Методика исследования костно-мышечной системы у детей

Костная система у детей – исследования, осмотр, пальпация

Методика исследования костно-мышечной системы у детей

Методика исследования костной системы у детей

Расспрос ребенка

При заболеваниях костной системы и суставов наиболее часто дети предъявляют жалобы на боли в костях и суставах, деформацию костей или суставов, ограничение подвижности.

При болевом синдроме следует уточнить локализацию боли (кости, суставы), остроту (острая или тупая), интенсивность, характер (тянущая, ноющая, пульсирующая и т.д.), длительность и время появления (постоянная, периодическая, утренняя, в конце дня, ночная), провоцирующие факторы (ходьба, движения в суставах, поднятие тяжестей и др.).

При деформациях костей или суставов необходимо уточнить давность их появления.

При сборе анамнеза следует оценить отягощённость семейного анамнеза по заболеваниям костной системы и суставов, ревматическим и инфекционным заболеваниям; уточнить связь начала заболевания с каким-либо предшествующим воздействием (травмой, инфекционным заболеванием и др.).

Костная система у детей – осмотр

Осмотр костной системы и суставов следует проводить в положении стоя, лёжа и в движении, последовательно сверху вниз: голова, затем туловище (грудная клетка, позвоночник), верхние и нижние конечности.

Осмотр головы у детей

При осмотре головы оценивают следующие параметры:

1.

Форма черепа. У здорового ребёнка она обычно округлая. Вытянутый, продолговатый череп называют башенным. У новорождённых деформация черепа в виде черепицеобразного расположения костей черепа относительно друг друга может быть следствием прохождения головки ребёнка через родовые пути.

При увеличении лобных бугров, обусловленном гиперплазией остеоидной ткани (например, при рахите), формируется “олимпийский лоб”, при одновременном увеличении теменных бугров голова при взгляде сверху имеет квадратную форму. Нередко выявляют уплощение и скошенность затылочной кости.

2.

Симметричность (в норме череп симметричный). У новорождённого может быть асимметричное выбухание и тестоватой консистенции припухлость над одной или несколькими костями черепа – родовая опухоль; плотная ограниченная припухлость может быть обусловлена кефалогематомой.

3.

Размеры головы. Уменьшение размеров головы носит название микроцефалии, увеличение – макроцефалии.

4.

Состояние верхней и нижней челюстей, количество и состояние зубов, особенности прикуса. Молочный прикус в норме ортогнатический, постоянный прикус – ортогнатический или прямой.

Осмотр грудной клетки у детей

При осмотре грудной клетки оценивают следующие параметры:

1.

Форму (цилиндрическая, бочкообразная, коническая) и симметричность. Возможны следующие виды деформации грудной клетки: килевидная (“куриная грудь”) с выбуханием грудины, воронкообразная (“грудь сапожника”) с западением грудины. Также отмечают наличие харрисцровой борозды (западение по линии прикрепления диафрагмы) и др.

2.

Эпигастральный угол позволяет определить конституциональный тип: нормостенический (угол примерно равен 90°), гиперстенический (угол тупой), астенический (угол острый).

Осмотр позвоночника у детей

При осмотре позвоночника обращают внимание на следующие параметры:

1.

Физиологические изгибы и их выраженность (возможно как увеличение, так и уменьшение лордоза или кифоза, формирование горба), наличие боковых изгибов позвоночника (сколиоза), изменение осанки. Форма позвоночника меняется при аномалиях развития скелета, рахите, травме, туберкулёзном поражении позвонков и др. Тугоподвижность позвоночника возникает при ювенильном спондилоартрите.

2.

Симметричность расположения лопаток, гребней подвздошных костей, ключиц, треугольников талии (асимметрия может свидетельствовать о наличии сколиоза и другой патологии).

Осмотр конечностей у детей

При осмотре конечностей оценивают следующие параметры:

1.

Правильность контуров и симметричность, что позволяет выявить костные деформации, наличие переломов, ложных суставов и др.

2.

Относительную длину (пропорциональность по отношению к туловищу).

3.

Форму: может быть вальгусное (Хобразное) или варусное (Ообразное) искривление нижних конечностей.

4.

Состояние суставов (форму, наличие припухлости, гиперемии и др.). Различают дефигурацию – обратимое изменение, связанное с внутрисуставным выпотом и/или утолщением (воспалением) синовиальной оболочки – и деформацию – стойкое изменение формы сустава, обусловленное пролиферативными и деструктивными процессами, развитием подвывиха, контрактуры, анкилоза сустава.

Осмотр кисти ребенка

Осмотр кисти позволяет обнаружить характерные деформации:

  • “веретенообразную” – при поражении проксимальных межфаланговых суставов;
  • “сосискообразную” – при воспалении преимущественно дистальных межфаланговых суставов, сопровождающиеся гиперемией и отёчностью пальцев.

Изменения в виде “муляжной кисти” – сгибательные контрактуры пальцев, склеродактилия, истончение концевых фаланг пальцев, характерны для склеродермии. Узкие удлинённые кисти с необычайно длинными и тонкими пальцами (арахнодактилия или “паучьи пальцы”) характерны для синдрома Марфана.

https://www.youtube.com/watch?v=76lFu5ctM8g

При осмотре лучезапястных суставов можно выявить деформацию типа “ласты моржа” со сглаженностью контуров и возможной девиацией кнаружи.

Осмотр стопы ребенка

При осмотре стопы можно отметить уплощение продольного или поперечного её сводов – плоскостопие; до 2 лет плоскостопие считают физиологическим, а у более старших детей – патологическим. “Конская стопа” с подъёмом пятки и опущением переднего отдела стопы развивается вследствие контрактуры ахиллова сухожилия. Возможна вальгусная или варусная деформация стопы.

От состояния позвоночника и суставов нижних конечностей зависит походка больного. При анталгической походке происходит быстрый перенос веса тела с больной ноги на здоровую при наличии боли в нижнем отделе позвоночника, поражении тазобедренного, коленного суставов или стопы.

При болезненности в области пятки ребёнок встаёт на носок или на всю стопу, при поражении среднего отдела стопы – на латеральную поверхность, поражение передних отделов стопы сопровождается наклоном вперёд, укорочением шага.

“Утиная походка” (в перевалку) может возникать при двустороннем поражении тазобедренных суставов.

Костная система у детей – пальпация

Пальпация костной системы позволяет оценить плотность костной ткани и её цельность, гладкость поверхности костей, выявить болезненность в костях и уточнить её локализацию, оценить состояние суставов.

Пальпация костей у детей

1.

Пальпация головы позволяет судить о плотности костей черепа, состоянии швов и родничков. Можно выявить краниотабес – патологическое размягчение теменных и затылочной костей; определить состояние и размеры большого родничка (измерение производят между средними точками противостоящих краёв).

2.

При пальпации рёбер у здоровых детей ощущается едва заметное утолщение в области перехода костной части в хрящевую. Значительные утолщения (“чётки”) связывают с рахитом, как и утолщения в области эпифизов лучевых и малоберцовых костей (“браслетки”) и фаланг пальцев (“нити жемчуга”).

3.

При пальпации позвоночника болезненность может быть связана с воспалительными или дистрофическими изменениями в позвонках, межпозвонковых дисках, окружающих мышечных тканях.

Позвоночник пальпируют для выявления западений или выпячиваний отдельных остистых отростков, что может произойти в результате сплющивания тела позвонка, обусловленного механическими или метаболическими факторами, инфекционным или опухолевым процессом.

Аномальное расположение одного позвонка по отношению к смежному свидетельствует о подвывихе или спондилолистезе.

Пальпация суставов у детей

При пальпации суставов выявляют болезненность, повышение местной температуры, скопление избыточного количества жидкости (феномен флюктуации).

Величину суставов измеряют сантиметровой лентой на одинаковом уровне у парных суставов и сравнивают показания между собой. Необходимо определить объём пассивных и активных движений в суставах.

Ориентировочно функцию суставов костной системы можно оценить, предложив больному выполнить определённые действия:

  • для оценки функции позвоночника следует выполнить наклоны головы вперёд (коснуться подбородком груди) и назад, коснуться ухом плеча, совершить повороты головы в стороны, выполнить наклоны вперёд (коснуться пальцами рук пола), назад, в стороны;
  • височнонижнечелюстной сустав – максимально широко открыть рот, выдвинуть нижнюю челюсть вперёд, совершить её движения из стороны в сторону;
  • плечевой сустав костной системы – поднять руки над головой, перед собой и по бокам, коснуться кистью противоположной лопатки за спиной, достать кистью противоположное ухо, проведя руку за головой;
  • лучезапястный сустав – сложить ладони и согнуть их под прямым углом к предплечьям, сложить кисти рук тыльной стороной и согнуть их под прямым углом к предплечьям;
  • межфаланговые суставы – сжать кисть в кулак;
  • крупные суставы нижних конечностей – присесть на корточки, сесть на колени, коснувшись при этом ягодицами пяток;
  • тазобедренный сустав – привести колено к груди, развести согнутые в коленях и тазобедренных суставах ноги, выполнить ротационные движения, для определения подвывиха одного или обоих бёдер дополнительно выявляют симптом скольжения – при потягивании за ногу происходит смещение головки бедренной кости относительно таза;
  • коленный сустав – привести пятку к ягодице, выпрямить ногу;
  • голеностопный сустав костной системы – произвести сгибание и разгибание;
  • межфаланговые суставы пальцев ног – произвести сгибание и разгибание. Более точно амплитуду активных и пассивных движений определяют с помощью угломера (гониометра). Наличие боли, мышечного напряжения или ограничения подвижности позволяют заподозрить патологию суставов. Гипермобильность суставов характерна для некоторых дисплазий соединительной ткани.

Дополнительные исследования костной системы

Из дополнительных методов исследования костной системы у детей наиболее часто используют рентгенографию, позволяющую выявить аномалии развития и переломы костей, воспалительные, опухолевые и дегенеративные процессы в костях или суставах, оценить темпы оссификации (костный возраст). В последние годы для оценки состояния костей и суставов стали использовать УЗИ, КТ и МРТ.

Нередко для диагностики заболеваний костной системы прибегают к лабораторным, в частности биохимическим исследованиям.

При метаболических заболеваниях костей исследуют концентрации ионов кальция и фосфора в сыворотке крови, а также их выведение с мочой.

Активность перемоделирования и резорбции костной ткани отражает активность щелочной фосфатазы в сыворотке крови, а также концентрация оксипролина в крови и моче.

Для уточнения причин артрита проводят исследование синовиальной жидкости и биопсию синовиальной оболочки сустава. Опухоли костей диагностируют также с помощью биопсии.

Семиотика поражений костной системы и суставов

Поражения костной системы и суставов у детей могут быть связаны с аномалией развития самой костной системы, нарушением функций других систем, участвующих в костеобразовании (эндокринной, почечной) и воздействием внешней среды (травмой, инфекцией, нарушением поступления необходимых микроэлементов).

Источник: https://www.medmoon.ru/rebenok/d_bol56.html

Тема: АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ, МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ И СЕМИОТИКА ПОРАЖЕНИЯ МЫШЕЧНОЙ И КОСТНОЙ СИСТЕМ У ДЕТЕЙ

Методика исследования костно-мышечной системы у детей

Тема: АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ, МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ И СЕМИОТИКА ПОРАЖЕНИЯ МЫШЕЧНОЙ И КОСТНОЙ СИСТЕМ У ДЕТЕЙ.

Методика объективного исследования костной системы. I. Осмотр общий:

А осмотр спереди:

Форма, размер головы, форма грудной клетки, живота, конечностей:

положение головы – правильное, наклонено о сторону или вперед; контур и уровень плеч – симметричные, сведенные вперед, асимметрия шейно-плечевых линий. Форма грудной клетки – рахитичная, цилиндрическая и т. д.

Форма живота – выпуклая, выступает за уровень грудной клетки, втянутый и т. д. Определение эпигастрального угла. конституции. Форма ног – прямые, х-образные, о-образные.

Искривление оценивается по 3-х балльной системе: 1 – небольшое, 2 – умеренное, 3 – выраженное (затруднение при ходьбе).

Б. Осмотр сзади:

Асимметрия плечевого пояса и головы, положение лопаток (опущение плеча и лопатки с одной стороны, асимметрия нижних углов лопаток, разное их отстояние от позвоночника вправо или влево, вперед или назад, асимметрия треугольников талии, форма нижних конечностей, симметричность его складок, количество складок на внутренней поверхности бедер.

В. Осмотр сбоку:

Положение и форма головы, положение плеч, форма живота, форма спины – правильная, сутулая, плоская, круглая, кругловогнутая, плосковогнутая, сглаживание поясничного лордоза при круглой и плоской спине.

Г. Осмотр стопы:

Определение плоскостопия (нормальная, уплощение стопы “плоскостопие 2 степени”, плоские стопы – плоскостопие 3 степени)

производится с помощью плантографии

11. Пальпация:Пальпация головы:

обследуются швы, роднички, плотность самих костей (выявление краниотабеса). Большой и малый роднички.

Пальпация грудной клетки:

ребер (болезненность, рахитические четки), грудины.

пальпация конечностей утолщение в области эпифизов лучевой кости (браслетки), утолщение в области диафизов фаланг пальцев (нити жемчуга). Температура кожи над суставами, чувствительность, толщина и подвижность кожи над суставами, наличие уплотнения, отечности, болевых точек

III. Измерения:

окружности головы, грудной клетки, конечностей, величины суставов, измерение амплитуды движений пассивных и активных (угломером).

Поделитесь с Вашими друзьями:

IV. Состояние сознания больного:

1. ясное, 2.возбужденное, 3. супор, 4. сопор, 5. кома.

V. Запах тела больного и выдыхаемого им воздуха:

1. уринозный запах,

2. запах ацетона,

3. “запах ревматиков”,

4. запах прелого сена,

5. гнилостно-приторный запах и т. д.

Тема: МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

РЕБЕНКА.

Практические навыки

1. Сбор анамнеза. Обратить внимание на весо-ростовые показатели, увеличение длины и массы тела на первом году жизни по месяцам и после года, состояние аппетита ребенка, перенесенные заболевания, с чем родители связывают нарушения в физическом развитии: для детей 1-го года жизни -развитие статических и моторных функций, а для детей старше года -двигательные умения.

Поделитесь с Вашими друзьями:

Page 3

Инструментальные методы исследования. 1. Эзофагоскопия.

2. Лапароскопия.

3. Гастроскопия, гастробиопсия.

4. Ректороманоскопия.

Исследование желудочно-кишечного тракта.

1. Анамнез. Жалобы: 1. Боли в животе, локализация: область эпигастрия, пилородуоденальная зона, в правом и левом подреберьях, около пупка, по всему животу, опоясывающие боли с локализацией слева и выше пупка; в правой и левой подвздошной области, области ануса.

Интенсивность, характер, связь с приемом пищи.

Срок возникновения болей в животе после приема пищи: ранние (во время приема пищи или в течение получаса, или чувство быстрого насыщения во время еды); поздние (возникают натощак днем через 1-2 часа после приема еды или ночью), постоянные боли, от каких вмешательств исчезают или уменьшаются боли.

Поделитесь с Вашими друзьями:

Page 4

Тема: МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ НОВОРОЖДЕННОГО РЕБЕНКА.

I. Методика исследования новорожденного ребенка.

1. Расспрос:

а) анализ антенатального периода: б) генетический анализ: в) анамнез периода родов и раннего неонатального периода: г) анамнез периода новорожденности:

д) характер вскармливания.

2. Определение критериев живорождения. мертворождения, перинагапьного периода:

1) ЖИВОРОЖДЕНИЕ – это рождение плода вне зависимости от продолжительности беременности, при этом плод после рождения дышит или проявляет другие признаки жизни, такие как сердцебиение, пульсация пуповины, произвольные \ движения мускулатуры, независимо от того, перерезана ли пуповина, отделилась ли плацента.

2) МЕРТВОРОЖДЕНИЕМ является смерть плода до его полного изгнания или извлечения из организма матери вне зависимости от продолжительности беременности. На это указывает отсутствие у плода дыхания или других признаков жизни (сердцебиение, пульсация пуповины или произвольные движения мускулатуры).

3) массой при рождении считается результат первого взвешивания плода или новорожденного, зарегистрированный после рождения. Новорожденные (плоды), родившиеся с массой тела до 2500 г, считаются плодами с низкой массой тела при рождении; до 1500 г – с очень низкой: до 1000 г – с экстремально низкой.

4) ПЕРИНАТАЛЬНЫЙ период начинается с 28 недель беременности, включает период родов и заканчивается через 7 полных дней жизни.

3. Мероприятия в родильном зале до рождения ребенка:

1) необходимые принадлежности и подготовка к оказанию первой медицинской помощи а) реанимационный стол с электроотсосом, устройство для подачи подогретой увлажненной дозированной кислородно-воздушной смеси с респиратором;

б) эластичные катетеры:

в) мешок “Амбу”, “Пенлон”;

г) ларингоскоп с детским прямым клинком;

д) интубационные трубы:

е) лекарственные препараты, необходимые для оказания первой помощи новорожденным: 10% р-р глюкозы, кокарбоксилазы, преднизолон, адреналин, аналептическая смесь, атропин, глюконат кальция, р-р натрия гидрокарбоната;

ж) стерильные шприцы, грелки, транспортный кувез;

з) стерильный набор для приема новорожденного.

2) для первичной обработки пуповины – 3 зажима типа Кохер, медицинские ножницы, 2 палочки с ватой, 6 ватных тампонов, пипетка.

3) для вторичной обработки пуповины, измерения и первичного туалета ребенка – шелковая или марлевая лигатура 1 мм в диаметре, длиной 10 см, зажим для скобок Рогозина, 2 металлические скобки, марля, сложенная треугольником (для покрытия культи пуповины), 3-4 марлевых или ватных тампона, 2 палочки с ватой, стерильный бинт, сантиметровая лента, 2 манжетки и медальон.

4. Мероприятия в роддоме после рождения ребенка:

1 – сразу после рождения ребенка проводят отсасывание слизи изо рта и носовых ходов электроотсосом с помощью катетера.

До отделения ребенка от матери акушерка берет из развернутого пакета для первичной обработки новорожденного пипетку и с помощью ватных тампонов (для каждого глаза отдельно), придерживая веки ребенка, закапывают в глаза, а девочкам и на наружные половые органы, по 2-3 капли раствора сульфамида-натрия 30%.

2 – после рождения ребенка на пуповину накладывают 3 зажима Кохера: один на расстоянии 10 см от пупочного кольца, второй – 8 см от пупочного кольца, третий – как можно ближе к наружным половым органам матери.

Участок пуповины между первым и вторым зажимами Кохера акушерка обрабатывает шариком со спиртом этиловым 95% и пересекает ножницами. Срез детской культи пуповины смазывают 5% раствором йода.

Затем акушерка показывает ребенка матери, обращая внимание на пол ребенка и врожденные аномалии развития (при наличии их).

3 – обсушивают кожу ребенка сухой стерильной пеленкой, согретой в кувезе.

4 – недоношенного ребенка помещают в кувез и дальнейшие манипуляции проводят в нем.

Поделитесь с Вашими друзьями:

Источник: http://zodorov.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-obsledovaniyu-bolenogo-i-zdorovo.html?page=8

АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КОСТНО-МЫШЕЧНОЙ СИСТЕМЫ‌‌ У ДЕТЕЙ

Методика исследования костно-мышечной системы у детей

Одним из основных условий правильного развития ребенка является хорошо сформированная и функционирующая опорно- двигательная система. К моменту рождения структурная дифференцировка костной системы не закончена. Особенностью костной ткани у детей является то, что эпифизы трубчатых костей, костей

кисти и стопы состоят из хрящевой ткани.

Первые ядра окостенения в хрящевой ткани закладываются на 7- 8-й неделе внутриутробного развития эмбриона. После рождения ребенка костный скелет увеличивается, одновременно перестраивается структура костной ткани. У плода и новорожденного она имеет волокнистое строение, к 3–4 годам появляется пластинчатое строение костей.

Костная ткань детей содержит большее количество воды и органических веществ и меньшее – минеральных веществ. Эти особенности отличают кости

ребенка от костей взрослого, они у ребенка более податливы, эластичны при давлении и сгибании. Они имеют меньшую хрупкость. В связи с более толстой надкостницей переломы у детей часто бывают поднадкостными.

Рост костей у них происходит благодаря хорошему кровоснабжению. После появления точек окостенения удлинение костей происходит за счет ростковой хрящевой ткани, которая находится между окостеневшим эпифизом и метафизом. Рост костей в толщину происходит за счет надкостницы, при этом со стороны костномозгового пространства происходит увеличение

размера кости в поперечнике.

ОСОБЕННОСТИ ЧЕРЕПА‌

Череп новорожденного имеет более развитую мозговую часть по сравнению с лицевой частью и состоит из парных и непарных костей, которые разделяются швами. Швы закрываются к неонатальному периоду, зарастают полностью к 7 годам. Там, где соединяются кости, в определенных местах образуются роднички:

  1. большой – между лобными и теменными костями, размером 2,5 ×

    3 см;

  2. малый – между затылочными и теменными костями;

  3. боковые – по два с каждой стороны.

Если происходят раннее закрытие большого родничка и заращение швов, это может свидетельствовать о микроцефалии.

ОСОБЕННОСТИ ПОЗВОНОЧНИКА‌

Позвоночник у новорожденных не имеет изгибов, он прямой, с небольшой выпуклостью кзади. По мере развития двигательных умений

развиваются и изгибы позвоночника:

  1. шейный лордоз (изгиб кпереди) возникает, когда ребенок начинает держать голову;

  2. грудной кифоз (изгиб кзади) возникает, когда ребенок самостоятельно садится;

  3. поясничный лордоз появляется после 9-12 месяцев, когда ребенок начинает ходить.

Грудной кифоз окончательно формируется в 6–7 лет, поясничный лордоз – в школьном возрасте. В возрасте 5–6 лет центр тяжести находится ниже пупка, а к возрасту

13 лет – ниже уровня гребешков подвздошных костей.

ОСОБЕННОСТИ ГРУДНОЙ КЛЕТКИ‌

У ребенка на первом году жизни грудная клетка имеет бочкообразную форму: широкая, ребра расположены горизонтально. Когда ребенок научился ходить, грудина несколько опускается, а ребра приобретают наклонное положение. Ребра ребенка легко прогибаются, глубина вдоха ребенка зависит от экскурсии диафрагмы.

ОСОБЕННОСТИ ТРУБЧАТЫХ КОСТЕЙ‌

У ребенка трубчатые кости состоят из определенных частей. Диафиз и эпифиз соединены между собой прослойкой хряща метафиза. В этих местах имеется богатое кровоснабжение и замедленный ток крови, что обеспечивает образование трубчатых костей.

ОСОБЕННОСТИ КОСТЕЙ ТАЗА‌

Кости таза у детей первого года жизни похожи на воронку. Тазовые кости по женскому и мужскому типу развиваются во время полового созревания.

Зубы. Сначала у ребенка прорезываются молочные зубы (см. табл. 11, 12).

По срокам прорезывания постоянных зубов оценивается уровень биологической зрелости. Количество появившихся постоянных зубов считается в сумме на верхней и нижней челюстях.

Окончание табл. 12

Меньшее количество зубов

говорит о замедленном темпе развития постоянных зубов.

В определенной

последовательности также происходит становление прикуса.

Прикус молочных зубов формируется к 2,5 года. Для него

характерны: малые промежутки между зубами, отсутствие стертости зубов, дистальные поверхности верхнего и нижнего резцов расположены в одной фронтальной плоскости, верхние резцы немного прикрывают нижние.

В возрасте 3,5–6 лет возникают межзубные щели, зубы стираются, нижние и верхние не совпадают. Появляется прямой прикус. Молочный прикус имеет значение для развития речи и способности пережевывать пищу.

После начала прорезывания постоянных зубов появляется смешанный прикус, когда начинают появляться первые постоянные зубы

и выпадать молочные зубы.

В 5 лет появляются первые постоянные зубы, в 11 лет прорезываются вторые моляры. Третьи моляры появляются в 17–20 лет.

Существует формула прорезывания зубов:

Х = 4n – 20,

где n – возраст ребенка.

Исследование костной системы проводится путем осмотра, который проводится сверху вниз. При этом обращается внимание на форму и симметричность, участие грудной клетки в акте дыхания, наличие деформации скелета. Оценивается осанка ребенка, когда он стоит. В

случае нарушения осанки имеется боковое искривление позвоночника – сколиоз.

При осмотре верхних и нижних конечностей определяются их длина и наличие деформаций.

Осмотр костной системы проводится в определенной последовательности: в фас, сбоку, со спины, определяется также нарушение походки.

По итогам осмотра составляется тестовая карта.

Таблица 13

По результатам тестирования

делаются следующие выводы:

  1. без отклонений, когда по всем пунктам имеется отрицательный результат;

  2. незначительные отклонения при положительных ответах по п. 3– 7;

  3. значительные отклонения при положительных ответах по п. 1, 2, 8,

9, 10. В этих случаях необходимы консультация ортопеда, более детальное обследование с применением рентгенографического анализа.

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МЫШЕЧНОЙ СИСТЕМЫ РЕБЕНКА‌

У эмбриона мышцы начинают закладываться на 6-7-й неделе беременности. До 5 лет мышцы ребенка развиты недостаточно, мышечные волокна короткие, тонкие, нежные и почти не прощупываются в подкожно-жировом слое.

Мышцы детей нарастают к периоду полового развития. На первом году жизни они составляют 20–25 % массы тела, к 8 годам – 27 %, к 15 годам – 15–44 %. Увеличение мышечной массы происходит за счет изменения размера каждой миофибриллы.

В развитии мышц важную роль играет соответствующий возрасту двигательный режим, в более старшем возрасте – занятия спортом. В развитии мышечной деятельности детей большую роль играют тренировки, повторяемость и совершенствование быстрых навыков.

С ростом ребенка и развитием мышечного волокна

увеличивается интенсивность нарастания мышечной силы. Показатели мышечной силы, определяемой с помощью динамометрии. Наибольшее увеличение силы мышц происходит в возрасте 17–18 лет.

Различные мышцы развиваются неравномерно. В первые годы жизни формируются крупные мышцы плеч и предплечий. До 5–6 лет развиваются двигательные умения, после 6–7 лет развиваются способности к письму, лепке, рисованию. С 8–9 лет нарастает объем мышц рук, ног, шеи, плечевого пояса. В период полового созревания отмечается прирост объема мышц

рук, спины, ног. В 10–12 лет координация движений улучшается.

В периоде полового созревания из-за нарастания массы мышц появляются угловатость, неловкость, резкость движений. Физические упражнения в этот период должны быть строго определенного объема.

При отсутствии двигательной нагрузки на мышцы (гипокинезии) возникает задержка развития мышц, могут развиться ожирение, вегетососудистая дистония, нарушение роста костей.

Для различных видов спорта существует допустимый возраст для занятий в детской спортивной школе с участием в соревнованиях.

В 7–8 лет допускаются занятия спортивной, художественной гимнастикой, горными видами лыжного спорта, фигурным катанием на коньках.

С 9 лет разрешаются занятия на батуте, биатлон, лыжное двоеборье, прыжки с трамплина, шахматы.

В 10 лет разрешается начать занятия волейболом, баскетболом, борьбой, академической греблей, ручным мячом, фехтованием, футболом, хоккеем.

В 11 лет рекомендуется начать заниматься греблей на байдарках, конькобежным спортом, легкой атлетикой, санным, стрелковым спортом.

В 12 лет – бокс, велосипед. В 13 лет – тяжелая атлетика.

В 14 лет – стендовая стрельба.

ИССЛЕДОВАНИЕ МЫШЕЧНОЙ СИСТЕМЫ‌‌ ДЕТЕЙ

Исследование мышечной системы проводится визуально и инструментально.

Визуально и пальпаторно оцениваются степень и равномерность развития мышечных групп, их тонус, сила, двигательную активность.

Мышечная сила у детей раннего

возраста определяется попыткой отнять игрушку. У детей более старшего возраста проводится ручная динамометрия.

При инструментальном обследовании мышечной системы измеряют механическую и электрическую возбудимость с помощью электромиографов, хронаксимометров.

содержание   ..  1  2  3   ..

Источник: http://sinref.ru/000_uchebniki/03200medecina/117_01_Dietskiie%20boliezni_spra_Koliektiv_Avtorov/002.htm

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

    ×
    Рекомендуем посмотреть