Как распознать стресс у детей?

Как распознать признаки стресса у детей?

Как распознать стресс у детей?

Детский стресс. Да, и такое бывает, и это явление встречается довольно часто. Многие родители наверняка думают, что стресс появляется в жизни с возрастом, а жизнь наших детей можно назвать практически беззаботной. Но это далеко не всегда так. Чтобы вовремя распознать стресс и способствовать тому, чтобы он прошел бесследно, нужна помощь родителей и иногда специалиста.

Слово «стресс» имеет английское происхождение и в переводе означает «давление, нагрузка, напряжение». Основные причины возникновения стресса — это физические, эмоциональные и интеллектуальные перегрузки.

Если взрослые обычно легко могут определить у себя наличие стресса, то дети не понимают, что с ними происходит и не знают, как избавиться от плохого настроения.

Естественно, главная задача родителя в этой ситуации — вовремя заметить признаки стресса у ребенка и помочь малышу справиться с проблемами.

Яна Москвина Психолог-консультант клуба «Магис Дети»

Причины стресса у детей

Детский стресс обычно возникает, как реакция на новую для ребенка ситуацию, если малыш сталкивается с чем-то непривычным, тем, чему пока не может противостоять.

Причины могут быть самые разные: трудности и напряженные отношения в семье, несчастные случаи и травмы, появление в семье нового ребенка, переезд, чрезмерные нагрузки в учебных учреждениях, расставание с близкими, потеря домашнего животного и т.д.

Основные симптомы стресса

В разном возрасте стресс проявляется по-разному. По каким же признакам можно определить его наличие у детей?

  • У малышей до 2 лет — это повышенная раздражительность, потеря аппетита и ухудшение сна
  • У детей дошкольного возраста — повышенная требовательность и частое проявление негодования, регрессия к детским привычкам, усиленные детские страхи, агрессивное и плохое поведение, дефекты в речи, гиперактивность или, наоборот, уменьшение активности, уход в себя.
  • У школьников младших классов — головные боли, тошнота, быстрая утомляемость, плохое, агрессивное или вызывающее поведение, ложь и обман, регрессия к детским привычкам, расстройства без конкретной причины, чрезмерное беспокойство о своем здоровье, педантизм или максимализм, повышенная тревожность, волнения и страхи, падение успеваемости, дефекты речи и нервный тик, нарушения сна и потеря аппетита.

Научными исследованиями доказано, что с возрастом риск надвигающейся депрессии увеличивается. В 17 лет он в 4 раза выше, чем в 8-12 лет.

РЕГРЕСС

Регресс проявляется в том, что у ребенка появляются привычки, свойственные поведению в более раннем детстве: сосание пальца, плач, когда уходит мама, чрезмерное требование внимания. Что делать в этом случае? Не мешайте ребенку «возвращаться в детство», достаточно просто уделить ему больше внимания, проявить ласку и заботу.

СТРАХИ

Повышенная тревожность, волнения и проявления страхов (ребенок везде закрывает двери, включает свет, проверяет замок) являются явными признаками стресса. Самый лучший способ справиться с этим — вовлечь ребенка в игру, лучше всего, творческую.

Творческие занятия не только помогают разрядиться, но и позволяют ребенку выразить внутренние страхи и эмоции, поделиться своими мыслями в образной форме.

Прекрасно избавляют от страхов занятия песочной терапией, рисованием, лепкой, декоративным творчеством.

АГРЕССИВНОСТЬ

Внезапно появившиеся признаки агрессивного поведения у дружелюбного и спокойного ребенка (грубость, резкий разговор, разбрасывание вещей) говорят о сильном стрессе.

Агрессивное поведение невозможно просто запретить, важно дать правильный выход накопившейся отрицательной энергии ребенка. Для таких целей идеально подходят физические нагрузки: занятия спортом и фитнесом, единоборства, подвижные игры.

Не забывайте анализировать поведение ребенка в спокойных разговорах с ним наедине.

Перепады настроения и беспокойный сон

Резкие смены настроения и проблемы со сном должны насторожить родителя. Для начала стоит поговорить по душам и выяснить причины беспокойства ребенка, попытаться научить понимать и правильно выражать свои эмоции.

Избавлению от тревожности и плохого сна помогут расслабляющий массаж, дыхательная гимнастика, йога, упражнения на развитие воображения и фантазии, ароматерапия. Будьте внимательны к режиму дня ребенка и его питанию.

Проблемы со здоровьем

Симптомы заболеваний (тошнота, головная боль, боли в животе) могут быть вызваны нервным перенапряжением. Проверьте психологический климат в семье и школе, оцените нагрузки и требования, которым подвергается ребенок. Возможно, стоит пересмотреть режим и занятость ребенка и при необходимости обратиться к помощи психолога.

Снижение успеваемости

О плохом психоэмоциональном состоянии ребенка говорят такие симптомы, как нарушения памяти и внимания, трудности с воображением и потеря интереса к ранее увлекающим ребенка вещам.

Обязательно интересуйтесь делами ребенка и в школе, и за ее пределами, не ограничиваясь дежурными вопросами. Поощряйте ребенка даже за незначительные достижения, будьте внимательны к его потребностям.

Оказывайте поддержку и помощь в выполнении сложных заданий.   

ИЗОЛЯЦИЯ

Проявляется в том, что ребенок становится тихим, замкнутым, уходит в себя и отказывается от занятий, которые раньше ему были интересны, стремится к одиночеству и избегает контактов. Если у ребенка нет желания общаться, не настаивайте сразу и дайте ему немного времени.

Если же желание есть, но ребенок испытывает сложности при установлении контакта, помогите ему подружиться со сверстниками. Создайте ситуацию, удобную для общения и непринужденной игры, например, занятия в спортивной секции или творческой студии со сверстниками.

С проблемами также помогут справиться групповые коммуникативные тренинги, например, занятия песочной терапией.

При обнаружении одного из симптомов стресса обязательно следуйте рекомендациям:

  1. Обратите внимание на режим дня ребенка и обеспечьте полноценное и регулярное питание. Исключите кофе и перекусы вместо основного приема пищи.
  2. Добавьте в режим дня физические нагрузки и упражнения для мышечной релаксации.
  3. Проявляйте интерес к занятиям ребенка и беседуйте с ним об этом.
  4. Попросите других членов семьи быть внимательными к ребенку.
  5. Обеспечьте удобное и комфортное место для занятий.
  6. Не оказывайте давление! Будьте терпимы.
  7. Помогите ребенку расслабиться и отвлеките его посещением кафе, парка развлечений, приятной прогулкой или игрой.

Источник: https://www.magis-sport.ru/deti/events/blog/kak-raspoznat-priznaki-stressa-u-detey/

Опасность стрессов у детей

Как распознать стресс у детей?

В жизни как взрослых, так и малышей не обходится без стрессов. Многие просто не замечают негативных влияний и редко задумываются о том, насколько такое явление вредит здоровью детей.

Родители мало общаются с малышами, не оценивают тяжести того напряжения, которое испытывают дети в определенных ситуациях, и потом гадают — откуда у малыша взялись вредные привычки или постоянно негативные эмоции и агрессия.

Все это может быть проявлением или последствием стрессов. Как же они влияют и как распознать первые проявления?

Позитивный или негативный стресс?

Многие родители считают, что стресс — это однозначно тяжелое психическое влияние, нервной потрясение. Но в реальности это не совсем верно, стоит уточнить, что как таковой стресс может быть отрицательным, в этом случае его называют термином дистресс.

Кроме того, есть и положительные стрессы в жизни, их называют эустресс, они мобилизуют и подстегивают организм, провоцируются положительными эмоциями и радостью. Для детей наиболее опасным и разрушительных для психики и физического здоровья является именно дистресс, он при длительном течении грозит нервными расстройствами и тяжелыми заболеваниями соматического плана.

Дети часто переживают стрессы, порой даже незаметно для родителей, но последствия проявляются порой в очень необычных формах.

Причины подобных проблем у детей

Нередко причинами стрессов для детей разного возраста, начиная с раннего, становятся разнообразные психотравмирующие ситуации. Существенно влияют такие события, как развод родителей или частые ссоры, неблагополучие в семье, страх наказаний или переживания по поводу неудач, нагрузки в кружках или школе.

Могут также влиять агрессия в мультфильмах или телепередачах, сцены насилия, увиденные в кино или в реальности, компьютерные игры не по возрасту, болезни или медицинские манипуляции, связанные с болью и страхом. Дети воспринимают любую ситуацию близко к сердцу, эмоционально, не всегда могут отличить вымысел от правды и шутки от истины.

Поэтому важно обращать внимание на все ситуации и события в жизни детей, не считать их переживания и страхи капризами или способом манипуляции.

Проявления стресса: вредные привычки и не только

Достаточно яркими примерами стрессовой ситуации для ребенка могут быть резкие смены привычного поведения, постоянная агрессия или плаксивость, изменение повседневных ритуалов или привычек (поздно ложится спать, не хочет ужинать и т. д.).

Может возникать регресс в поведении по возрасту — появляются дурные привычки к сосанию пальца, капризы при уходе матери, появление энуреза, имитация нездоровья, проблемы с речью.

Также могут формироваться новые вредные привычки к шмыганью носом, обкусыванию ногтей, дерганью за волосы и т. д.

Дети могут становиться необычно молчаливыми или излишне болтливыми, у них формируются проблемы с засыпанием и сном по ночам и в дневное время, возникают сложности в учебном процессе, хотя ранее он давался им легко. Может отмечаться нарушение концентрации внимания, появляются страхи и ночные кошмары, о которых малыши не хотят разговаривать, страдает аппетит и появляется стремление к обману.

Родители и проблемы детей: как быть?

Важно, чтобы родители понимали механизм стресса и те процессы, которые при нем происходят в организме детей. Под действием любых сильных влияний и чрезмерного напряжения, мозгом отдается команда на выделение в кровь гормонов стресса. На короткое время они мобилизует тело на борьбу и сопротивление.

Если родители вовремя не устраняют психотравмирующие факторы, длительное воздействие гормонов стресса приводит к разрушительным влияниям на системы и органы тела. Так, мышечное напряжение в виде сжатых кулаков, прикушенных губ, сутулости или приподнятых плеч приводит к формированию привычки к такой позе.

Ребенок ее не замечает, но при подобном явлении быстрее утомляется. Длительное напряжение тела приводит к дефициту кислорода в тканях и нехватке питательных веществ для обменных процессов. Это приводит к расширению сосудов, повышению давления, отечности тканей.

В тканях, обедненных кислородом и питанием, копятся промежуточные, недоокисленные продукты отмена, которые приводят к самоотравлению организма, анемизации, истощению.

Также должны помнить родители и о негативном влиянии стресса на иммунитет и вилочковую железу.

Продолжительный стресс нарушает ее функции, что приводит к снижению образования лейкоцитов и лимфоцитов, защищающих организм от инфекций и опасных веществ.

Дети в стрессе часто болеют, дольше не выздоравливают и имеют хронические очаги инфекции. Родители безуспешно ходят с ними по врачам, не видя истинных причин проблемы.

Важно понимать, острый и короткий, положительный стресс мобилизует организм, помогает в борьбе с инфекциями и усиливает обменные процессы. По такому принципу работает закаливание. Но если стресс стал постоянным, изо дня в день он влияет на детей, это приводит к истощению ресурсов тела.

Работа нервной системы, эмоции при стрессе

Для детей и их незрелой нервной системы любые, казалось бы, незначительные и порой банальные, смешные причины могут стать причиной стресса. Нередко те события, которые вызывают негативные эмоции, переживания, страх или боль, существенно влияют на работу нервной системы и способствуют стрессу.

Это не значит, что детей стоит отгораживать от всех эмоций — как положительных, так и отрицательных. Но в силах родителей сократить количество психотравмирующих ситуаций, потрясений и страха в жизни детей.

Далеко не всегда захлестнувшие кроху эмоции он сумеет проконтролировать и удержать, если родители постоянно его одергивают, не давая выходу гневу, раздражительности или слезам — это также приводит к стрессу, от которого он просто не в силах избавиться.

Поэтому нервная система детей должна получать разрядку, вполне нормально для маленького человека злиться, переживать или высказывать свое недовольство. Родители должны уважать его чувства и позволять иногда дать волю эмоциям. Но это не должно переходить определенных рамок дозволенного.

Источник: http://IllnessNews.ru/opasnost-stressov-y-detei/

Стресс у ребенка

Как распознать стресс у детей?

Стресс – реакция организма на различные внешние раздражители. В детском возрасте стресс является частым явлением. При этом последствия стрессовых воздействий могут быть отдаленными, но весьма сильными. По этой причине нужно уметь своевременно распознавать стрессы.

Симптомы стрессу детей

Стрессы бывают кратковременными и длительными. Первые мобилизуют силы организма, а вторые могут вызвать глубокие негативные последствия. Вред от постоянных стрессовых воздействий очень велик.

Детское поведение далеко не всегда выдает то, что ребенок переживает стресс. Чтобы распознать стресс, нужно знать его симптомы, которые могут отличаться у детей разного возраста.

  • У детей до двух лет стресс характеризуется ухудшением сна и аппетита, а иногда и полным отказом от еды. В поведении детей наблюдается раздражительность и плаксивость.
  • Дети от двух до пяти лет при переживании стресса начинают вести себя так, как ведут себя дети более младшего возраста. Другими словами, наблюдается возрастной регресс. Может возникать плаксивость, раздражительность, пассивность или проявление гиперактивности. Стресс может вызвать повышение температуры, рвоту, диарею, запоры. Ребенок часто капризничает, может проявлять гнев и агрессию. У детей наблюдаются проявления нервозности, включая обострение заикания, усиливаются страхи. Можно наблюдать нарушения сна.
  • Дети 6-9 лет реагируют на стресс быстрой утомляемостью. У детей могут появиться ночные кошмары. Дети жалуются на плохое самочувствие: боли в животе и сердце, высокую температуру, рвоту. Поведение детей характеризуется склонностью ко лжи, стремлениям к постоянным приключениям, замкнутостью, отказом от привычной деятельности. Можно наблюдать агрессию по отношению к другим людям, ощущения страха, тревожность, ухудшение внимания и памяти, постоянную сонливость, апатию, снижение аппетита или, напротив, его усиление. Часто возникает такое явление, как избирательная амнезия, характеризующаяся тем, что ребенок забывает те ситуации, которые вызвали у него стресс. Родители могут замечать у собственных детей нервные тики, заикание, перепады настроения.

На фоне стрессов у детей, независимо от возраста, могут появляться вредные привычки, являющиеся проявлениями нервозности: привычка грызть ногти, ручки, линейки, игры с волосами или завязками, ковыряние в носу, расчесывание частей тела и др.

Стрессовые симптомы часто расцениваются как проявления усталости или признаки каких-либо заболеваний, проблемы поведения. Родителям распознать стресс очень сложно. Поэтому нужно обязательно обратиться за помощью к специалистам для точного диагноза состояния ребенка.

Причины появления стрессов у детей

Стрессы и эмоции не разделимы. В силу маленького жизненного опыта, даже незначительные события способны вызвать сильнейший стресс.

Причины стрессов многочисленны:

  1. Смена окружения. Большое количество незнакомых людей вокруг ребенка может вызвать у ребенка тревогу и страх.
  2. Резкое изменение распорядка дня. Смена часовых поясов, необходимость просыпаться в неподходящее время, невозможность полноценного сна – все это является стрессовыми факторами.
  3. Смена привычной обстановки. К таким ситуациям относятся переезд на новое место жительства, смена дошкольного учреждения или школы.
  4. Разлука с близкими людьми особенно на длительный срок.
  5. Потеря домашнего питомца. Некоторые дети очень остро реагируют даже на гибель растения. Потеря собаки или кошки могут вызвать очень сильные эмоциональные реакции.
  6. Поведение взрослых. Взрослые, особенно родители, способны очень сильно воздействовать на психическое состояние человека. Естественно, что некоторые поведенческие проявления могут вызвать стресс.
  7. Воздействие СМИ и компьютера. Кинофильмы, телепередачи, видео, игровые контенты, картинки, не предназначенные для просмотра детей, способны вызвать глубокую негативную реакцию. Причина этого в неправильном истолковании увиденного или большой впечатлительности детей. Следует ограничить восприятие детьми информации о плохих новостях, природных катаклизмах.
  8. Экологические стрессы. Дети могут быть метеозависимыми, реагировать на определенное содержание токсичных веществ в воздухе.

Последствия стресса у детей

Стресс – неизбежная реакция организма на внешние раздражители. Другими словами, организм пытается выжить. Однако, если организм в подобном состоянии будет находиться длительное время, то неизбежны последствия для всей системы.

Стрессы накладывают негативный отпечаток:

  • снижается иммунитет, возрастает риск сердечно-сосудистых заболеваний, хронических болезней внутренних органов;
  • нарушения сна: бессонница, проблемы с засыпанием, пробуждением и сном;
  • проблемы пищеварения и аппетита: анорексия, излишний вес, ожирение;
  • притупление реакций организма на внешние раздражители, включая болевые ощущения и психическое восприятие;
  • нарушения поведения;
  • снижение познавательной активности.

Стресс у детей – явление, практически, неизбежное. Трудно оградить детей от воздействий среды, а, главное, этого не нужно делать. Небольшие кратковременные стрессы закаляют детский организм. При этом полное отсутствие стрессовых воздействий в детстве может воспитать из ребенка беспомощное существо со слабой психикой.

Поэтому важно вовремя заметить стресс, правильно его диагностировать и вовремя скорректировать его последствия.

От стрессов не нужно избавлять, они неизбежны на долгом жизненном пути. К стрессам нужно готовить.

Источник: https://www.psyportal.net/134874/stress-u-rebenka/

Стресс у детей. Причины, симптомы и лечение

Как распознать стресс у детей?

Ежедневно мы сталкиваемся с ситуациями, требующими от нас собранности, хорошей реакции. Такие ситуации связаны с резкой переменой окружающей среды, смене психо-эмоционального окружения.

Такая резкая смена в устоявшемся укладе жизни человека называется стрессовой ситуацией. Глупо полагать, что стрессу подвержены только взрослые люди, которые сталкиваются с ними чаще всего на работе.

Дети тоже очень часто подвергаются стрессу в повседневной жизни.

Стресс приводит к незначительным перестройкам в организме ребенка, помогающим справиться с переменой окружающей среды. Такие перемены в организме временные, и после нормализации окружающей обстановки ребенка, организм опять перестраивается на повседневную работу.

Изменения в организме, направленные на борьбу со стрессом, «выматывают» организм, так как требуют больших затрат энергии. При длительном стрессе, когда организм не успевает «отдохнуть», могут развиваться стойкие нарушения функции организма, которые будут проявляться в виде различных заболеваний.

Причины стрессов

Стрессовые ситуации могут поджидать ребенка каждый день. С первой стрессовой ситуацией ребенок встречается во время родов. В этот период переходит из одной среды жизни в другую.

В утробе матери ребенок был защищен от любого воздействия окружающей среды, он постоянно получал питание, всегда было тепло. После рождения ребенку приходится самостоятельно поддерживать свою температуру, искать пищу.

У ребенка изменяется тип кровообращения, происходит закрытие некоторых сообщений между сосудами. Это происходи по той причине, что изменяется артериальное давление в сосудах и выделяется большое количество адреналина.

Так же сразу после рождения у ребенка происходит расправление легких и совершается первый вдох, который сопровождается криком. Это происходит из-за снижения поступления кислорода в головной мозг ребенка. Еще одним стимулятором первого вдоха является снижение температуры окружающей среды.

Следующей стрессовой ситуацией, с которой сталкивается ребенок, становится поиск еды. Еда необходима ребенку для производства энергии, которая накапливается в организме в виде глюкозы (сахара).

Наиболее опасным в плане развития гипогликимии (пониженного содержания сахара в крови) для новорожденного ребенка являются первые 2 часа жизни. В этот период ребенок обязательно должен получить питание. Находясь в утробе матери, ребенок постоянно получал питание, и ему не требовалось делать запасы энергии.

Оказавшись во внешней среде, ребенок тратит большое количество энергии на все перестройки организма, поэтому запасы глюкозы быстро истощаются. Снижение глюкозы вызывает нарушение работы головного мозга, что очень опасно для жизни ребенка, поэтому очень важно покормить ребенка в течение первых двух часов его жизни.

В дальнейшем ребенок учится получать питание при снижении уровня глюкозы в организме. Для этого он сообщает матери о том, что хочет кушать, при помощи крика и плача.

Еще одной стрессовой ситуацией, связанной с периодом новорожденности, является переохлаждение. Новорожденный ребенок не может регулировать свою температуру тела в достаточной степени, как это делают взрослые. Это связано с малой прослойкой подкожно-жировой клетчатки и несовершенством процессов терморегуляции.

Так же при снижении температуры окружающей среды взрослые поддерживают температуру тела при помощи дрожи. Дрожь – это хаотичное сокращение мышц, из-за чего вырабатывается большое количество тепла. Такой термогенез называется дрожательным.

У новорожденных детей такой способности нет, поэтому, при резком снижении температуры окружающей среды, дети не могут поддерживать температуру тела.

Основными стрессовыми ситуациями в старшем возрасте становятся ситуации с переменой окружающей обстановки и взаимоотношений. Если родители ребенка очень часто меняют место жительства, то это плохо сказывается на приспособительных реакциях детского организма.

Ребенку постоянно приходится привыкать к новой обстановке, к новому детскому саду, к новой воспитательнице, искать новых друзей. В подростковом возрасте дети сталкиваются с проблемами общения и самореализации.

В этот период очень важно присутствие рядом человека, с которым можно поговорить, поделиться своими проблемами, попросить совета.

Не всегда этим человеком могут стать родители, так как не все свои проблемы ребенок может рассказать маме или папе, но очень важно стремится к открытому диалогу с ребенком, стараться участвовать в жизни ребенка, помогать ему советами.

Одним из важных факторов в жизни ребенка является его досуг. В современном мире дети не могут найти себе занятия, организовать досуг. Все основное время детей занимают компьютерные игры и интернет. Дети теряют способность к общению, к поиску друзей, тем для разговоров.

В этом случае важно подобрать для ребенка хобби, которое его бы заинтересовало. Нельзя навязывать ребенку что-то, что ему не нравится (музыкальная школа, бальные танцы и другое), ребенок сам должен сделать выбор, ваше задача его заинтересовать и помочь ребенку сделать выбор.

Еще с более серьезными трудностями детям приходится сталкиваться, если они из неблагополучных семей. Ежедневно им приходится идти домой, где их ждет пьяный отец, отсутствие ужина или, что уже совсем плохо, избиение или насилие. Таких детей очень часто социальные работники забирают из семей, что является также очень большим стрессом для ребенка.

Дети, после того как их забрали из семьи, находятся в больницах, детских домах. Для ребенка такое окружение является непривычным, травмирующим его психологически. Ребенок ощущает свою ненужность, что у него нет никого близкого.

В школе, детском саду такие дети очень часто находятся несколько обособленно от остальных, так как они понимают свою социальную «неполноценность».

Еще одним этапом в жизни ребенка, связанным со стрессовыми ситуациями, является получение сексуального опыта. В подростковом возрасте ребенок изучает свое тело, которое в этот период подвергается различным метаморфозам.

Дети, путем проб и ошибок, на собственном опыте изучают все премудрости половой жизни. Такой опыт не всегда бывает удачным, и очень часто первый сексуальный опыт связан с разочарованиями.

Очень часто в этот период дети могут стать объектом насмешек и издевательств со стороны более опытных сверстников.

Симптомы стресса у детей

Как вы заметили, причин для стресса у детей ни на много меньше, чем у взрослых. Каким же образом стресс проявляется у детей?

Стрессовая ситуация требует от нашего организма какого-то действия, а любое действие влечет за собой трату энергии. В стрессовых ситуациях расход энергии в организме ребенка увеличивается в десятки раз.

Помимо энергии еще расходуются микро- и макроэлементы из резервов организма и образуется большое количество вредных веществ. Все это влечет к истощению организма, его изнашиваемости.

Поэтому очень важно, чтобы стрессы были краткосрочными и не повторялись, слишком часто, чтобы организм ребенка успевал «отдыхать» и восстанавливать свои запасы веществ.

Во время стрессовых ситуаций в организме образуется большое количество свободных электролитов, которые оказывают токсическое действие на клеточную стенку. Из-за этого клеточная стенка становится более проницаемой, и в клетки поступает большое количество различных веществ, в том числе и вирусов. Все это ведет к повышенной гибели клеток нашего организма.

Для борьбы со свободными электролитами в нашем организме существуют вещества, обладающие антиоксидантным действием. Эти вещества стабилизируют клеточную стенку и выводят свободные электролиты из организма, связывая их. К таким веществам относятся витамины С, РР, группы В, микроэлемент селен.

Однако запас этих веществ в нашем организме не безграничен, поэтому, когда эти запасы истощаются, появляются симптомы хронического стресса.

Первой на стресс реагирует кожа. У детей снижается тургор кожи, она становится бледной, появляется склонность к шелушению, образованию угрей. Очень часто при хроническом стрессе у детей из-за снижения количества витаминов в организме появляются заеды в уголках рта (хейлит).

Эти заеды достаточно болезненные, имеют тенденцию к распространению и плохо поддаются лечению. Помимо кожи, первыми на стресс отвечают еще и придатки кожи (волосы, ногти). Волосы теряют свой цвет, становятся тусклыми, ломкими. Очень часто при стрессах у детей может развиться очаговая аллопеция.

Это заболевание связано с укорочением жизни волоса и повышенным выпадением волос. Проявляется данное заболевание в виде участков облысения на волосистой части головы. Ногти становятся ломкими, расслаиваются. Достаточно характерным проявлением хронического стресса является то, что дети грызут ногти.

Из-за этого ногтевая пластинка имеет неровный край, происходит расслоение ногтя.

Очень часто при длительном стрессе наблюдаются нарушения в нервной системе. Это может проявиться в виде нарушений сна (бессонница, беспокойный сон), появления различных тиков. Тики проявляются в виде непроизвольных сокращений различных групп мышц. Это может быть подергивание глаза, искривление угла рта, наклон головы.

При более длительном течении стрессовых ситуаций довольно часто происходит поражение желудочно-кишечного тракта. У детей с хроническим стрессом можно наблюдать стертость верхней кромки зубов из-за постоянного скрежетания ими.

Поражение желудочно-кишечного тракта проявляется в различных диспепсических расстройствах: боли в животе, тошнота, изжога, урчание живота, запоры или поносы.

Дети теряют в весе, пища плохо переваривается, снижается поступление в организм железа, что так же ведет к ухудшению состояния.

Из-за снижения содержания витаминов в организме ребенка происходит снижение его барьерных систем. Это ведет к снижению устойчивости организма к воздействию вирусов и бактерий, что проявляется в частых простудных заболеваниях.

Помимо развития различных состояний хронический стресс приводит к обострению уже имеющихся у детей заболеваний. Так стрессовые ситуации приводят к увеличению выработки соляной кислоты желудком ребенка, что может привести к обострению хронического гастрита.

Так же существует такое заболевание, как стрессовая язва, и связано оно с развитием язвенной болезни желудка в ответ на частый стресс. Частый стресс приводит к ухудшению течения бронхиальной астмы, усиливает проявления дискинезии желчевыводящих путей. У девочек хронический стресс может вызвать нарушение менструального цикла, вплоть до его отсутствия.

Как же бороться со стрессом у детей?

Очень важно постараться оградить ребенка от стрессовых ситуаций. Это главная забота каждого родителя, чтобы его ребенок был счастлив. Постарайтесь создать для ребенка обстановку, которая не будет его нервировать.

Проводите все свое свободное время с детьми, интересуйтесь их жизнью, старайтесь участвовать в решении каких-то вопросов и проблем, которые возникают у вашего ребенка.

Ничто так не снимает стресс, как поездка на природу, особенно в лес.

Старайтесь вывозить своих детей за город, ходить с ними в лес по грибы и ягоды. Очень важно, чтобы отдых был активным: съездите  на пикник на велосипедах, поиграйте с ребенком в мяч, волейбол, бадминтон.

Ребенок должен получать сбалансированную пищу, богатую белками углеводами и витаминами. Очень важно наличие в рационе ребенка свежих овощей и фруктов. Помните, в некоторых продуктах питания помимо витаминов содержится еще и эндорфин (гормон счастья). Таким продуктами, богатыми эндорфином, являются бананы, салями и шоколад. Употребление этих продуктов способствует улучшению настроения.

Для снижения токсического действия свободных электролитов на клетки организма ребенок должен получать достаточное количество витаминов. Очень важно поступление в организм ребенка витамина С, который в большом количестве содержится в цитрусовых.

Однако употребление в пищу большого количества цитрусовых плодов может вызвать развитие аллергии. Можно использовать поливитаминные комплексы. Но помните, что прием витаминов должен быть ограниченным 30 днями и не более 2-х раз за год.

Так же очень хорошее воздействие на организм оказывают поливитамины содержащие селен, который обладает антиоксидантными свойствами.

В тяжелых случаях, когда стрессовые ситуации не удается побороть всеми описанными способами, приходится обращаться за медицинской помощью к психологу, психотерапевту и даже психиатру.

Врач педиатр Литашов М.В.

Источник: https://7gy.ru/rebenok/detskie-bolezni-simptomy-lechenie/detskaja-nevrologija/666-stress-u-detej.html

Как распознать стресс у ребенка

Как распознать стресс у детей?

Стресс – это неотъемлемая часть жизни, как взрослых, так и деток, в умеренных дозах он даже помогает организму сконцентрироваться и выполнить необходимое.

Но бывают ситуации, когда стресс становится слишком сильным, и его невозможно контролировать.

Особенно тяжело это делать малышам, так как нервная система недостаточно окрепла, а напряжение, которое возникает при первом посещении детского сада или школы или же, как сейчас, при возврате с каникул может быть слишком велико.

В первую очередь необходимо четко знать, как диагностировать первые признаки стресса у дошкольника или маленького школьника, чтобы не запускать такое состояние. Какие признаки свидетельствуют о нервном напряжении, рассказывает педиатр Анна Бирка.

Детки дошкольного возраста и совсем маленькие детки под воздействием стресса очень часто демонстрируют регресс в развитии, то есть скачок назад. Ребенок может просить соску, хотя уже какое-то время назад от не отказался, могут возникнуть проблемы ночного недержания мочи.

Неспокойное внутреннее состояние может проявляться как постоянные капризы и истерики на ровном месте, как желание беспрерывно находиться рядом с мамой, у мамы на руках, видеть ее в зоне досягаемости, как нежелание самостоятельно засыпать и спать одному, а также возможны общие нарушения сна.

Еще один момент, на котором стоит заострить внимание, когда речь идет о стрессе – внезапно появившаяся агрессия, при помощи которой ребенок пытается справиться с непонятным ему состоянием.

Очень часто длительное нахождение в стрессовой ситуации провоцирует снижение иммунитета, поэтому такие детки болеют чаще своих сверстников.

Все вышеперечисленные признаки можно отнести и к маленьким школьникам, однако в этом возрасте появляются свои характерные особенности.

Ребенок может потерять интерес ко всему, что его раньше радовало – игрушкам, друзьям, кружкам и занятиям.

Очень часто в этом возрасте малыш периодически жалуется на то, что у него что-то болит, но не всегда это так, это могут быть так называемые мнимые боли, которые так же указывают на стресс. Но стоит быть внимательными и чуткими к состоянию ребенка, так как стрессовая ситуация может вызывать и вполне реальные головные боли.

Родителям, которые подозревают о возможном стрессе, влияющим на ребенка, следует обратить внимание и на самооценку ребенка, так как заниженная самооценка также свидетельствует о напряженном состоянии нервной системы школьника.

Что же делать, если все особенности поведения ребенка указывают на то, что он пребывает в стрессовом стоянии. Педиатр Анна Бирка дает несколько полезных рекомендаций.

«В первую очередь вам необходимо понять причину стресса, поэтому обязательно нужно качественно проводить время с ребенком и обязательно говорить с ним, обсуждать прожитый день, эмоции, происшествия», – подчеркивает ключ к успеху Анна Бирка.

Для маленьких деток очень часто стрессовым фактором выступает смена привычной обстановки, к примеру, посещение детского сада, появление нового члена семьи и так далее. Поэтому в связи с этим все изменения должны быть постепенными и последовательными.

Маленькие школьники могут испытывать стресс в школе, это может быть и конфликты с учителями, одноклассниками, проблемы с усвоением материала и прочее.

Если с проблемой не удается разобраться самостоятельно, необходимо обратиться к специалистам. «Психотерапевты, детские психологи, песочная терапия – все это отличный метод узнать у ребенка все то, что он стесняется или боится вам сказать», – объясняет Анна Бирка.

Чтобы успокоит нервную систему малыша можно обсудить с педиатром или семейным врачом употребление легких успокаивающих препаратов. Твоим помощником могут стать капли и таблетки NOTTA, которые предназначены для устранения излишней возбудимости, беспокойства и нарушений сна. Подходит для взрослых и детей в возрасте от двух лет.

 Пусть в жизни Твоего малыша будет меньше стресса!

Мамин Клуб

Для лечения неврозов, чрезмерного возбуждения, беспокойства и нарушения сна. Кроме того, NOTTA показана для функциональных нервных расстройств, вызванных нервозностью сердечных расстройств, психосоматических расстройств.

Перед употреблением внимательно прочтите инструкцию

Мамин Клуб оставляет при себе право использовать добавленное содержание по своему усмотрению

Источник: http://www.maminklub.lv/rebionok/kak-raspoznat-stress-u-rebenka-593944/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.