Головной мозг и спинной мозг у детей

Особенности нервной системы у детей

Головной мозг и спинной мозг у детей

Анатомо-физиологические особенности нервной системы у детей

Головной мозг ребенка

Развитие головного мозга ребенка

У новорождённых относительная величина головного мозга больше, чем у взрослых: его масса составляет около 1/8 массы тела (в среднем 400 г), в то время как у взрослых – 1/40 массы тела.

Крупные извилины и борозды уже хорошо выражены, хотя и имеют меньшую глубину и высоту. Мелких борозд и извилин (третичных) мало, они постепенно формируются в течение первых лет жизни. Клетки серого вещества, проводящие системы (пирамидный путь и др.) полностью не сформированы, дендриты короткие, малоразветвлённые.

По мере развития борозд и извилин (увеличивается их количество, изменяется форма и топография) происходит и становление миело и цитоархитектоники разных отделов головного мозга. Особенно интенсивно этот процесс происходит в первые 6 лет жизни. Анатомически мозговые структуры созревают до уровня взрослых лишь к 20 годам.

Считают, что количество нервных клеток больших полушарий после рождения не увеличивается, а идут лишь их дифференцировка и увеличение размеров и объёма. Созревание клеток продолговатого мозга заканчивается в основном к 7 годам. Позднее всего, в период полового созревания, заканчивается дифференцировка клеточных элементов серого вещества гипоталамической области.

Подкорковые образования двигательного анализатора, интегрирующие деятельность экстрапирамидной системы, формируются уже к рождению. Однако движения новорождённого хаотичны, не целенаправленны, имеют атетозоподобный характер, преобладает тонус мышц сгибателей. Этот уровень организации движений называют пирамидностриарным.

Мозжечок и неостриатум ещё недостаточно развиты. Координация движений начинает постепенно развиваться уже после рождения. Вначале это касается глазных мышц, что проявляется у ребёнка на 2-3й неделе жизни фиксацией взора на ярком предмете.

Затем ребёнок начинает следить за движущейся игрушкой, поворачивая голову, что свидетельствует о начальной координации движений шейных мышц.

Твёрдая мозговая оболочка у новорождённых относительно тонкая, сращена с костями основания черепа на значительном протяжении. Мягкая, богатая сосудами и клетками, и паутинная оболочки мозга очень тонкие. Субарахноидальное пространство, образованное этими листками, имеет незначительный объём.

Спинной мозг ребенка

Особенности спинного мозга у детей

Спинной мозг у новорождённых по сравнению с головным морфологически представляет собой более зрелое образование. Это определяет его более совершенные функции и наличие спинальных автоматизмов к моменту рождения.

К 2-3 годам заканчивается миелинизация спинного мозга и корешков спинного мозга, образующих “конский хвост”. Спинной мозг растёт в длину медленнее позвоночника. У новорождённого он оканчивается на уровне Lm, в то время как у взрослого – у верхнего края L”.

Окончательное соотношение спинного мозга и позвоночника устанавливается к 5-6 годам.

Миелинизация нервных волокон

Процесс миелинизации нервных волокон

Важный показатель созревания нервных структур – миелинизация нервных волокон. Она развивается в центробежном направлении от клетки к периферии. Фило и онтогенетически более старые системы миелинизируются раньше.

Так, миелинизация в спинном мозге начинается на 4-м месяце внутриутробного развития, и у новорождённого она практически заканчивается. При этом вначале миелинизируются двигательные волокна, а затем – чувствительные. В разных отделах нервной системы миелинизация происходит неодновременно.

Сначала миелинизируются волокна, осуществляющие жизненно важные функции (сосания, глотания, дыхания и т.д.). Черепные нервы миелинизируются более активно в течение первых 3-4 мес жизни. Их миелинизация завершается приблизительно к году жизни, за исключением блуждающего нерва.

Аксоны пирамидного пути покрываются миелином в основном к 5-6 мес жизни, окончательно – к 4 годам, что приводит к постепенному увеличению объёма движений и их точности.

Развитие условно-рефлекторной деятельности у детей

Один из основных критериев нормального развития мозга новорождённого – состояние основных безусловных рефлексов, так как на их базе формируются условные рефлексы. Кора головного мозга даже у новорождённого подготовлена для формирования условных рефлексов. Вначале они формируются медленно.

На 23-й неделе жизни вырабатывается условный вестибулярный рефлекс на положение для кормления грудью и покачивание в люльке. Затем идёт быстрое накопление условных рефлексов, образующихся со всех анализаторов и подкрепляющихся пищевой доминантой.

Условный рефлекс на звуковой раздражитель в виде защитного (мигательного) движения век образуется к концу 1го месяца жизни, а пищевой рефлекс на звуковой раздражитель – на 2м. В это же время формируется и условный рефлекс на свет.

В целом уже на самых ранних этапах развития созревание нервной системы осуществляется по принципу системогенеза с формированием в первую очередь отделов, обеспечивающих жизненно необходимые реакции, отвечающие за первичную адаптацию ребёнка после рождения (пищевые, дыхательные, выделительные, защитные).

Исследование нервной системы у детей

Методика исследования нервной системы у детей

При оценке развития и состояния нервной системы учитывают жалобы, результаты расспроса матери, а в старшем возрасте – и ребёнка. Обращают внимание также на крик, двигательную активность, мышечный тонус, безусловные рефлексы, патологические неврологические знаки, психомоторное развитие.

Медицинский осмотр ребенка

При осмотре новорождённого обращают внимание на стигмы дизэмбриогенеза (малые аномалии развития), окружность и форму головы, состояние черепных швов и родничков, наличие кефалогематом, родовой опухоли, кровоизлияний в склеры глаз. У более старших детей оценивают поведение и реакцию на окружающее (безразличие, сонливость, апатия, страх, возбуждение, эйфория), а также настроение, выражение лица, мимику, жесты и т.д.

Крик новорождённого ребенка

Начало осмотра нередко сопровождается громким криком. Длительность крика здорового ребёнка адекватна действию раздражителя (голод, тактильные или болевые воздействия, мокрые пелёнки и др.). Вскоре после устранения дискомфорта крик прекращается.

Нервная система и нервнопсихическое развитие

Нервная система у детей участвует во взаимодействии организма с окружающей средой, регулирует все его внутренние процессы и их постоянство [температуру тела, биохимические реакции, артериальное давление (АД), питание тканей, обеспечение их кислородом и т.д.], т.е. гомеостаз.

Источник: https://www.medmoon.ru/rebenok/d_bol18.html

Как устроены спинной и головной мозг

Головной мозг и спинной мозг у детей

  • Спинной мозг
    • Как устроен
    • Функциональность
  • Головной мозг

Человеческая нервная система состоит из центральной и периферической, которая располагается вне позвоночника и вне черепа. А спинной и головной мозг являются главными составляющими ЦНС.

Спинной мозг

ЦНС — центральная нервная система, анатомия человека гласит о том, что две главных составляющих этой системы — это головной мозг и спинной.

Человеческий спинной мозг расположен внутри позвоночника и является его составляющей. Имея цилиндрическую форму, спинной мозг сужается к копчику.

Он устроен так, что оболочки, которые находятся вокруг мозга, защищают его от воздействия внешних факторов.

Как устроен

Длина мозга у женщин согласно анатомии чуть меньше, чем у мужчин. Если у представительниц прекрасного пола эта длина составляет 42 см, то у мужчин достигает 45 см. Вес колеблется от 35 до 38 граммов. Он имеет два утолщения: одно располагается на уровне шейного отдела, а второе на уровне поясничного.

Как и всё тело, спинной мозг симметричен, для того чтобы проследить эту симметрию, нужно посмотреть на него в разрезе. Соединяются эти половинки спайкой, которая является перегородкой между одинаковыми частями.

При рассмотрении видно, что в самом центре находится серое вещество, которое состоит из отростков и нейронов. При этом видны так называемые передние и задние рога.

Название появилось отнюдь не по какой-то научной причине: в разрезе рога напоминают часть организма животного.

Если говорить о разрезе каждого отдела, то грудной и поясничный отделы отличаются тем, что в этих местах спинной мозг образует ещё и боковые выступы, которые тоже называют рогами.

Анатомия человека и то, как развита его нервная система, распорядились так, что передние рога позволяют организму передвигаться, ведь именно там находятся двигательные нейроны. Центр мозга – это не просто серая субстанция, которая находится в самом центре, здесь расположены и кровеносные сосуды.

Спинной мозг имеет несколько разновидностей нейронов, вот три группы:

  1. Чувствительные. Их особенность заключается в том, что они являются одной из составляющих спинномозговых узлов, а также в отличие от остальных групп нейронов они имеют разветвление дендритов и аксонов.
  2. Двигательные. Крупные нейроны, которые имеют аксоны, из-за того, что они отвечают за двигательный аппарат человека, должны быть длинными. Из-за этого хоть они и длинные, но разветвлений почти не имеют.
  3. Находящиеся в промежуточной зоне. Поскольку они заполняют эту зону серого вещества, их аксоны не выполняют таких функций, как две другие группы нейронов, и разделяются на 2, иногда на 3 ветки.

Белое вещество окружает серое. Белое вещество имеет в своем составе нервные волокна как мякотных, так и безмякотных, кровеносных сосудов. Рога серого вещества разделяют белое на так называемые столбы, которых в результате получается три. Их называют передним столбом и задними. Нервная система – это в любом случае масса нервных волокон, белое вещество имеет нервные волокна в своем составе.

Если говорить о каком-то соотношении, как белое вещество будет относиться к серому, то дать однозначный ответ вряд ли получится.

Это вовсе не значит, что до сих пор никто не смог определить их количество, в разных сегментах оно разное. Белое вещество в крестцовом и поясничном сегменте находится в малом количестве.

Если рассматривать белое вещество в верхних грудных сегментах, то здесь его будет больше и в соотношении превышает серое вещество.

Ещё одна оболочка, которая защищает как серое, так и белое вещество, называется нейроглиальной. В составе этой оболочки находятся кровеносные сосуды. Кроме этой оболочки, существует ещё паутинная.

Состав этой оболочки своеобразен — рыхлая соединительная ткань. Особенность паутинной оболочки в том, что именно в ней и циркулирует спинномозговая жидкость.

Для паутинной оболочки важно то, что она прилегает еще к одной.

Название этой оболочки – твердая наружная. Плотная соединительная ткань этой оболочки позволяет ей выполнять функцию защиты, а эластичные волокна дают гибкость. Тем самым белое вещество и все оболочки позволяют защищать серое вещество. Белое вещество, оболочки мозга, кроме защитной функции, имеют и другие.

Помимо этого, мозг человека делится на сегменты примерно так же, как делится позвоночник на позвонки.

Функциональность

Каких-то необычных функций у мозга нет, он выполняет две функции: проводниковую и рефлекторную.

Рефлекторная заключается в том, что при изменении, которое влияет на организм снаружи, у человека возникают рефлексы. Проводниковая функция проводит импульсы, получаемые извне. Происходит передача «информации» от кожи и слизистых оболочек головному мозгу, а также обратный процесс.

Головной мозг

Как и спинной мозг, головной по анатомии человека состоит из белого и серого вещества. Но в то же время его строение настолько сложное, что изменение в области головного мозга может полностью нарушить его жизнедеятельность. Считается, что в мозге человека находится 14 млрд. нейронов.

Головной мозг разделяется на несколько составляющих. Анатомия человека распорядилась так, что в состав головного мозга входят: продолговатый, мозжечок, варолиев мост, промежуточный и средний, концевой.

Если сравнивать соотношение массы головного мозга и спинного, то вес первого больше. Анатомия животных демонстрирует, что у них, если масса головного мозга и превосходит массу спинного, то не так ощутимо, как у человека.

У мужчин головной мозг весит около 1400 граммов, у женщин он будет на 10% меньше по весу по той причине, что женщина сама по себе меньше, чем мужчина.Превышение веса мозга или его меньший вес никоим образом не влияет на умственные способности человека.

Нарушение происходит только в том случае, если мозг весит до килограмма, тогда у человека будут проблемы со строением мозга, а как следствие, и с умственными способностями этого индивида.

Ядра мозгового ствола имеют 12 пар нервов, хоть они и не имеют сегментов в отличие от спинного мозга, и отвечают за функции организма. Нервная система разделяет черепно — мозговые нервы на зрительные, глазодвигательные, отводящие, обонятельные, языкоглоточные, лицевые, блуждающие, подъязычные, тройничные, блоковые, добавочные, слуховые.

Развитие

Головной мозг и человеческая нервная система меняются с возрастом, ведь у новорожденного мозг весит около 400 граммов. Кроме того, как распорядилась анатомия человека по поводу его объема, есть возрастные изменения. Ведь вспомните, после рождения ребенок не может и слова сказать, а со временем в состоянии выполнить тест или же составить логическую цепочку.

При рождении у ребенка более развиты филогенетические отделы мозга. И можно наблюдать, что некоторые части будут иметь больший вес в соотношении к весу тела, нежели у взрослого человека. Особенности новорожденного в том, что имеются извилины, но только те, которые считаются основными, а мелкие не видны.

Наиболее активно развивается нервная система, а соответственно и все её составляющие в возрасте от 2 до 11 лет.

Многие наверняка наблюдали, что у одного ребенка умственное развитие находится на уровне, а другой отстает.

Как показывает практика, наследственные особенности человека образуют деятельность только 30% головного мозга, остальные же 70% зависят от массы факторов, которые идут извне.

Возрастные особенности ребенка от 2 до 4 лет заключаются в том, что он стремится всё сделать сам. Родители стараются не позволять многое, дабы оградить его от ушибов или каких-то увечий, это правильно, но когда это доходит до абсурда, то может повлиять на развитие ребенка.

Возрастные особенности трехлеток состоят в том, что с изучением внешнего мира они познают не только принципы жизнедеятельности человека.

Они создают в своем мозгу первые вопросы: так ли я делаю как нужно? В этом возрасте появляется первое понимание того, какие есть особенности общения, значение тех или иных действий и многое другое.

Если до 4 лет ребенок берется за всё подряд, то в возрасте от 4 до 6 лет его посещает сомнение, а смогу ли я это сделать? В такой период значение имеет поведение родителей, каждое «нет» и критика останавливают не только инициативность ребенка, но и его возрастные особенности развития. Он не пробует – а соответственно не учится ничему новому. Поэтому критика должна быть мягкой, она подчеркивает то, что он сделал хорошо, а мало указывает на то, что не получилось.

В период с 6 до 11 лет ребенок познает особенности общения в социуме и поведения. Происходит работа на результат. В этот период очень важно, как к подходу в изучении предметов относятся родители. Возрастные особенности этого возраста заключаются в том, что ребенок очень обучаем, у него нет истин, которые могут быть неправильными и которые нужно переучивать.

В этом возрасте следует различать лень и усталость, родители стараются не ставить перед свои чадом основные цели, а нагружают ребенка, чтобы он умел и плавать, и танцевать, и рисовать, и петь, и сочинять стихи, и многое другое.

Получается так, что ребенок берется за всё, а результата нет, постарайтесь исключить некоторые занятия из этого списка, тогда ему будет легче сконцентрироваться на чем-то одном и достичь чего-то.

Важно следить, как развивается нервная система у подростков, и хотя активного роста головного мозга здесь не наблюдается, а вот умственные способности можно довести до совершенства. Многие считают, что тест IQ или тест на определение активности одного из полушарий – это для взрослых.

Впервые попробовать пройти тест IQ можно в 13-15 лет. Этот тест не определяет развитие с точки зрения начитанности и не требует объяснить значение знаков и терминов. Он направлен на то, чтобы определить, насколько развито мышление человека, образует ли ваше сознание логические цепочки.

Развитие и возрастные особенности зачастую тоже учитываются при определении полученных баллов.

Что же касается взрослого человека, то его нервная система становится более стойкой ко всем переживаниям. Мозг полностью сформирован, анатомия с точки зрения его роста уже не действует на него.

Но в этом возрасте важно продолжать изучение, это будет иметь значение в том плане, что, как и мышцы организма, нервная система, а именно головной мозг нуждается в тренировках.

Вы можете тренировать отделы, для этого существуют тесты, которые помогают понять основные принципы таких занятий.

Следите за тем, чтобы мозг не получал механических травм, когда повреждается какая-то ткань. Анатомия человека хоть и показывает, что после операции пациент полностью возвращается к прежней жизни, но в большинстве случаев дает сбой нервная система.

Источник: http://drpozvonkov.ru/sustavy/anatomy/spinnoy-i-golovnoy-mozg.html

ЦНС: головной и спинной мозг

Головной мозг и спинной мозг у детей

Мозг является центром управления нашим телом. Все чувства, мысли или действия обусловлены работой ЦНС.

Головной мозг контролирует тело, посылая электрические сигналы по нервным волокнам, которые сначала объединяются в спинной мозг, а затем расходятся по различным органам ( по периферической нервной системе).

Спинной мозг представляет собой «шнур» из нервных волокон и располагается посередине позвоночного столба. Головного и спинной мозг образуют вместе центральную нервную систему (ЦНС).

Головной и спинной мозг омываются прозрачной жидкостью, называемой спинномозговой, или, для краткости, ликвором.

ЦНС состоит из миллиардов нервных клеток, называемых нейронами. Для поддержки нейронов также наличествуют так называемые глиальные клетки.

Иногда глиальные клетки могут озлокачествляться, становясь причиной возникновения глиальных опухолей мозга.

Различные области мозга контролируют различные органы тела, а также наши мысли, воспоминания и чувства. Существует, например, речевой центр, центр зрения, и т.п.

Опухоли ЦНС могут развиться в любой области мозга, образуясь из:

  • Клеток, непосредственно составляющих мозг;
  • Клеток нервов, входящих или выходящих;
  • Мозговых оболочек.

Симптомы опухолей в первую очередь определяются их локализацией, поэтому для того, чтобы понять, почему возникают те или иные симптомы, необходимо иметь представление об анатомии и основных механизмах функционирования центральной нервной системы.

Мозговые оболочки

Череп защищает мозг. Внутри черепа располагаются, охватывая мозг, три тонких слоя тканей. Это так называемые мозговые оболочки. Они также выполняют защитную функцию.

Передний мозг

Передний мозг разделен на две половины – правое и левое полушария головного мозга. Полушария контролируют наши движения, мышление, память, эмоции, чувства и речь.

 Когда нервные окончания выходят из мозга, они перекрещиваются – переходят с одной стороны на другую. Это означает, что нервы, которые отходят от правого полушария, контролируют левую половину тела.

 Поэтому, если опухоль головного мозга вызывает слабость левой части тела,  то локализуется она в правом полушарии. Каждое полушарие делится на 4 области, называемые:

  • Лобная доля;
  • Височная доля;
  • Теменная доля;
  • Затылочная доля.

В лобной доли содержатся участки, которые управляют особенностями личности, мышлением, памятью и поведением. В задней части лобной доли находятся области, контролирующие движения и чувства. Опухоль в этой части мозга также может повлиять на зрение или обоняние пациента.

Височная доля контролирует поведение, память, слух, зрение и  эмоции. Также здесь расположена зона эмоциональной памяти, в связи с чем опухоль данной области  может вызвать странные чувства, что пациент уже был где-то или сделал что-то  раньше (так называемое, дежавю).

Теменная доля отвечает, в основном, за все, что связано с языком. Опухоль здесь может повлиять на речь, чтение, письмо и понимание слов.

В затылочной доле находится зрительный центр мозга. Опухоли этой области могут вызывать проблемы со зрением.

Тенториум

Тенториум – это лоскут ткани, который является частью мозговых оболочек. Он отделяет задний мозг и ствол мозга от остальных его частей. Врачи используют термин «супратенториальные», имея  в виду опухоли, расположенные выше тенториума, кроме заднего мозга (мозжечок) или ствола мозга; «инфратенториальные» – расположенные ниже тенториума – в заднем мозге (мозжечке) или в стволе мозга.

Задний мозг (мозжечок)

Задний мозг также называют мозжечком. Он контролирует равновесие и координацию. Так, мозжечковые опухоли могут привести к потере равновесия или трудностях в координации движений.

 Даже такое простое действие, как ходьба, требует точной координации – вы должны контролировать ваши руки и ноги, и делать правильные движения в нужное время.

 Как правило, мы даже не думаем об этом – мозжечок делает это за нас.

Ствол мозга

Ствол мозга контролирует функции организма, о которых мы обычно не думаем. Давление крови, глотание, дыхание, сердцебиение – все перечисленное управляется этой областью. 2 основные части ствола мозга называются мост и продолговатый мозг. Ствол мозга также включает в себя небольшую площадь выше моста, называемую средний мозг.

Ствол головного мозга, в том числе, является частью мозга, которая соединяет передний мозг (большие полушария) и мозжечок со спинным мозгом. Все нервные волокна, выходя из мозга, проходят через мост, далее следуя в конечности и туловище.

Гипофиз

Эта небольшая  железа расположена прямо в центре мозга. Она производит множество гормонов, за счет чего осуществляет регуляцию различных функций организма. Гипофизарные гормоны контролируют:

  • Рост;
  • Скорость большинства процессов (обмен веществ);
  • Продукцию стероидов в организме;
  • Продукцию яйцеклеток и их овуляцию – в женском организме;
  • Выработку спермы – в мужском организме;
  • Продукцию молочными железами их секрета после рождения ребенка.

Желудочки

Желудочки – это пространства внутри мозга, наполненные жидкостью, называемой спинномозговой, сокращенно – ликвором. Желудочки соединяются с пространством в центре спинного мозга и с мембранами, покрывающими мозг (мозговыми оболочками).

 Так, жидкость может циркулировать вокруг головного мозга, через него, а также вокруг спинного мозга. Жидкость представляет собой, в основном, воду с небольшим количеством белка, сахара (глюкозы), белых кровяных клеток и небольшого количества гормонов.

 Растущая опухоль может блокировать циркуляцию жидкости. В результате повышается давление внутри черепа из-за нарастающего объема ликвора (гидроцефалия), что вызывает соответствующие симптомы.

 При некоторых видах опухолей мозга, раковые клетки могут распространяться в спинномозговой жидкости, вызывая симптомы, похожие на менингит – головные боли, слабость, проблемы со зрением и двигательной функцией.

Первичные опухоли

Большинство нвообразований у взрослых произрастают из:

  • Переднего мозга;
  • Мозговых оболочек;
  • Нервов, отходящих от мозга либо идущих к нему.

У детей картина несколько иная  – 6 из 10 (60%) опухолей располагаются в мозжечке или в стволе мозга, только 4 из 10 (40%) находятся в переднем мозге.

Вторичные опухоли

В большинстве своем, опухоли у взрослых не развиваются из клеток мозга, а представляют собой другие виды рака, которые распространились в ЦНС (метастазы). Это так называемые метастатические опухоли мозга.

У детей метастазы встречаются редко.

« предыдущая страница  |  продолжение статьи »

Материал оказался полезным?   

Источник: http://abromed.ru/diseases/cns-tumors/bt/brain/

Строение и заболевания центральной нервной системы

Головной мозг и спинной мозг у детей

Центральная нервная система представляет собой основу всей нервной системы человеческого организма. Все рефлексы и функционирование жизненно необходимых органов подчиняются именно ей.

Когда пациенту ставится диагноз, связанный с нарушениями в ЦНС, не каждый понимает, что входит в нервную систему человека.

Она есть у всех живых существ, но при этом ЦНС имеет некоторые особенности, например, у человека и других позвоночных она состоит из головного и спинного мозга, которые защищены черепом и позвоночником.

Структура

Центральная нервная система человека состоит из двух мозгов: головного и спинного, которые тесно взаимосвязаны. Они будут рассмотрены более подробно ниже. Основная функция ЦНС – это контроль всех жизненно важных процессов, происходящих в организме.

Головной мозг несёт ответственность за мыслительную функцию, возможность говорить, слуховое и зрительное восприятие, а также он позволяет координировать движения.

Спинной мозг отвечает за регуляцию работы внутренних органов, а также позволяет телу двигаться, но только под контролем головного мозга.

За счёт этого, спинной мозг выступает в роли носителя сигналов, переданных из головы ко всем участкам тела.

Осуществляется этот процесс за счёт нейронного устройства мозгового вещества. Нейрон представляет собой основную единицу нервной системы, имеющую электрический потенциал и обрабатывающую сигналы, получаемые от ионов.

Вся ЦНС отвечает за следующие составляющие, помогающие адаптироваться во внешнем мире:

  • осязание;
  • слух;
  • память;
  • нюх;
  • зрение;
  • эмоции;
  • мышление.

Центральная нервная система человека образована из серого и белого вещества.

Первое из перечисленных – это нервные клетки, имеющие маленькие отростки. Серая субстанция расположена в спинном мозге в самом центре. А в головном мозге именно эта субстанция представляет собой кору.

Белое вещество расположено под серым, в нём содержатся волокна нервов, которые составляют пучки, входящие в состав самого нерва.

Оба мозга, исходя из анатомии, окружены следующими оболочками:

  1. Паутинная, расположенная под твёрдой частью. В её составе имеются сосудистая сетка и нервы.
  2. Твёрдая, представляющая собой наружную оболочку. Расположена она внутри позвоночного канала и черепа.
  3. Сосудистая, соединённая с мозгом. Эта оболочка образуется из большого количества артерий. Она отделена от паутинной особой полостью, внутри которой находится мозговое вещество.

Такое строение центральной нервной системы присуще человеку и всем позвоночным животным. Что касается хордовых, то у них ЦНС имеет вид полой трубки, называемой невроцеля.

Функции

Работа центральной нервной системы, если говорить кратко, заключается в осуществлении следующих процессов:

  • регуляция мышечных движений ОДС;
  • регулирование работы желёз внутренней секреции, к числу которых относятся слюнные, щитовидные, поджелудочные и другие;
  • возможность реализации обоняния, зрения, осязания, слуха, вкуса и поддержки равновесия.

Таким образом, функции ЦНС – это восприятие, анализ и синтез центростремительных импульсов, которые возникают во время раздражения рецепторов, находящихся в тканях и органах.

ЦНС обеспечивает приспособление человеческого организма к окружающей среде.

Вся система должна функционировать как единый слаженный организм, так как только за счёт этого становится возможной адекватная реакция в ответ на раздражители из окружающего мира.

Наиболее распространённые патологии

Патологии центральной нервной системы человека, её строения и функций могут быть спровоцированы различными факторами, начиная с врождённых заболеваний и заканчивая инфекционными.

Условно причинами нарушения центральной нервной системы могут быть следующие аспекты:

  1. Сосудистые заболевания.
  2. Инфекционные патологии.
  3. Врождённые аномалии.
  4. Нехватка витаминов.
  5. Онкология.
  6. Состояния, вызванные травмой.

Сосудистые патологии обусловлены следующими факторами:

  • проблемы в сосудах мозга;
  • нарушение мозгового кровоснабжения;
  • заболевания сердечно-сосудистой системы.

К числу заболеваний сосудистого характера относятся атеросклероз, инсульт и аневризма. Такие состояния являются наиболее опасными, так как они часто приводят к летальным исходам или инвалидности.

Например, инсульт приводит к отмиранию нервных клеток, вследствие чего полное выздоровление невозможно. Аневризма истончает стенки сосудов, из-за чего сосуд может лопнуть, что приведёт к выбросу крови в окружающие ткани.

Такое состояние чаще всего заканчивается смертью.

Что касается психики, то на функциональность головного мозга оказывают негативное влияние даже отрицательные установки, мысли и планы человека. Если он чувствует себя недолюбленным, обиженным или испытывает постоянное чувство зависти, то его нервная система может давать серьёзный сбой, выражающийся в различных заболеваниях.

При инфекционных патологиях первоначально поражается ЦНС, после чего ПНС. К числу таковых относятся следующие состояния: менингит, энцефалит, полиомиелит.

Что касается врождённых патологий, то они могут быть вызваны наследственностью, мутацией генов или травмой во время родов. Причинами такого состояния являются следующие процессы: гипоксия, инфекция, которая возникла в период вынашивания ребёнка, травмы и приём медикаментов, который осуществлялся при беременности.

Опухоли могут локализоваться как в головном, так и в спинном мозге. Онкологические заболевания мозга чаще регистрируются у людей в возрасте от двадцати до пятидесяти лет.

Симптоматика заболеваний нервной системы

При патологиях, поражающих центральную нервную систему, клиническая картина подразделяется на три симптоматические группы:

  1. Общие признаки.
  2. Нарушение двигательных функций.
  3. Вегетативные симптомы.

Нервные заболевания характеризуются следующими общими симптомами:

  • проблемы с речевым аппаратом;
  • боль;
  • парезы;
  • сбившаяся моторика;
  • головокружение;
  • психоэмоциональные расстройства;
  • тремор пальцев;
  • обмороки;
  • повышенная утомляемость.

К числу общих симптомов также относятся нарушение психосоматики и проблемы со сном.

Диагностика и лечение

С целью постановки диагноза могут потребоваться допплерография, магнитно-резонансная томография и компьютерная томография. По результатам проведённого обследования медиком назначается подходящее лечение.

Помимо этого, с целью выявления патологии применяется ультразвуковая и транскраниальная ультразвуковая допплерография. Может потребоваться и дуплексное сканирование, которое является наиболее безопасным и информативным.

В зависимости от поставленного диагноза могут применяться медикаменты, имеющие различные свойства, а именно:

Врождённые патологии вылечить будет не так просто. Первоочередно требуется устранение негативной симптоматики имеющегося заболевания.

Центральная нервная система представляет собой сложную организацию с множеством составляющих, которые тесно связаны между собой. При патологии одной из них страдает весь организм, что приводит к нарушениям возможности двигаться, слышать, говорить и прочих необходимых функций.

Источник: https://vsepromozg.ru/stroenie/centralnaia-nervnaia-sistema

Опухоль спинного мозга и позвоночника у детей

Головной мозг и спинной мозг у детей

Спинной мозг – это связующее звено между головным мозгом и всем телом, он передает импульсы из него в мышцы, нервы, органы, что заставляет их функционировать.

Любые аномальные явления в спинном мозге и позвоночнике могут привести к нарушениям работы разных систем организма.

Новообразования в ЦНС у детей занимают 20% от всех видов опухолей, из них 80% – опухоли головного мозга, а лишь 20% – спинного.

Рак спинного мозга

Опухоль спинного мозга происходит из костей, хрящей, нервных корешков, спинномозговой жидкости, кровеносных сосудов или оболочек. У детей она чаще затрагивает поясничный или грудной отдел позвоночника. В юном возрасте рак спинного мозга развивается постепенно, лишь иногда течение болезни происходит стремительно.

В 70% случаев спинальная опухоль – это метастазы от других форм рака, но бывают и первичные поражения. Со временем они могут распространяться через кровь или спинномозговую жидкость, поражая мозг и другие органы.

Рак спинного мозга у детей представляет собой большую опасность, так как позвоночник еще растет, развиваются важные функции (движение, координация). Большую часть новообразований в СМ обнаруживают до 3 лет.

Самые распространенные виды опухолей спинного мозга у детей – это эпендимомы (58%), астроцитомы (42%), хордомы, саркомы (в частности саркома Юинга), нейробластомы (59% от случаев вторичных опухолей ЦНС). Следует отметить, что в раннем возрасте чаще встречаются доброкачественные новообразования.

Причины болезни

Причины опухолей спинного мозга у детей до конца не изучены.

Можно лишь выделить факторы, которые увеличивают риск их появления:

  1. доказано, что дети с такими недугами как: нейрофиброматоз 1 и 2 степени, туберозный склероз, синдром Ли-Фраумени, болезнь Хиппель-линдау  более подвержены появлению новообразований в ЦНС;
  2. облучение головы. Воздействие ионизирующего излучения применяют для диагностики и терапии некоторых заболеваний. Курс лучевой терапии, который проводится для лечения рака в другой части тела может спровоцировать появление спинальной опухоли;
  3. неправильное развитие во внутриутробном периоде. Нарушения в строении мозговых клеток и тканей провоцирует начало патологических процессов в них, что приводит к раку;
  4. воздействие радиации. Доказано, что радиация влияет на образование различных видов рака;
  5. ослабленный иммунитет. Если защитные силы организма не смогут справиться с поврежденными клетками, они начнут распространяться, а значит, появится опухоль.

Также ученые выдвигают теории о вреде для ЦНС винилхлорида (составляющая пластмассы), аспартама (заменитель сахара) и электромагнитных полей, которые излучают сотовые телефоны.

Травмы и инфекционные заболевания иногда выступают катализатором развития рака, который до этого не проявлял себя.

Симптомы опухолей спинного мозга у детей

Первый из симптомов опухоли спинного мозга и позвоночника – это боль в спине, которая появляется без видимой причины. Она может усиливаться во время физической активности и отдавать в другие части тела: бедра, ноги, руки. Иногда этот симптом сопровождается головной болью.

По мере роста новообразования болевой синдром усиливается, появляются неврологические расстройства ниже уровня опухоли:

  • двигательные расстройства;
  • нарушения функций органов малого таза (недержание кала, мочи);
  • потеря чувствительности в конечностях, нечувствительность к температуре;
  • слабость в ногах;
  • потеря рефлексов или, наоборот – возникновение новых, патологических;
  • атрофия мышц и паралич различной тяжести;
  • подергивание мышц;
  • онемение, покалывание, чувство холода в области новообразования.

На поздних стадиях возникает:

  • деформация позвоночника;
  • нарушения в сердечно-сосудистой или дыхательной системе (при расположении опухоли в грудном отделе).

Искривление, или деформация позвоночника

Клиническая картина зависит от расположения и типа опухоли. Симптомы обусловлены сдавливанием СМ, они присущи как злокачественным новообразованиям, так и доброкачественным.

Признаки опухоли спинного мозга у детей до 3-х лет могут быть не специфическими и проявляться в виде общесоматических симптомов.

К ним относятся:

  • тревожный сон;
  • раздражительность;
  • неуемный плач;
  • потерю аппетита;
  • вялость;
  • отказ от груди.

Из-за схожести симптомов на начальной стадии, рак позвоночника принимают за остеохондроз, радикулоневрит, миалгию и другие заболевания. Врачи назначают неправильное лечение, вследствие чего рак прогрессирует. Поэтому в большинстве случаев дети поступают в стационар с серьезными нарушениями двигательных функций.

Диагностика

Диагностика опухоли спинного мозга у детей начинается с посещения невропатолога. Врач должен детально узнать все симптомы, когда они появились, как прогрессировали, собрать анамнез и провести физиологический осмотр.

Специалист проверит, нет ли нарушений чувствительности, рефлексов, двигательных функций, тонуса мышц и т.д. Точные данные опроса и осмотра очень важны, так как опухоли спинного мозга довольно редкие, они схожи по симптомам с другими недугами.

Невропатолог должен быть внимательным, чтобы не упустить из вида рак.

Для уточнения диагноза применяют:

  1. Рентгенографию. Этот метод не самый надежный. На рентгене можно увидеть повреждения позвоночника, расширения отверстий между позвонками, переломы, новообразования. Более точные данные дает КТ и МРТ.
  2. Компьютерную томографию (КТ). Этот метод подразумевает визуализацию структуры позвоночника при помощи компьютера.
  3. Магниторезонансную томографию (МРТ). Изображение позвоночника получается в поперечном сечении, на нем четко видно структуру позвоночника: нервы, корешки, кости, спинной мозг. МРТ дает наиболее точные данные и позволяет рассмотреть даже небольшие отклонения и новообразования, особенно с применением контрастного вещества, которое вводится в вены.
  4. Ангиографию. Применяют для того, чтобы увидеть систему кровоснабжения в опухоли и ближайших тканях. В основном это необходимо для проведения операции.
  5. Миелографию. Это рентген с применением контрастного вещества, вводимого непосредственно в позвоночный канал. Используют значительно реже из-за того, что она связана с определенным риском. На миелографии можно увидеть сдавленные нервы.
  6. Биопсию. После подтверждения наличия новообразования в спинном мозге, необходимо узнать степень его злокачественности и гистологический тип. Эти сведения нужны для определения правильной схемы лечения. С помощью биопсии врач берет пробу клеток опухоли для дальнейшего исследования в лаборатории. Иногда биопсию проводят во время операции. В некоторых случаях она вообще противопоказана.
  7. Спинномозговую пункцию. Берут такую пробу для выявления клеток рака в спинномозговой жидкости.

Общие анализы крови и мочи назначают для определения функционирования почек, печени, сердца. Методы диагностики опухолей спинного мозга у детей подбирает врач индивидуально, в зависимости от потребности отдельного пациента.

Лечение опухолей спинного мозга у детей

В большинстве случаев применяется хирургическое удаление опухоли спинного мозга в комплексе с облучением и химиотерапией.

Такой подход является максимально эффективным (особенно для вторичных злокачественных новообразований).

Но иногда операция ребенку противопоказана из-за расположения опухоли, ее размеров, состояния пациента или каких-либо других причин. В этом случае применяются нехирургические методы.

Лучевая терапия основана на воздействии на клетки рака пучком гамма-излучения, которое убивает их. Химиотерапия подразумевает прием препаратов, уничтожающих новообразование.

Оба метода отрицательно действуют не только на опухоль, но и на здоровые клетки организма, поэтому после такого лечения появляются побочные эффекты в виде облысения, исхудания, тошноты, рвоты, головных болей, раздражительности, усталости, анемии. Все это проходит через какое-то время после прекращения терапии.

Для устранения некоторых осложнений приходится принимать специальные препараты. Подбираются нехирургические методы индивидуально, так как некоторые виды рака не реагируют на облучение, а на другие оно действует лучше, чем химия.

Детям до 3 лет стараются выполнить лишь операцию или химию, а лучевую терапию применяют в крайних случаях, так как в этом возрасте она может привести к тяжелым последствиям, например, к умственному или физическому отставанию.

При доброкачественных опухолях во многих случаях помогает только лишь операция, без дополнительного лечения.

Иногда требуется дооперационная химиотерапия (например, при саркоме Юинга), которая способствует уменьшению новообразования, замедлению его роста и спаданию неврологических симптомов. После нее опухоль удаляют, затем проводят курс облучений.

После комплексной терапии у большинства больных наблюдается восстановление нарушенных неврологических функций и трудоспособности. Это связано с тем, что у детей (особенно до 3 лет) организм имеет свойство быстрее восстанавливаться.

Всем пациентам, прошедшим лечение опухоли спинного мозга, необходимо регулярно обследоваться (делать КТ, МРТ), чтобы вовремя заметить рецидив, так как во многих случаях рак возвращается снова.

Опухоль спинного мозга у детей: прогноз и профилактика

Прогноз для спинальных опухолей (доброкачественных и злокачественных) в целом неблагоприятный. В случае полного удаления доброкачественной опухоли спинного мозга полное восстановление неврологических функций наблюдается у 80% больных.

Если же сдавливание СМ происходило в течение длительного времени, то вернутся к нормальной жизни не удается практически никому, ребенок становится инвалидом.

С метастатическими злокачественными опухолями (например саркомой Юинга) даже после комплексного лечения, пятилетняя выживаемость составляет 30%.

Прогноз также зависит от типа новообразования, если это не агрессивные менингиома или эпиндимома на начальных стадиях, то вероятность прожить 5 лет и более составляет 90%. А вот для высокодифференцированной астроцитомы прогноз значительно хуже – до 70%. И это в случае перенесенной операции и терапии.

Дети с 4 стадией рака, живут не больше года, если проходят лечение, а без него – 3 месяца. Вот почему так важно вовремя обнаружить рак.

Профилактика опухолей спинного мозга у детей включает в себя:

  • здоровый образ жизни родителей (особенно матери во время беременности). Доказано, что табачный дым повышает риск заболевания раком;
  • прохождение регулярных осмотров (особенно детям, находящимся в зоне риска);
  • внимательное отношение родителей к тревожным симптомам у детей;
  • здоровое питание, сон, физическая активность и отсутствие стрессов.

Конкретных действий для предотвращения опухолей спинного мозга нет, так как точные причины возникновения болезни неизвестны.

Источник: http://onkolog-24.ru/opuxol-spinnogo-mozga-i-pozvonochnika-u-detej.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.