Как правильно подбодрить и настроить на успех ребенка?

Содержание

10 способов правильно мотивировать ребенка

Как правильно подбодрить и настроить на успех ребенка?

Любой родитель знает, что едва ли не самое сложное во взаимоотношениях с ребенком — не заставить, а мотивировать его сделать что-то. Разберемся — чем же всё-таки можно, полезно и правильно мотивировать детей. На какие кнопки следует нажимать — рассказывает Ксения Букша.

Специальная рассылка

Для тех, кому до школы остался год. Как подготовить ребёнка и себя к походу в первый класс

Сначала немного теории (действительно мало, так что не расстраивайтесь). Любая система мотивации работает тогда, когда существует устойчивая цепь:

Я стараюсь => у меня получается => есть приятный мне результат => я стараюсь…

Любое размыкание этой цепи ведет к тому, что мотивация не работает.

Примеры:

1. Ребенок с дисграфией старается писать правильно, но пока не дозреет мозг и не будет проведена определенная коррекционная работа, у него не будет получаться. Правила учить бессмысленно. Цепочка разомкнута уже на первой стрелке.

2. Ребенок знает, что если постарается, то может вымыть посуду хорошо, но ему просто скучен этот результат — в нем нет ничего интересного или приятного для него. Цепочка разомкнута на второй стрелке.

3. У ребенка плохой контроль над импульсами, или он напрочь не верит в себя. Он знает, что если постарается, то сделает, и ему нравится, когда получается, но его эмоции «не запоминают», что за усилиями следует приятный результат, и цикл мотивации не формируется. Последняя третья стрелочка очень слабая и постоянно размыкается.

Теперь посмотрим, как же нам все-таки наладить эти стрелочки, чтобы они работали всегда.

1. Забота

Иногда для поддержки стрелочек мотивации нужно просто находиться в контакте с ребенком и правильно заботиться о его нуждах.

Реальная история. Дима не мог сам делать уроки, хотя хорошо соображает и примеры для него легкие. Но он постоянно отвлекался, в результате дело затягивалось надолго, да и результат был не очень.

В чем проблема и как тут можно позаботиться о Диме? Задача «сделать уроки» слишком большая для Диминого неустойчивого внимания. В результате разорвана первая же стрелочка — Дима не может постараться так, чтобы получилось. Значит, надо нарезать ему эту работу на съедобные кусочки.

Мама заводит таймер на 15 минут и все это время молча сидит рядом с ребенком. Дима видит, что сидеть осталось совсем недолго, и тиканье стрелок само напоминает ему о том, что надо решать дальше. Ровно через 15 минут таймер звонит, Дима бежит на кухню, пять минут прыгает под музыку, а потом возвращается к заданию.

Мама не уговаривает, не натаскивает, она просто молча сидит рядом и задает рамки.

Очень быстро Дима стал делать уроки за 45 минут, а через год научился пользоваться будильником сам. Теперь он делает уроки без мамы и без напоминаний, что казалось всем фантастикой.

Другой пример. Мальчик не хотел ходить в бассейн. Маме удалось выяснить, что дело — в плавках! Они были не того фасона, и мальчик их стеснялся. Проблема была решена. Через три года подросший мальчик снова отказался ходить на плавание.

Мама снова провела исследование и поняла, что мальчика троллит старший парень в группе. Перевели в другую группу, и снова стал плавать с удовольствием. Но узнать, в чем дело, было не так-то просто.

А не было бы доверия и контакта — и позаботиться бы не получилось, и мотивация к плаванью зачахла.

2. Совместная деятельность

Когда мы делаем что-то вместе с ребенком, то стрелочки работают лучше, потому что мы можем незаметно сделать ту часть, которая у ребенка не получается, и варьировать ту, которую он делает сам. Это особенно уместно тогда, когда проблема с первой стрелочкой (стараюсь => получается) или с верой в себя (получилось => получится снова).

Но и если ребенку просто не хочется делать какой-то скучный кусок работы или учения, совместная деятельность тоже может помочь — ну просто потому, что вместе не так скучно.

Потом ребенок привыкнет, втянется и запомнит, что за скучным куском всегда следует интересный (а если нет — стоит задуматься, нельзя ли достичь результата другим способом), или что скучную работу можно сделать быстро, чтобы поскорее перейти к более приятным вещам.

3. Маленькие поощрения

«За каждую красивую букву — одна изюминка».

Это гораздо лучше работает, чем «за каждую красивую страницу — пирожное».

И намного, неизмеримо лучше, чем «за пятерку в четверти — гаджет».

Пусть наш ребенок умен не по летам, это неважно: ему все равно трудно выносить чересчур длинные дистанции от одной стрелочки до другой

Маленькие, совсем маленькие поощрения действуют не как награда (которой страшно лишиться и за которой нужно долго и трудно подпрыгивать), а как забавная традиция, как игра.

Которую, конечно, нельзя возводить в абсолют и играть в нее на полном серьезе.

Изюминки — это милая деталь, гарантия того, что происходящее (например, трудное обучение правописанию) проходит в атмосфере взаимного доверия и приятия. Что само по себе — мотивация.

4. Наше одобрение и неодобрение

С этим все психологи призывают не перебарщивать. Дело в том, что в идеале взрослый человек должен быть более-менее независимым от оценок окружающих. А если подсадить его на постоянное «молодец» и «нет, не люблю тебя, плохо постарался» (я утрирую, но подтекст бывает и такой) — станет вечно добиваться одобрения людей.

Психологи правы. Но если его использовать в меру, этот метод эффективен и не вреден. Прежде всего там, где речь идет не про успехи, а про добро и зло.

Мы можем и даже должны хвалить маленького ребенка за добрые дела и ругать за злые, и так как наше мнение важно для него, он привыкнет отличать добро от зла и потом сможет делать это сам.

Не все так строго и с достижениями. Вполне возможно хвалить ребенка за то, чего он добился с трудом, говорить ему о его прогрессе, о том, насколько лучше он стал читать или лазить. Это работает! Мотивирует! Важно только, чтобы не было прямой зависимости: «получилось — похвалили», иначе вместо мотивации получится страх неудачи.

5. Парадоксальные награды

Это когда человек ожидал, что его начнут тупо заставлять, а с ним доброжелательно поговорили, вошли в положение, помогли.

Или когда человек долго старался, и хотя у него были плохие результаты (не поступил, провалил, подвел, не выучил), а родители после этого утешили чем-то хорошим (лучше нематериальным: хорошими словами, поездкой, походом в кафе, но можно и неожиданным небольшим подарком). Такое всегда запоминается.

Конечно, тут нужно хорошо чувствовать, как в данном случае подействует наше поощрение. Смысл в том, что человек сам был расстроен и готов махнуть на все рукой, а мы его поддержали. Когда человеку было плевать на результат, парадоксальная награда за поражение не подействует.

6. «Сделал!»

«Получилось!» «Сделал!» «Эврика!» — это чувство для тех, кто его испытал, само по себе сильнейший мотиватор снова его испытать. Это азарт, эйфория от успеха, открытия, достижения.

Мозг сам выдает себе награду — порцию эндорфинов, запоминает приятное переживание и жаждет его повторить. Теперь он готов дольше терпеть неудачи, скуку и трудности, потому что уже знает, что за этим последует награда.

Так наш мозг дрессирует сам себя. Что мы можем сделать, чтобы эта цепочка закрепилась?

Необходимо почаще устраивать такие ситуации, в которых ребенок сам делает решающий шаг

Это просто с малышами — они, например, не замечают подсказки и очень радуются, когда угадывают правильный ответ (все помнят эти загадки в рифму на новогодних праздниках в детских садах). С ребенком постарше немного труднее, но если постараться — вполне достижимо.

Нужно только так рассчитать нагрузку, чтобы он реально выложился, но при этом не сдался и не сдулся. Задание должно быть тяжелым, но не непомерным. Кстати, это здорово умеют хорошие тренеры — именно про таких говорят, что «спорт воспитывает».

Но так же прекрасно воспитывает и другая деятельность, где есть это «сделал!» и есть тот, кто сможет правильно поставить задачу.

7. Поддержка внутренней мотивации

Человек, например, хочет играть на скрипке. Но лень заниматься по часу в день, опускаются руки при трудностях. А успехов (вот этого «сделал!») пока нет — до концертов еще не рукой подать.

Как быть? Поддержка внутренней мотивации состоит в том, чтобы человек постепенно научился получать удовольствие и от маленьких, внутренних побед (выучил красивую пьесу), и чтобы это удовольствие было таким большим, что помогало перетерпеть периоды, когда получается плохо.

И тут простор для нашей фантазии: и рассказы про великих, у которых тоже не всегда получалось, и истории из собственной жизни, и создание атмосферы, и слушание музыки, и разговоры «вокруг» нее.

Постепенно начинает формироваться образ «себя-скрипача» (необязательно потом становиться музыкантом, но пока ты играешь — ты скрипач!), «себя-дзюдоиста», «себя-котолюба», который всегда вовремя меняет лоток. То есть внешнее становится внутренним и уже как-то неловко, когда сегодня не позанимался или кота не обслужил.

Как и все другие мотивации, эта не универсальная и сработает не со всеми. Кроме того, в примере с музыкой или дзюдо три четверти успеха — хороший учитель. Но и мы тоже важны.

8. Коллективная и семейная мотивация

Это на самом деле мощный инструмент при условии, что дети дорожат принадлежностью к группе. Как автокресло гораздо безопаснее, если ставить его на базу, так и коллективная мотивация работает гораздо круче, если в обычной жизни эти самые коллективные и семейные ценности приносят нам радость.

Если в нашей семье «принято» много всего такого, что ребенок любит, то он нормально воспримет и тот факт, что у нас «не принято» многое из разрешенного сверстникам, или что с него требуют больше, чем с них. Если родители при этом ведут себя умно (не принижают тех, кто не следует таким же правилам, как у нас), ребенок вовсе не будет чувствовать себя изгоем или еще как-то страдать.

Но очень важно следить за балансом приятных и полезных традиций. Об этом знают умные верующие родители, которые по-разному приучают разных детей к церкви: «кто-то и в четыре года может отстоять всю службу, а кого-то и в семь надо просто провести к чаше и потом увести».

Вне семьи коллективная мотивация тоже работает, и мы можем о ней напоминать, но только в позитивном ключе, не «ты подведешь ребят и тренера», а «чтобы ваша команда лучше сыграла».

9. Справедливость

Когда дети становятся немного старше, они начинают интересоваться справедливостью, правилами и законами. Этот интерес можно использовать для мотивации на разные не очень желанные, скучные или трудные дела. Например, не все любят помогать по дому, заниматься лечебной физкультурой, сидеть с младшими братьями или сестрами.

Не всегда хочется и вести себя прилично, особенно когда другие ведут себя плохо. Чувство справедливости может прийти на помощь и создать мотивацию там, где ее не было.

Это произойдет только тогда, когда речь пойдет одновременно и об обязанностях, и о правах! Справедливо, что если в квартире живут все, то и уборкой занимаются тоже все — по мере сил.

Но справедливо и то, что если Леша весь день клеил обои, теперь его святое право — весь вечер просидеть на форумах про Гарри Поттера, и мы не будем его трогать.

Разговор о справедливости будет неполон и неправдив, если не вспомнить и о несправедливости, которой очень много в жизни и которую мы можем своими силами сгладить

И я не только и не столько о благотворительности или волонтерстве — скорее о том, как мы помогаем друг другу. Несправедливо, что у тебя диабет и приходится все время колоть себя иголкой, но мы ужасно сочувствуем тебе и можем в знак солидарности, пока ты не привыкнешь, вместе с тобой всей семьей замерять друг другу сахар.

Так справедливость становится подпоркой для всех трех стрелочек.

10. Планирование будущего

Работает только со старшими подростками, да и то далеко не со всеми. Но уж если сработает, то обо всем остальном можно больше не беспокоиться.

Но получится, если: не подменять цель ребенка своей; не обескураживать («какой из тебя танцовщик, это надо рано начинать, а ты неловкий и неритмичный»); наша цель — продумать вместе с подростком последовательность шагов, каждый из которых должен быть понятен и соизмерим; продумав их, мы не давим: человек имеет полное право передумать на любом этапе процесса, это абсолютно нормальное явление, которое не должно нас разочаровывать. Наоборот, весьма удивительно, когда этот способ срабатывает. Но срабатывает ведь у некоторых! Иногда очень неожиданно. Поэтому мы о нем и пишем.

И еще немного примеров для иллюстрации:

Ходить в магазин для прабабушки: семейные ценности и справедливость.

Дополнительно учиться английскому: в зависимости от ситуации — забота (понять, что именно трудно и скучно, сделать это легче и интереснее); совместная деятельность и поддержка внутренней мотивации (вместе смотреть захватывающий сериал на языке); планирование будущего (если в нем важную роль играет знание языка).

Доиграть уже фактически проигранный командный турнир — коллективная мотивация.

Решать задачки по математике: если не получается — забота, совместная деятельность, маленькие поощрения. Когда получается — внутреннее «сделал!» Если задачи становятся важной частью жизни — поддержка внутренней мотивации, планирование будущего.

Удерживание от драк и вранья: забота (понять, почему дерется и врет, и помочь достичь этой цели иначе); наше одобрение и неодобрение; если причина в импульсивности — маленькие поощрения; коллективная и семейная мотивация («у нас не дерутся и не врут, и ты не будешь»); справедливость.

Сделать так, чтобы охотно сидел с маленьким братом: забота, совместная деятельность (показать подростку, как можно нескучно играть с малышом); семейная мотивация.

Научиться тому, к чему нет талантов: забота, совместная деятельность, парадоксальные награды, «сделал!».

Источник: //mel.fm/vazhny_razgovor/7912583-motivation2

Как мотивировать ребенка на занятия спортом?

Как правильно подбодрить и настроить на успех ребенка?

Что такое спортивная мотивация и что делать родителям, чтобы интерес ребенка к спорту не угас? Рассказываем в этой статье.

Спорт — неотъемлемая часть гармоничного развития ребенка. Именно поэтому все больше родителей отдают своих детей в секции, но ребенок — существо непоседливое, и энтузиазм, вызванный новыми впечатлениями, очень быстро угасает. Еще вчера ваше чадо радостно бежало на тренировку, а сегодня капризничает и хочет смотреть мультики вместо похода в спортзал.

Чаще всего кризис наступает в первые полгода, и рано или поздно перед родителями встает вопрос, что делать в этой ситуации: заставлять, ругать, наказывать или, наоборот, не давить на ребенка и сдаться?

Психология мотивации

Осознанная деятельность невозможна без мотивации, и спорт — не исключение. Чтобы мотивировать и себя, и другого человека (особенно ребенка) правильно, нужно понимать, что это явление из себя представляет и как работает.

Совершать любые действия нас побуждают мотивы. Они могут быть самые разные: желание получить материальную вещь или самоутвердиться, моральный долг, интерес к самому процессу и так далее. Мотивацией психологи называют совокупность этих мотивов плюс какие-либо внешние факторы (например, влияние другого человека или жизненные условия).

Самыми распространенными мотивами, побуждающими человека заниматься спортом, являются:

  • стремление к физическому и моральному совершенству — спорт развивает тело, укрепляет организм, воспитывает характер;
  • стремление к самоутверждению — спорт дает возможность стать лидером, снискать уважение окружающих, получать похвалу и признание, а также иметь успех у другого пола;
  • социальные факторы — мода на здоровый образ жизни, престиж спорта в городе/стране/мире, много друзей-спортсменов, семейные традиции;
  • стремление к удовлетворению духовных потребностей — спорт дарит новые впечатления, позволяет почувствовать себя частью чего-то большего, дает больше возможностей для общения со сверстниками и авторитетными фигурами.

В целом все эти мотивы объединяет чувство удовлетворения, которое испытывает спортсмен.

В спорте мотивация бывает:

  • общая — формируется постепенно и постоянно, в сознание закладываются долгосрочные цели и мотивы для занятий спортом;
  • конкретная — актуальная для отдельной тренировки, соревнования или этапа подготовки.

Это обязательно нужно учитывать и подогревать интерес ребенка как к занятиям в принципе, так и к каждому отдельному событию.

Подходящий спорт

Правильный спорт для ребенка

Ни один совет по правильной мотивации не поможет, если заставлять ребенка заниматься тем, что ему не нравится и не подходит. Именно поэтому в первую очередь нужно хорошо подумать, какая дисциплина подойдет вашему малышу.

Хорошо, если он уже без ума от футбола или мечтает стать пловцом, но, если у самого ребенка нет конкретных пожеланий, стоит выбирать спорт по следующим критериям:

  • Темперамент ребенка. Безусловно, использовать тип личности ребенка как жесткое руководство к действию и рассматривать только подходящие его темпераменту виды спорта не стоит. И все-таки особенности характера малыша нужно учитывать и рассматривать те дисциплины, в которых ему будет комфортно и в которых он с большой вероятностью добьется успеха.
  • Физические данные. Истории профессиональных спортсменов регулярно доказывают, что изначальные параметры не приговор и не гарантия успеха, но учитывать физическую форму вашего ребенка все же стоит. Так, например, высоким и подвижным дорога в баскетбол и волейбол, быстрым и ловким — в футбол, а легким и координированным — в гимнастику или легкую атлетику.
  • Цели и задачи. Между занятиями спортом для души и с заделом на профессиональный уровень есть принципиальная разница. В первом случае лучше выбрать секцию со щадящими нагрузками и удобным расположением, во втором — искать максимально профессионального тренера и тот вид спорта, которым ребенок будет по-настоящему «гореть».

Советы родителям

После того как вы определитесь с видом спорта, заинтересуете ребенка и отведете его на первое занятие, начнется непростой путь воспитания спортсмена. Как правило, дети приходят в секцию уже с какими-то первоначальными мотивами. задача — сохранить и развить их. На тренировках этим будет заниматься тренер, в остальное же время важно участие и правильное поведение родителей.

Как же привить малышу любовь к спорту и мотивировать его продолжать тренировки?

Демонстрируйте поддержку

Это первый и самый главный способ мотивировать ребенка.

Поддерживайте его во всех начинаниях, старайтесь ходить на все соревнованиях, забирайте и встречайте из секции хотя бы первое время и, конечно, подбадривайте в случае проигрыша.

Дайте ребенку понять, что вы им гордитесь, а его старания для вас приятны и важны. Особенно родительское участие важно для совсем маленьких спортсменов, ведь в этом возрасте мама и папа все еще остаются центром вселенной.

Важно: мотивируя таким образом, не переусердствуйте. Если ребенок будет думать, что только таким образом заслужит ваше признание, уважение и похвалу, он может продолжать заниматься тем, что ему совсем не нравится или не подходит. Родительская поддержка должна быть спокойной, без оттенка жертвенности.

Рассказывайте о плюсах

Регулярно, но ненавязчиво рассказывайте ребенку, почему спортом заниматься полезно и нужно. Главное — делайте это соответственно возрасту.

Вряд ли пятилетнему мальчику покажется убедительным аргумент «спортсмены нравятся девочкам», а подростков сложно привлечь разговорами о профилактике заболеваний.

Подумайте, что важно для вашего ребенка (популярность, уважение, самоутверждение, карьера, красота), и делайте упор именно на это.

Используйте книги и фильмы

Этот пункт логично вытекает из предыдущего. Подкрепите аргументы интересными книгами и фильмами о том виде спорта, которым занимается ваш ребенок.

Особенно хороши киноленты о великих спортсменах — они очень вдохновляют и заряжают на успех. На  можно смотреть зрелищные видео с соревнований и показательных выступлений.

А еще лучше, если среди спортивных звезд ребенок найдет кумира и, глядя на него, будет стремиться достичь таких же высоких результатов

Замечайте мелочи

Конечно, вы не ожидаете, что после недели тренировок ваш ребенок станет вторым Харламовым или Акинфеевым.

Очень важно показать это малышу — подмечайте даже самые, казалось бы, незначительные изменения и хвалите ребенка не только за крупные победы, но и за маленькие успехи.

Освоил новый прием, пришел первым на кроссе, занял призовое место в районном соревновании — все это можно и нужно отмечать. Самое главное — не перехвалить юного спортсмена, чтобы ни он, ни вы сами не заразились звездной болезнью.

Будьте примером

Будьте примером для ребенка

Личный пример важен в любом аспекте воспитания, и спорт — не исключение.

Очевидно, что увещевания о пользе спорта от родителей, которые все свободное время проводят на диване перед телевизором, не подействуют даже на маленького ребенка.

Точно так же в семье, где физическая активность — органичная часть повседневной жизни, проблем с мотивацией у малышей практически не бывает.

Если вы «не дружите» со спортом, хотя бы измените образ жизни: регулярно делайте зарядку, много гуляйте пешком, отправляйтесь вместе с ребенком в аквапарки и на природу. Покажите на своем примере, что движение — это жизнь, что спорт приносит море положительных эмоций. Также можно устраивать совместные занятия: это не только полезно, но и повод проводить с ребенком больше времени.

Не сравнивайте с другими детьми

А вот чего делать точно не нужно, пытаясь мотивировать ребенка заниматься спортом, так это сравнивать со сверстниками в контексте «А вот Саша из параллельного класса…». В лучшем случае вас ждет еще большее сопротивление, помноженное на упрямство, в худшем — поломанная самооценка, неуверенность ребенка в себе и все вытекающие из этого проблемы.

Введите систему поощрений

Этот пункт неслучайно стоит в конце списка. Самый просто способ мотивировать ребенка — обещать ему награды за посещение тренировок и победы на соревнованиях.

Никто не захочет упустить новую игрушку, гаджет или любимый десерт, но такая мотивация не будет подлинной, да и ребенок привыкнет к товарно-рыночным отношениям.

Впрочем, это не значит, что нельзя поощрять детей за старания на тренировках, — просто убедитесь, что малыш ходит на них не только ради подарков.

Не давите

Не давите на ребенка

Если ребенок категорически не хочет ходить на тренировки, капризничает, плачет или отказывается стараться, не игнорируйте эти тревожные сигналы. Возможно, причина в тренере, коллективе или слишком больших нагрузках — выявив проблему, вы сможете ее решить. Но может оказаться и так, что вашему ребенку просто не нравится спорт или он хочет заниматься чем-то другим.

Поговорите с ним по душам. Если вместо отработки приемов или забрасывания мяча в кольцо он мечтает учить иностранный язык, рисовать или углубленно изучать математику, дайте ему эту возможность. Физическую же активность можно перенести из зала в парк или домой, заменив тренировки подвижными играми и выездами на природу.

Подводим итог

Маленькие дети не всегда понимают, чего хотят, поэтому, отдав ребенка в секцию, родители должны деликатно и мудро его направлять. Независимо от того, планируете ли вы вырастить чемпиона или ваша цель — занятия для общего развития, спорт подразумевает трудности и упорную работу, которая чаще всего и вызывает желание бросить занятия.

Помните, что для ребенка спорт должен быть источником здоровья и положительных эмоций, поэтому мотивировать нужно также через позитив. Проводите больше времени вместе, смотрите фильмы и передачи о спортсменах, хвалите ребенка за достижения и обязательно объясните, что неудачи — такая же часть этого пути, и в них нет ничего страшного.

Если вы чувствуете, что нежелание ребенка заниматься спортом становится категорическим и вы не справляетесь сами, поговорите с тренером и не стесняйтесь обратиться к психологу. Компетентные люди помогут разобраться в проблеме и не травмировать малыша.

Узнать подробнее об онлайн-страховании спортсменов.

Источник: //rebenokvsporte.ru/kak-motivirovat-rebenka-na-zanyatiya-sportom/

Как мотивировать ребенка на успех? 4 интересных совета

Как правильно подбодрить и настроить на успех ребенка?

He стоит ломать голову над тем, как запрограммировать ребенка на успех. Равно, как искать для этого особые способы и методики. Наша задача — поддерживать программу, которую изначально заложила в нем природа.

Что такое жизненный успех? Авторы бестселлеров* о воспитании детей Нина и Заряна Некрасовы рассказывают об этом в данной статье (впервые опубликована в 2006 году в журнале «Счастливые родители»).

Это удача в достижении целей, общественное признание; хорошие результаты в учебе и работе. И того, и другого, и третьего у детей имеется в избытке. Все раннее детство ребенка — это сплошной успех.

«За каких-то пару лет из крохотного существа он превращается в жизнерадостную личность, которой до всего есть дело.

Он успешно учится сидеть, ходить, говорить, отстаивать свою позицию, добиваться того, что считает для себя важным, а, кроме того, как бы между делом, играючи, создает концепцию устройства мира и определяет свое, далеко не последнее место в нем. У малыша изначально есть все, что необходимо».

Единственная разница между нашими успешными начинаниями и детскими только в том и состоит, что дети такими категориями («успешный я человек или нет») не мыслят. Они просто делают то, что надо делать, — и у них получается все как бы само собой.

Не говорите ребенку «нет»

Конечно, без запретов обойтись невозможно. Но при этом необходимо как следует подумать: что, когда и почему запрещать.

Ребенок рвется исследовать мир. А родители бегут сзади и запугивают. И ладно бы в ответственные моменты, а чаще — по привычке, на всякий случай и для своего спокойствия. У детей есть природный механизм, который называется «инстинкт самосохранения». Со временем и с опытом он должен оттачиваться… если вы не помешаете.

Маленькие дети по натуре оптимисты. Наша задача — не дать им превратиться в пессимистов.

Вот малыш крутится на краю дивана, он еще не очень-то усвоил, что такое «край» и как это — упасть и стукнуться. «Нельзя!» — кричит мама и ловит пытающегося слезть малыша. А ведь можно иначе. Можно сказать: «Край. Осторожно. Сделай так…» — и показать ему, как надо спускаться с дивана на пол.

Без конца одергиваемый ребенок начинает думать, что мир — это враг, от которого в любую минуту нужно ждать подвоха. И лучше держаться за мамину юбку (или папины штаны) — так, на всякий случай. Дальше вариантов развития событий два. Либо это «держание» превращается в привычку — и у подрастающего человека начинаются проблемы. Либо ребенок становится «хулиганом».

Игнорирует запреты и предостережения. Не дает родительской гиперопеке «поглотить» себя. Хочет развиваться как самостоятельная личность и исследовать мир. Подросшие детишки намеренно делают все наперекор. Нас, взрослых, воспитывают. На свой манер, конечно.

Но тогда ощущение успеха в детской головке связывается не с удачей в каком-нибудь деле, а с победой над родителями (и над теми, кто запрещает).

Не сбивайте с цели

Девчушка лет трех сосредоточенно возится около песочницы. Она делает оазис в пустыне — «высадила» в песок веточки и теперь старательно поливает их.

Игра для ребенка — не пустяк. Это модель жизненных отношений. И для малыша она так же реальна, как для нас — взрослые заботы.

Мама захлопывает книжку, торопливо поднимается и зовет:

— Юля! Домой!

— Мамочка, еще чуть-чуть, — умоляет Юля.

У нее важное дело. И малышке необходимо доделать его — до конца. Для успешного человека это очень важно: реализовать свой замысел, а не бросать задуманное на полпути. Но… «Какие у них дела! — подумает типичный взрослый, -так, игрушки-пустяки. Вот у меня ковер не вычищен… масло в карбюраторе надо менять…»

Странная привычка: свои дела считать важными, а детские — нет. А неплохо бы вспомнить, что игра для ребенка — не пустяк. Игра, особенно ролевая, — модель жизненных отношений, настоящий тренинг, если хотите. И так же реальна, как для нас — взрослые жизненные заботы.

Резко отрывая ребенка от игры, мы не позволяем ему довести задуманное до логического конца, почувствовать удовлетворение от хорошо выполненной работы. Сегодня бросил, завтра недоделал… вполне вероятно, это перейдет в привычку: начал — бросил.

К тому же мы показываем свое неуважение и к малышу, и к его занятиям (что для детей, по сути, одно и то же). Конечно, нельзя из-за ребенка забрасывать все дела и ориентироваться только на его игровой азарт.

Предупредите заранее: «Юля, через пять минут мы уходим…» А если уж очень надо увести ребенка немедленно, извинитесь, утешьте малыша, решите (с ним!), когда можно будет продолжить начатое дело.

Ставить цель и достигать ее дети будут учиться в школьные годы. Но закладывается эта способность в самом раннем возрасте.

Поднимайте самооценку

Лет до двух самооценка ребенка всегда высока — он себя очень любит. К трем годам картина немного меняется. Он начинает оценивать себя, опираясь на родительское мнение.

То есть относиться к себе так, как вы относитесь к нему.

Ваша высокая оценка поможет ему верить в себя и свои силы даже тогда, когда не сбудутся ожидания, когда «не везет», когда настроение хуже некуда, когда «они обзываются и смеются».

Уже в детском саду, а тем более в начальных классах собственная самооценка ребенка будет напрямую зависеть от других, она будет «плавать», то подниматься, то опускаться в зависимости от того, что о нем думают другие и какое место в коллективе он занимает. И ваше уважительное отношение к его личности в дошкольные годы очень и очень поможет ему тогда. Трудно научиться ценить и уважать себя (и свой труд), когда самые близкие и дорогие не уважают.

Поддерживать высокую самооценку не означает постоянно хвалить. Это значит с уважением относиться к делам и заботам, потребностям и интересам малыша. Обязательно следует помнить, что такое отношение должно быть взаимно. Вы уважаете его. Он уважает вас.

Позвольте оставаться оптимистом

Маленькие дети — оптимисты все до одного. Большинство же взрослых — пессимисты. В какой момент происходит такая печальная метаморфоза?

У каждого в жизни бывают неудачи и разочарования. Но одних они обескураживают, а других — нет. Очень важно с детства выработать у ребенка правильное отношение к жизненным трудностям.

Дети не умеют смотреть в будущее, и то, что происходит сейчас, для них важнее всего. Когда у ребенка что-то не получается — успокойте и посочувствуйте ему.

Объясните, что безвыходных ситуаций не бывает и решение всегда найдется, если хорошенько поискать.

Многие малыши не хотят что-то делать просто потому, что боятся: а вдруг не получится. Они боятся упасть в ваших глазах, сотворить то, что не одобрят мама и папа.

Покажите ребенку, что не уметь что-то делать — нормально, потому что все когда-то что-то не умели. Просто надо терпеливо учиться.

И ошибиться — не страшно, каждый человек (и ты, малыш) может сделать ошибку; главное — можно исправлять (и я покажу, как я помогу тебе, малыш).

Полезный тренинг, который развивает (и закрепляет) в юном человеке и веру в себя и свои силы, желание делать (и делать хорошо), и — оптимизм.

*»Перестаньте детей воспитывать, помогите им расти», «Дошколенок — первоклассник», «Как оттащить ребенка от компьютера и что с ним потом делать», «Сказочные возможности: воспитание без назидания».

Источник: //uparents.ru/kak-motivirovat-rebenka-na-uspeh-4-interesnyh-soveta/

Как мотивировать ребенка на успех

Как правильно подбодрить и настроить на успех ребенка?

   Переживания успеха чрезвычайно приятные. Пережив один раз, дети, как правило, стремятся воспроизвести их снова и снова. В этой статье мы подробнее поговорим о том, что можно считать успехом, как на успех стоит ориентировать дошкольников, как нужно организовать предметно-игровую среду, чтобы оно способствовало успешности ребенка и поддерживало его самоуважение.

Успех маленьких детей. Каким он должен быть?

   Успешно сделанное дело говорит само за себя: «Ты можешь! Ты умеешь! У тебя получится! Ты молодец! Ты не хуже, чем другие! Ты лучше многих».

Даже если взрослые не обращают особого внимания на характер детских работ, их соответствие или несоответствие требованиям, малыши сами начинают сравнивать собственные работы с работами воспитателя и других детей, замечать достоинства и недостатки в них. Им так хочется убедиться, что они хорошо справились с делом, не хуже, а то и лучше других.

   Понятно, что это прерогатива старшего дошкольного возраста. Младшие дети, как правило, так увлекаются процессом, что не обращают особого внимания на результат как таковой, часто вообще забывая о нем.

А вот уже со среднего дошкольного возраста становится заметным интерес ребенка к результату деятельности в таких категориях, как: “похоже – не похоже”, “получилось – не получилось”, “красиво-не красиво”.

   Для старшего дошкольника результат в различных делах становится ареной его радости, грусти, уверенности, тревоги, недовольства, отчаяния и тому подобного. Именно с результатом в игре, рисовании, бытового труда дети связывают возможности самовыражения, самопрезентации, защиты и поддержки своего «Я».

Посмотрите, как светятся радостью глаза девочки, когда она демонстрирует маме сделанную коробочку для семян и наливаются слезами, когда ожидания не оправдались, и работа не вышла.

Что за этими переживаниями? В первом случае гордость за себя, демонстрация силы и уверенности, во втором – неуверенность, тревога, страх.

   Кроме того, дети этого возраста значительно внимательнее к самому процессу деятельности: пытаются выполнять дело так, как советовал воспитатель, соблюдать определенные правила, действовать в соответствии с рекомендациями, постоянно сверяться с образцом или оригиналом. Очень жаль, что взрослые часто игнорируют этот аспект детской жизни, считая детей еще маленькими для ориентации на дело и результат, лишая их возможности естественным способом приобретать опыт собственной успешности.

   Известно, что общественное значение детского продукта и, значит, результата достаточно невелико. Вряд ли мы можем серьезно относиться ко всему, сделанному ребенком-дошкольником, а тем более полагаться на него как на важного исполнителя.

Впрочем, ценность детской деятельности и результата в ней достаточно высока, и, в первую очередь, для личностного развития самого дошкольника.

Но любой результат, достигнутый любой ценой, является полезным для подрастающей личности? Оказывается, нет!

   Понятие хорошего результата, применимое к деятельности детей дошкольного возраста, трактуется не так однозначно как для взрослых людей.

Существуют объективные характеристики полученного результата, например, качество, точность, количество, и субъективные: означают, как ребенок его достиг – его креативность, самостоятельность, настойчивость (которые в оценках деятельности взрослого человека почти не учитываются).

Мотивация ребенка на успех

   Чтобы детская деятельность и ее результат «работали» на ребенка и его самоуважение, нужно нам, взрослым, помочь малышу задействовать и сделать предметом осмысления эти обе стороны.

Уместными будут вопросы по различным моментам деятельности, которой занимается ребенок: «Ты хотел бы легкое или тяжелое дело выбрать? А почему ты думаешь, что сможешь справиться с ним? Какая часть задачи кажется тебе особенно сложной?»

   А по завершению работы:« Ты доволен результатом? Чтобы ты хотел изменить? Оправдались ли твои опасения? Сколько раз ты обращался за помощью? Удалось тебе сделать что-то совсем не так, как обычно? Или очень старался?»

   Важно настроить малыша на интерес и почитание качеств, которые являются приоритетными для его личностного роста, и которые он, получив в этом возрасте, сможет пронести в течение жизни – ответственность, исполнительность, настойчивость, самостоятельность, креативность и тому подобное. Это будет способствовать расширению зоны его самовосприятия и обогащению переживаний ребенком своего «Я» (очень скоро ребенок в качестве своих достоинств начнет называть и вышеуказанные).

   Такая педагогическая позиция эффективна еще и с той точки зрения, что качественный объективный результат доступен далеко не всем дошкольникам. Во-первых, в силу их возрастных закономерностей.

Психологические особенности овладения дошкольниками различными видами деятельности характеризуются явлением незавершенности навыков, то есть дети находятся на начальном этапе овладения отдельными составляющими.

Это означает, что на объективный идеальный результат они вряд ли могут претендовать. Дети в период дошкольного детства всему только учатся.

   Они осваивают сугубо детские дела: играют игрушками, режут, клеят, рисуют, лепят, и деятельность, которую можно отнести к миру взрослых: убирают, вытирают пыль, накрывают на стол и тому подобное.

А вот субъективно успешным может быть каждый ребенок, переживая свою победу и достижения в том, что он старался и сегодня сделал лучше, чем вчера; несколько раз переделывал, чтобы получилось так, как задумал; меньше, чем в прошлый раз, обращался за помощью; попытался выполнить работу по-своему.

   Во-вторых, есть часть детей, которые сегодня не могут показать высоких результатов по разным причинам: то ли в силу особенностей нервной системы или перенесенных заболеваний, или недостатка необходимого опыта.

Ориентация их на высокие стандарты деятельности на данном этапе может свидетельствовать об их неумелости и вызвать чувство тревоги, неуверенности, попытки избегать деятельности и контактов со взрослыми и сверстниками.

   В-третьих, есть виды деятельности, в которых понятие качественного результата достаточно размытое, например, детский рисунок невозможно оценить по объективным критериям, в нем – душа ребенка, его рассказ о мире и отношение к нему.

Оценивая такие детские творения, следует принять во внимание, прежде всего, субъективные характеристики: те чувства, которые сопровождали процесс изготовления, отношение к миру, особенности художественной интерпретации действительности.

   Впрочем, такой подход в воспитании самолюбия ребенка может быть эффективным только на начальных этапах, когда ребенок требует особого внимания и поддержки. Не стоит забывать о другой стороне – объективные показатели результата.

Игнорировать их – значит питать детский инфантилизм в оценке себя и результатов своей деятельности, мешать вовремя перейти на новые более объективные и четкие мерки своих добродетелей, успехов и неудач.

Мы часто по доброте душевной просто одобряем ребенка, не думая о том, что он вообще-то требует справедливой и честной оценки.

   Поэтому стоит вовремя обращать внимание малыша на соответствие его работы образцу, подсказать, как можно улучшить изделие, дать дополнительные материалы для тренировки и таким способом помочь ребенку успешно справиться с делом, а значит, способствовать его процессам самопознания и выработки отношения к себе.

Формула успеха ребенка

   Некоторые дети могут нуждаться значительном дополнительном внимании педагогов и проведении с ними специальных занятий, во время которых они могли бы поупражняться в исполнении отдельных элементов, несколько раз переделать, услышать дополнительные рекомендации.

Конечно, детям необходимо дополнительно аргументировать такие меры, проявлять к ним позицию признания и принятия, постоянно демонстрировать положительные изменения в их умениях («Сегодня ты только два раза обратился за помощью!», «Посмотри на все три самолетика.

Видишь, ты хорошо постарался, и как он отличается от предыдущих – ровный и, видимо, будет хорошо летать!»).

   Нелишне сказать и о той части детей, которая без особых усилий выходит на довольно приличные результаты в деятельности. Они легко обучаются всему новому, с удовольствием включаются в разные дела, обгоняя сверстников в качестве, темпе, количестве.

Действительно, это можно расценивать как достаточно благоприятные условия для личностного развития детей. Они естественно и без особого напряжения накапливают опыт своей успешности, постоянно убеждаясь в своей способности, умелости. Часто выступают инициаторами различных дел, постоянно настроены на поиск новых нестандартных решений.

Это сопровождается, как правило, ситуациями принятия и признанием со стороны значимых взрослых. Их часто одобряют, ими гордятся, их приводят в пример. Впрочем, разворачивание даже такого достаточно благоприятного процесса может нести в себе определенную диспропорцию.

Ее сущность в том, что «успешные» дети зачастую не набирают того опыта, который будет для них «золотым» вкладом на всю оставшуюся жизнь: усердия, настойчивости, готовности преодолевать трудности и идти к результату, преодоление сомнений и тому подобное.

Личность, достигающая результатов, преодолевая трудности, по своей сути отличается от той, которая получает все легко и просто. И, как показывает жизнь, это различие часто не в пользу людей, которым в детстве все дается очень легко и просто.

   Таким образом, задача педагогов и родителей в вопросах развития уважительного ценностного отношения дошкольников к себе заключается в том, чтобы создать необходимые условия для получения ребенком опыта успешной предметно-практической и творческой деятельности. Необходимо постепенно, с учетом индивидуальной истории развития, возраста ребенка ориентировать его на внимательное отношение ко всему процессу и результату дела, которым он занимается.

   Чтобы наши дети научились по-настоящему себя уважать, необходимо формировать сознательное отношение ко всему процессу деятельности, начиная от мотивации, выбора степени сложности, подбора материалов и способов деятельности и заканчивая самооценкой.

Начиная заниматься каким-то делом, ребенок должен хотя бы более-менее понимать, что он собирается делать и зачем, кому это нужно, каким он видит свой продукт, и, в конце концов, что он отвечает за результат замысла, что хотел бы в нем изменить.

Настроить детей на такой анализ могут только взрослые, разбирающиеся в специфике, особенностях и значении детской деятельности и ее роли в личностном развитии подрастающей личности.

Педагоги и родители должны приложить все усилия, чтобы каждый дошкольник пришел к порогу школы с верой в собственные силы и способности.

Источник: //www.dvaporosenka.ru/dlya-roditeley/statii/9205-kak-motivirovat-rebenka-na-uspeh

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.