционные болезни или травмы головы приводят к появлению псевдобульбарной дизартрии, которая характеризуется нарушением речевой моторики, сосательного рефлекса, глотания. Мышцы лица вялые, изо рта наблюдается слюноотделение.

По степени тяжести выделяют такие формы псевдобульбарной дизартрии:

  • Легкая форма проявляется в неточной, замедленной, невыраженной речи. Также отмечаются нарушения в глотании и жевании. Звуки трудно произносятся и лишены голоса.
  • Средняя форма характеризуется амимичностью и вялостью мышц лица. Детям трудно вытянуть губы вперед или надуть щеки. Также почти неподвижным становится язык. Мягкое небо также практически не участвует в звукообразовании.
  • Тяжелая форма (анартрия) проявляется полным параличом мышц. Лицо маскообразное, челюсть свисает, рот открыт. Речь практически отсутствует, является нечленообразной.

перейти наверх

Диагностика дизартрии

Дизартрию следует не только диагностировать, но и дифференцировать от других болезней, таких как дислалия и афазия. Врач основывает свои выводы на тех навыках, которые уже должны наблюдаться у ребенка, которого проверяют.

Если малыш еще не говорит, то обращают внимание на его крик. У страдающих от дизартрии крик является тихим и носовым. Может наблюдаться отвисание нижней губы, асимметричность лицевых мышц.

Ребенок может не брать в рот груди, захлебываться молоком, синеть.

Со временем проявляется неспособность ребенка проговаривать звуки. У него также наблюдаются проблемы с глотанием, жеванием. Чем старше становится ребенок, тем больше отмечаются различные отклонения:

  1. Замедленная речь.
  2. Слабовыраженная артикуляция.
  3. Наличие синкинезии.
  4. Просодическое расстройство.
  5. Трудности в удержании и переключении артикуляции.
  6. Нарушение в произношении звуков и их автоматичности.

перейти наверх

Лечение дизартрии

Главное направление в лечении дизартрии – это восстановление функций правильной артикуляции, чтобы ребенок мог в дальнейшем спокойно общаться и обучаться. Все происходит тремя способами: прием лекарств, ЛФК и логопедическая работа. Здесь устраняются нарушение голоса, расстройство речевого дыхания и артикуляции.

Среди медикаментов назначают ноотропы: Энцефабол, Глицин и пр. Лечебная гимнастика включает упражнения, которые разрабатывают мышцы лица. В качестве основного метода лечения выступает массаж, где прорабатываются все мышцы артикуляционного аппарата. Активно используется дыхательная гимнастика А. Стрельниковой.

Ребенок должен тренироваться проговаривать звуки, слова и предложения. Это можно делать как самостоятельно, так и с логопедом. Помимо этого упор делается на развитии моторики и устранении прочих дисфункций.

перейти наверх

Коррекция дизартрии

Самостоятельно вылечить дизартрию не получится. Здесь необходимо пользоваться услугами сайта психотерапевтической помощи psymedcare.ru и прочих специалистов.

Помимо лечебных мер можно прибегнуть к дельфинотерапии, сенсорной терапии, изотерапии, пескотерапии и пр. Коррекция дизартрии зависит от степени тяжести болезни.

В основном с больным работает логопед, который разрабатывает его артикуляционный аппарат, дыхание, мышцы лица и т. д.

Коррекционная работа делится на такие этапы:

  1. Массаж, когда разрабатываются мышцы лица.
  2. Упражнения по формированию артикуляции.
  3. Автоматизация при звукопроизношении.
  4. Правильное произношение звуков.

перейти наверх

Дизартрия

Формы дизартрии

Дизартрия – это расстройство речи в целом, а не затруднение в произношении отдельных звуков, в следствии недостаточной иннервации органов речевого аппарата: связок, языка, мышц мягкого неба, губ, дыхательных и лицевых мышц. Это заболевание может иметь свои последствия в виде нарушения письменной речи, чтения и поведения.

Причины дизартрии

В подавляющем большинстве случаев (более 80%) дизартрия сопровождается ДЦП (детским церебральным параличем) и вызывается теми же нарушениями в центральной нервной системе. Эти нарушения могут возникнуть, как во время беременности, так и в первые два года жизни, а также во взрослом состоянии.

К факторам возникновения дизартрии относятся:

  • Гипоксия
  • Токсикозы во время беременности
  • Резус-конфликт
  • Болезни матери
  • Родовые травмы и патологии беременности
  • Энцефалит, менингит
  • Черепно-мозговые травмы
  • Отит среднего уха
  • Гидройефалия
  • Интоксикация организма
  • Инсульт
  • Опухоли головного мозга
  • Рассеянный склероз, атеросклероз и т.д.

Симптомы дизартрии

Дизартрия проявляется в нечленораздельности речи, когда человек произносит слова нечленораздельно, как будто с «набитым ртом», может появляться гнусавость, как при гайморите, произношение слов по слогам с периодическим их проглатыванием, нарушения ритма речи.  

Дизартрия сопровождается повышенным тонусом мышц речевого аппарата, что вызывает быструю усталость. Также может возникнуть и обратное – гипотония, при которой становится вялым язык, губы, щеки, повышается слюноотделение.

При дизартрии страдает произношение всех звуков, в том числе и гласных, а также происходят нарушения речевого дыхания, которые влияют на интонации и громкость речи.

Виды дизартрии

Деление дизартрии на виды происходит по месту дислокации повреждения, по степени нарушения речи и по определяющему (наиболее выраженному симптому). Рассмотрим наиболее распространенный формы дизартрии.

Бульбарная дизартрия – развивается в следствие поражения продолговатого мозга. При данной форме дизартрии нарушается связ между мышцами артикуляции с ЦНС. В результате больному с трудом удаются правильные движения языка и губ, которые находятся в расслабленном состоянии. В целом лицо становится малоподвижным, по является повышенное слюноотделение.

Псевдобульбарная дизартрия – в более чем 80% случаев возникает в следствие ишемического инсульта головного мозга у людей старше 50 лет, либо в любом возрасте при травмах головного мозга. При заболевании выражена атрофия мышц речевого аппарата, приводящая к монотонности речи, также затрудняется жевание и глотание, повышается слюноотделение.

Корковая (кортикальная) дизартрия – нарушение лобной коры в редультате травм, опухолей или перенесенных заболевания таких, как энцеыалит или менингит, в результате которых частитчно теряются нейромедиаторные функции.

При данном виде дизартрии нарушается произношение согласных и темп речи, пропадает автоматизм артикуляции, появляется гнусавость.

Нарушения в лобной извилине также приводят к дисфункции других мышц организма, помимо артикуляционных.

Мозжечковая дизартрия – нарушения реичи в следствие поражения мозжечка. Это заболевание встречается достаточно редко, чаще всего сопровождает другие фирмы дизартрии. Симптомами нарушений мозжечка и его связей с другими отделами мозга является мягкость неба и языка, «пьяная речь», скандирование отдельных звуков или слогов, затухание речи в конце фразы, нарушение ударений.

Степени развития дизартрии

В логопедии дизартрия подразделяется по принципу выраженности симптомов и понятности  речи для слушателей. Таким образом, специалисты выделяю 4 степени заболевания.

1 степень – стертая дизартрия. В этом случае симптомы почти не наблюдаются и в большинстве случаев выявить их может только логопед. У детей такие нарушения выявляются в возрасте около 5 лет. Симптомами стертой дизартрии могут быть: проглатывание или искажение слогов и звуков, плохая дикция, в целом невыразительная речь.

2 степень дизартрии (типичная) – когда дефекты произношения хорошо заметны, но речь остается понятной для слушателя.

3 степень (тяжелая) – речь существенно нарушана и доступна для понимания только близких

4 степень – сильные нарушения речи – полное непонимание окржающими или абсолютное отсутствие.

Диагностика дизартрии

Нарущениями речи у детей и взрослых занимаются логопеды и неврологи. Основными методами диагностики заболевания являются: ЭЭГ, электро- миография, нейрография, МРТ головного мозга.

При обследовании у логопеда происходит постановка диагноза исходя из анамнеза развития речи, произношения, дыхания, восприятия речи, артикуляции и многих других факторов, которые будут сопоставляться с данными неврологических исследований.

Лечение и профилактика дизартрии

Лечение различных видов нарушений речи всегда проходит комплексно с помощью трех основных направлений: логопедия, лечебная физкультура, медикаментозная терапия.

При постановке диагноза, логопед учитывает общую картину развития речи ребенка, а невропатолог опирается также и на анамнез беременности.

При коррекции речи логопедом используются игровые методы, программа разрабатывается индивидуально для каждого ребенка.

Важную роль в коррекции речи играет лечебная физкультура для артикуляционных мышщ и логопедический массаж.  Для успешной коррекции, крайне важно выявить нарушения на ранних стадиях.

Так как дизартрия, как правило, проявляется на фоне заболеваний ЦНС, необходима медикаментозная терапия, в которой используются: ноотропные вещества, препараты для сосудов, успокоительные, лекарства, стимулирующие метаболизм.

Заметим, что тяжелая дизартрия не поддается полному лечению, в таких случаях терапия направлено на максимальное восстановление функций речи и на социализацию ребенка. 

Источник: https://klinika-zdorovya.ru/diseases/dizartriya

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.