Общение детей за пределами ситуаций

Содержание

Телесное общение с ребенком. Границы дозволенного

Общение детей за пределами ситуаций

Ольга Коляда, психолог: Телесное общение с ребенком — довольно острая тема. Дело в том, что у взрослых городских жителей контакт с собственным телом выстроен, как правило, очень сложно – не через ощущение и понимание своей телесной части, а через умственные представления и понимания на основе теоретических (то есть внешних по отношению к своему телу) знаний.

Поэтому,

Первый совет

– налаживайте прямой контакт с собственным телом, чувствуйте его, принимайте, понимайте, и тогда общение с другими телами, в том числе телом вашего ребенка, будет намного проще и естественнее.

Второй совет

– честно признавайтесь себе и разделяйте то, что вы делаете для ребенка, исходя из его желаний и потребностей, а что – для себя. И старайтесь это не путать.

Потому что область «вредного» чаще всего начинается как раз там, где мы следуем своим желаниям, вообще о ребенке не думая.

Желания же ребенка – чаще всего вполне естественны и безвредны (за исключением особых травм, а они бывают не часто и далеко не у всех).

А теперь – давайте разберемся с мифами на эту тему.

Совместный сон

Хорошо это, или плохо, полезно, или вредно – есть куча обоснований на каждую точку зрения. Но что лучше именно для вашего ребенка? Это может дать понять его тело. Ну и к тому, что ребенок говорит, тоже стоит прислушиваться, если возраст такой, что ребенок уже разговаривает. Ну и полезно, чтобы желания вашего ребенка не противоречили вашим, иначе радости ребенку не будет.

А вот если ребенок, к примеру, говорит, что хочет спать с вами, но уснув, начинает отползать или лягаться и отстраняться – скорее всего, причина желания совместного сна – не телесная, и тут хорошо бы разобраться, в чем она (может, внимания хочется, или боится спать один) и устранить именно причину.

У меня с моими двумя детьми был разный опыт совместного сна. С сыном спала дольше (в грудном возрасте), с дочкой – меньше.

А потом у нас был опыт успешного лечения болезней совместным сном – лет до 12, когда ребенок сильно заболевал, с температурой, кто-то из нас, родителей, шел спать с ним (ну, или брали к себе, пока они спали в детской кроватке). Болезнь при этом протекала легче и заканчивалась быстрее. Ну, и это получалась одна-две ночи.

Телесный контакт, особенно с ребенком противоположного пола, и сексуальность

Начнем с того, что если у родителей с их сексуальностью все в порядке – они не воспринимают своего ребенка, как сексуальный объект, как минимум до начала гормональной перестройки в подростковом возрасте. Ребенок же вообще еще не воспринимает эротических чувств, ибо нечем. Поэтому, сам по себе телесный контакт с точки зрения развития у ребенка нездоровой сексуальности – не вреден никак.

Что может быть не полезно? Если у родителя по каким-то причинам возникает сексуальное возбуждение от такого контакта – это может считываться ребенком, как тревожащее напряжение. Или, если у ребенка сильно развита эмпатия, он может «снять» это состояние и перевести в свое ощущение. Но с таким ощущением ему будет не комфортно, оно будет напрягать и пугать, как непонятное и неудобное.

Ну, и – за исключением гигиенических и технических процедур – не стоит уделять слишком много внимания области гениталий у ребенка, если он сам не «озабочен» ею. Если озабочен – стоит выяснить причину и устранить ее.

Ребенка нельзя слишком много ласкать

Первый возникающий вопрос – а «слишком много» — это сколько, в чем измерять, и главное, кто это определяет? И второй вопрос – а как ласкать, что имеется в виду? Например, тема с поцелуями.

Целовать детей в губы – если чувствовать, как это ощущаешь, а не просто повторять увиденный образец – это странно. А вот в щечку, в макушку, совсем мелких – в пузико, ладошку или стопу – это нежность и игра.

Гладить и обнимать (моя дочка, когда была маленькой, говорила «обжимать», и это звучало точнее, по сути) – очень даже полезно и приятно.

Мы спокойно гладим домашних животных – кошек и собачек, и в этом с нашей стороны нет эротики и есть много взаимного телесного удовольствия. С ребенком возможно то же самое. И домашние питомцы, если понаблюдать, через какое-то время насыщаются лаской, и уходят.

Точно так же поступают дети. Когда им достаточно телесного контакта – они начинают его прекращать, и им не стоит в этом мешать.

Если происходит что-то иное, странное, с ребенком всегда можно поговорить, задав прямой вопрос – почему он поступает так или иначе. И при необходимости – обратиться к специалисту для психокоррекции.

Когда мои дети немного подросли, с сыном характер телесного взаимодействия изменился сам собой. Он стал сторониться «нежных поглаживаний», разве что по голове. Зато любимым делом стал массаж спины, а еще мы стали «сражаться» — то есть пришла новая, игровая, форма телесного взаимодействия, удобного для обоих.

Ребенок не должен видеть родителей голыми

Я бы сформулировала немного иначе – у ребенка должна быть возможность не видеть родителей голыми, если ему это неприятно.

Дети разные – кому-то безразличны голые взрослые, кому-то интересны сперва (ведь они – не такие, как ребенок), а потом безразличны, а кому-то изначально неприятны. Это все – варианты нормы.

Поэтому, с одной стороны, не стоит расхаживать перед ребенком нагишом, а с другой – ни к чему излишне напрягаться и делать трагедию из того, что ребенок может вдруг застать вас во время переодевания.

Если же ребенок реагирует странно и для вас непонятно – спросите его, что с ним. И попытайтесь понять, поговорить, разобраться в причинах странной реакции.

В целом – все мы существа телесные, и нашим телам, как и душам, хочется тактильного контакта с другими телами. Это – жизненная потребность, которую для здоровья – полезно удовлетворять.

И всяческая эротика – это только одна из форм такого контакта, не доступная до срока детям.

Если не зацикливаться на ней – можно найти множество приятных и удобных для вас и вашего ребенка форм телесного общения.

Смотрите также веб-марафон для молодых мам «Введение в материнство» (7 вебинаров)

Бесплатный мини-курс «Мама всемогущая»
Бесплатную онлайн-лекция «Со мной так нельзя: Где проходит моя личная граница?»

Источник: https://soznatelno.ru/telesnoe-obshhenie-s-rebenkom-granitsy-dozvolennogo/

Ситуации общения родителей с детьми дошкольного возраста

Общение детей за пределами ситуаций

Мать хлопотала по хозяйству, а Таня играла на улице. Вдруг в песочнице девочка увидела разбросанные игрушки. Их было много: лопатки, ведёрки, тарелочки, формочки.

Даже кукла сидела в уголке, обиженно надув губы за то, что её забыли. Никого вокруг не было. Таня набрала игрушек и, радостная, побежала домой. Дома она стала играть с младшими сёстрами.

Мать пришла звать их к обеду и увидела новые игрушки.

– Откуда эти игрушки? – спросила она, строго оглядев дочерей. Они молчали.

– Таня, где ты их взяла? – ещё более строго спросила мать.

– Нашла, – ответила девочка. – Они лежали в песочнице, я их и взяла.

– Нет, доченька, ты не просто взяла. Ты их уворовала! У нас в семье никогда не было воров. Ты первая!

Таня заплакала, думала, что мать простит.

– Не плачь, а быстренько отнеси игрушки на место и попроси прощения у девочки, игрушки которой ты взяла!

Таня шла, и слёзы капали из глаз. Ей было жалко себя, было стыдно перед незнакомой девочкой. Очень хотелось есть, болели ноги, а идти пришлось далеко. Таня пыталась выбросить игрушки под забор, но слова матери «у нас в семье никогда не было воров. Ты первая!» звучали в ушах. И дочь сделала всё так, как сказала мать, поскольку она очень любила её и верила всем её словам.

1. Какую функцию в этом случае сыграло общение матери с дочерью?

2. Почему слова матери так сильно повлияли на сознание и поведение девочки?

3. В каких случаях требование родителей не действует на детей?

Ситуация 2.

Лене два с половиной года. Она очень впечатлительная девочка. Часто, наигравшись за день и насмотревшись телепередач, никак не может уснуть.

Отец и мать, укладывая девочку спать, постоянно прибегают к угрозам и запугиванию. Но когда приходит бабушка, ей удаётся усыпить внучку безболезненно менее чем за полчаса. Бабушка знает множество песен.

Но прежде чем начать их петь, она шёпотом спрашивает у внучки:

– Твои куклы, зайка и мишка уже спят?

– Да-а.

– Я видела, что и птички полетели спать. Они тебя обогнали, уже спят, а завтра утром прилетят к тебе и постучат в окошко. Будем их встречать?

– Будем.

– Скажем им доброе утро?

– Скажем.

– Теперь быстренько закрой глазки, а я тебе спою, как спят птички и зверюшки.

Бабушка начинает петь, и Лена быстро засыпает под её мелодичное пение.

1. Дайте оценку действиям бабушки, отца и матери.

2. Какие приёмы применяете вы, чтобы усыпить своих детей и внуков?

Ситуация 3.

Тоня любила сидеть на перилах своей железной кроватки. Ей нравилось находиться на высоте.

– Смотри, Тонечка, упадёшь, будет больно, – предупреждала мать.

– Не упаду, я держусь крепко! – сказала девочка.

И вдруг соскользнула с перил, упала и ударилась спиной и головой о пол. Ей было очень больно. Мать тут же пришла на помощь, подняла девочку, поцеловала в голову и сказала:

– Вот и всё, уже не больно! Тоня больше не будет садиться на спинку и падать с кровати?

– Не будет, – ответила девочка и обняла маму за шею.

1. Дайте оценку воспитательным воздействиям матери.

2. Как бы вы поступили в подобном случае?

Ситуация 4.

Семья И. отправилась на реку. Как только шестилетний Саша вошёл в воду, бабушка подошла к нему, наклонилась и зловещим голосом зашептала на ухо:

– Играй на берегу, не смей лезть в воду, там сидит страшная косматая русалка! Она схватит тебя за ногу, утащит на дно в пещеру и зажарит на огне.

Саша больше в воду не лез. Отец стал купаться и звать сына:

– Сашенька, заходи в воду, буду учить тебя плавать.

– Я боюсь, там русалка!

Тогда отец взял сына на руки и попытался внести в воду. Тот стал отчаянно вырываться и плакать.

Когда Саша уже учился в школе и ходил с отцом на реку купаться, у него всегда возникало чувство страха. Думалось, что вот-вот кто-то схватит за ноги и утащит в глубину.

1. Проанализируйте воздействие бабушки на внука. Чем оно могло быть вызвано?

2. К чему приводит подобное запугивание детей?

3. Как следовало поступить бабушке в этом случае?

Ситуация 5.

Трёхлетняя Алла, держа в руках ветку тополя с зелёными листочками, бьёт ею по скамейке. Листочки отрываются и падают на землю. Довольная, девочка хохочет:

– Ха-ха, полетели, ещё полетели…

– Перестань стучать! – приказывает мать, стоящая рядом и увлечённо разговаривающая с соседкой.

Алла на время останавливается. Потом отходит от матери и начинает бить веткой о второй край скамейки до тех пор, пока на ветке не остаётся ни одного листочка. Затем девочка отрывает новую ветку и начинает опять истребление листков. Мать подходит к дочери и говорит:

– Алла, дай веточку, я тебе расскажу что-то интересное…

Девочка отдаёт ветку и просит:

– Рассказывай, рассказывай…

– Видишь, у листочков, как у тебя и у меня на руках, видны жилочки. По ним течёт «листочкина кровь». А вот этой ножкой листок прикрепляется к ветке. Ты бьёшь его по ножке, она ломается, и листку больно.

Девочка берёт из рук матери ветку, гладит на ней листочки, затем осторожно кладёт ветку на скамейку и говорит:

– Не плачьте, я больше не буду вас бить!

1. Почему рассказ матери оказался более действенным, чем приказание?

2. Какие чувства у девочки вызвал этот рассказ?

Ситуация 6.

Когда отец вошёл в комнату, он увидел необычайное зрелище. Четырёхлетний Дима выстроил в ряд пять стульев, на которых лежали его игрушки. На переднем была пристроена игрушечная ракета. Отец хотел было сделать сыну замечание за беспорядок и поставить на место стулья, но Дима увлеченно гудел:

– Гу-у-у!

– Что это ты делаешь, Дима? – спросил отец.

– Лечу на самолёте.

– Куда же ты летишь?

– На Северный полюс к полярникам, они замерзают. Я их спасу.

– Ты не долетишь, – неожиданно сказал отец. – У тебя не хватит горючего.

Диму как ветром сдуло. Через минуту термос с чаем стоял на переднем стуле рядом с ракетой.

– Теперь хватит? – спрашивал он.

– Хватит, хватит…

И сын снова загудел, спеша на помощь к полярникам. Через полчаса он «возвращался» домой, доставляя на самолёте полярников (на стульях лежали и стояли все его пластмассовые солдатики). Отец пожал Диме руку и сказал:

– Поздравляю лётчика Диму с успешным окончанием рейса и спасением полярников.

Довольный и радостный, мальчик улыбался и вместе с отцом стал разгружать «самолёт».

1. Проанализируйте ситуацию общения отца с сыном.

2. Правильную ли позицию по отношению к сыну занял отец?

3. Какие качества формирует отец у мальчика в процессе игры?

Ситуация 7.

Родители пятилетней Тани уехали на стройку. Её воспитывала бабушка. Она часто читала ей сказки, учила мыть посуду и вышивать, играла с ней.

Зимой родители Тани приехали навестить её с бабушкой. Девочке очень хотелось рассказать матери о себе и о бабушке, но мать не стала выслушивать её. Более того, во время прогулки она рассердилась на Таню за то, что девочке случайно в валенок попал снег, и поспешно увела дочь в дом. От обиды девочка плакала, ей так хотелось поиграть и поговорить с матерью.

На следующий день, когда девочка проснулась, матери уже не было.

– Уехали, пожалели тебя будить, – сказала бабушка.

Таня проплакала весь день. На ласки и успокаивающие слова бабушки она твердила:

– Больше никогда не буду её любить, пусть не приезжает…

1. Сопоставьте отношение бабушки и матери к девочке.

2. Чем было вызвано стремление девочки поговорить с приехавшей матерью?

3. Правильно ли повела себя мать, оставшись наедине с дочерью?

4. Что зародило в сердце Тани подобное отношение к ней матери?

Ситуация 8.

Лене должно было исполниться 5 лет. Родители готовились отметить её день рождения.

– Мы купим тебе большую-пребольшую куклу, – обещала мать.

– Она будет говорить и сама открывать и закрывать глазки, – восхищённо добавлял отец.

– А я буду петь ей песенки и укладывать спать, – радовалась девочка.

Но проходили дни рождения Лены, а куклу ей родители все не покупали. Сейчас девочке 12 лет. Но когда подходит день рождения, как признаётся она, кажется, что родители вспомнят о своём обещании и купят ей большую-пребольшую говорящую куклу.

1. Какая ошибка была допущена родителями?

2. Почему Лене запомнилась именно эта ситуация общения родителей с ней?

3. Как бы вы поступили в подобном случае?

Ситуация 9.

Когда Марине пошёл шестой год, отец часто запугивал её:

– Вот скоро в школу пойдёшь, там твои капризы быстро выгонят!

– Не бойся, Маринка, папа шутит, – успокаивала девочку мать. – Сейчас в школе дети не боятся ни учителей, ни директора, и ты никого не бойся.

1. Дайте оценку высказываниям отца и матери.

2. Что могут закрепить в сознании девочки подобные суждения родителей о школе?

Хотелось, чтобы читатели проанализировали эти ситуации и мысленно ответили на поставленные вопросы.

Чечет В.

Источник: https://vscolu.ru/articles/situacii-obshheniya-roditelej-s-detmi-doshkolnogo-vozrasta.html

Общение детей со сверстниками, родителями и другими взрослыми

Общение детей за пределами ситуаций

Одним из видов взаимодействия между людьми является общение. В данном вопросе отмечается множество проблем, когда люди не могут договориться, понять друг друга или найти общий язык. Отдельно проблемы возникают у детей со сверстниками и взрослыми. Возрастные особенности сказываются на том, как разные поколения общаются и какого стиля придерживаются.

Почему детям трудно находить общий язык со взрослыми? Данный процесс является двусторонним, когда проблемы возникают и у взрослых при общении с малышами.

Поскольку речь идет о разных этапах развития (умственного и интеллектуального), взглядах на мир, манере общения и даже психическом становлении, то родителям, воспитателям, учителям и прочим взрослым читателям интернет-журнала psytheater.

com будет интересно узнать обо всех особенностях и секретах общения с малышами.

Что такое общение с детьми?

У каждого свое понимание того, что такое общение с детьми. Если обратить внимание на то, как происходит контакт современных родителей с их сыновьями и дочками, то можно отметить, что полноценного разговора не происходит.

Суета и ежедневные дела, которых становится все больше, лишают возможности родителя уделять должное внимание детям. Несомненно, родители стараются выделить немного времени, чтобы хоть как-то побыть вместе с ними.

Однако в чем заключается такое общение с детьми?

Родители, если им удается выделить время на чад, обычно общаются с детьми в назидательной манере, говоря им, что нужно делать, прививая им стандарты жизни, мораль и пр.

Дети лишены такого общения, когда родители говорят о своих чувствах, просто делятся своими новостями или впечатлениями.

Дети сами не могут рассказать обо всем, что произошло у них за день, поскольку родителей интересуют исключительно оценки и желание поучать, заставлять что-то делать.

Как результат такого общения, отсутствие доверительных отношений между родителями и детьми. Это приводит к тому, что качество общения снижается и заставляет искать других собеседников.

Психологи отмечают, что современные родители не умеют общаться с детьми. Это связано с их занятостью и неправильным пониманием того, что нужно давать своим чадам. Функция матери – создать комфорт и защиту своим детям. Функция отца – подготовить детей к взрослой жизни (это касается как сына, так и дочки). Здесь вопрос не касается только денег.

Несомненно, родители должны по возможности дать детям все, что они могут. Но самое главное – это общение между взрослыми и детьми, где мать безусловно любит, а отец обучает жизни в мире, в котором они родились. Здесь речь уже не идет о банальных вопросах.

Ведь вспомните себя: вы редко думаете о школе, поскольку все уроки жизни получили после ее окончания.

Взрослые либо стараются избегать конфликтов, либо по конкретным вопросам обращаются к детям, либо наказывают их по необходимости. Общение родителей и детей обретает лишь функциональный характер, где отсутствует открытость, чувства, разделение проблем и переживаний.

В результате ребенок, который не имеет возможности общаться с родителями, становится замкнутым или раздражительным, не умеет устанавливать контакты с окружающими. Нарушаются не только отношения с родителями, когда ребенок вообще прекращает раскрываться перед родителями, но и искажается понимание родительско-детских (семейных) контактов.

О нормальном общении с детьми можно говорить лишь тогда, когда ребенок в любом возрасте рассказывает своим родителям обо всех своих проблемах и переживаниях.

перейти наверх

Общение детей со взрослыми

С какого возраста возникает общение детей со взрослыми? Это начинается еще в утробе матери, когда малыш только шевелится и толкается. Именно в этот момент мать должна обратить на него внимание и пообщаться с ним, дать любовь, эмоциональный заряд. Хоть малыш и не понимает всей сложности речевого общения, однако он понимает образы и чувства, которые мать переживает.

Особенно важным становится общение взрослых после рождения ребенка. Малыш еще не говорит, однако именно через постоянное общение с матерью и отцом он приучается к цивилизованному миру.

Постепенно он привыкает к речи, начинает ее понимать, что развивает его нравственно, культурно и цивилизованно.

Если с ним не общаться, то, скорее всего, разовьется задержка в развитии, поскольку малыш не получает всех нужных ему впечатлений и информации через родительскую речь.

Поскольку малыш еще не умеет читать и добывать нужную ему информацию, большую часть он получает из уст собственных мамы и папы. Что же будет с малышом, если родители с ним вообще не будут общаться? Он будет отставать в развитии.

Семья является первой средой, в которой малыш получает все социальные навыки. Вот почему так важно постоянное взаимодействие с ним.

Если малыш общается с родителями, видит их эмоции, наблюдает за поведением, тогда он приучается к тому цивилизованному миру, который находится за пределами дома.

Семья – это среда, где малыш обучается всему важному, чем он будет пользоваться в дальнейшем, когда подрастет. То, как часто и качественно родители с ним общаются, будет влиять на его становление и развитие.

перейти наверх

Общение с детьми дошкольного возраста

Бурное развитие речи возникает в период дошкольного возраста. Именно в данный период происходит общение не только с родителями, но и с детьми дошкольного возраста. Малыш пробует свои коммуникативные навыки, которые он в первую очередь копирует, наблюдая за собственными родителями.

Сначала речь помогает ему в познании мира, затем все навыки направляются на установление взаимоотношений с другими детьми. По мере своего развития ребенок оттачивает навыки, постепенно вырабатывая свои модели и манеры. Очень важно, что делают родители в данный период:

  1. Во-первых, ребенок их копирует, тем самым осваивая все нормы и правила общества.
  2. Во-вторых, ребенок нуждается в их поддержке, любви и принятии. Родители должны доброжелательно и открыто общаться с ребенком, отмечая наличие у него прав проявлять себя и всему учиться. Только в таком случае ребенок обретает уверенность в себе и берет ответственность за свое поведение, общение. В противном случае при наличии игнорирования, пренебрежения, неуважения он теряет чувство уверенности, самостоятельности и полноценности.

Родителям запрещается обращаться к детям в виде криков, приказов, угроз, команд и предупреждений. Если родители начинают общаться в категоричной форме, тогда ребенок это воспринимает как нежелание понять его проблему, неуважение к нему.

Это приводит к нервозности, упрямству, сопротивлению, грубости. Малыш еще больше погружается в свою проблему.

Также отмечается понижение самооценки, поскольку ребенок лишается поддержки и понимания со стороны родителей, которые умеют только указывать, командовать и угрожать.

перейти наверх

Общение родителей с детьми

Достаточно много проблем возникает в общении родителей с детьми.

Поскольку взрослые помнят лишь об одной своей задаче – воспитании, они забывают о том, что их дети – такие же люди, как и они, которые нуждаются в уважении, понимании, сочувствии.

Возьмем еще тот факт, что малыш пока не обладает психологической защитой от внешнего мира, поэтому ищет ее у родителей. А в итоге натыкается на игнор, командование, указы, морализаторство.

Ребенку следует давать время на то, чтобы выговориться. Он должен видеть, что родители воспринимают его таким, какой он есть, а не стараются лепить из него другого человека тем, что никогда его не выслушивают, постоянно перебивают, если что-то говорят ему, то лишь то, что ему нужно делать.

Оскорбительными являются различные прозвища, насмешки, попытки снизить значимость детских проблем. Если взрослому кажется, что проблемы нет, это не говорит о том, что ребенок точно так же к этому относится. Старайтесь общаться с малышом так же, как если бы он был взрослым человеком, делая скидку на то, что он еще мало знает и умеет.

перейти наверх

Стиль общения с детьми

В зависимости от стиля общения с детьми, в семье формируется та или иная обстановка. Если между взрослыми и чадами нет контакта, тогда проблема еще больше усугубляется. Здесь выделяют такие стили родительского общения с сыновьями и дочками:

  • Отчужденность – поведение родителей, которые не слышат и не обращают внимания на детей.
  • Диктаторство – поведение родителей, которые игнорируют, проявляют грубость, жестокость, неуважение инициативы и желаний ребенка, а также применение физических наказаний, насилия.
  • Вседозволенность (попустительство) – поведение родителей, когда ребенок не слышит слов «надо» и «нельзя», а получает все, на что он скажет «хочу» и «дай». Это делает его упрямым, эгоистичным, конфликтным.
  • Гиперопека – поведение родителей, которые стараются все сделать за ребенка, оберегают его от проблем. Это лишает его возможности стать самостоятельным и мешает развитию.
  • Уважение – поведение родителей, которые любят своего ребенка, поощряют индивидуальные его качества, уважают, общаются на интересные ему темы и позволяют делать свой выбор.

перейти наверх

Общение воспитателя с детьми

Немного другую направленность имеет общение воспитателя с детьми. Здесь педагог постоянно контактирует с малышами, в первую очередь развивая в них определенные качества и стремясь создать благоприятную психологическую обстановку.

Все это обусловлено теми задачами и видом деятельности, которой увлечен педагог с воспитанниками. Здесь учитываются индивидуальные и возрастные особенности детей. С самыми маленькими детьми происходит общение с использованием ласковых слов. С более старшими детьми педагог может позволить себе некоторые шутки и даже строгость, серьезность.

Немаловажным здесь становится наказание, которое также осуществляется на уровне слов в правильно преподнесенной форме.

перейти наверх

Общение детей со сверстниками

Не только семья и воспитатели являются первыми людьми, с которыми ребенок выстраивает общение. Немаловажным становится общение детей со сверстниками, где бушуют чувства в полную силу.

Детки могут не только весело играться и смеяться, дружить, но и ссориться, обижаться, пакостить друг другу.

Конфликты здесь разыгрываются нешуточные благодаря тому, что ребенок еще слишком серьезно относится к общению со сверстниками.

Родительская задача заключается в том, чтобы понять причины разрушения отношений их ребенка с другими детьми, а также помочь в разрешении проблемы или устранении негативных переживаний.

Со стороны может казаться, что ничего страшного между детьми не произошло.

Однако именно отсутствие решения проблемы и неприятные чувства после окончания дружбы станут тем фундаментом, на основе которого ребенок будет в дальнейшем делать выводы и принимать решение, как относиться к окружающим.

перейти наверх

Итог

Общение детей с окружающими людьми является основным этапом в его личностном развитии, социальном становлении, воспитании. Итог зависит от того, насколько хорошо ребенок научается общаться со взрослыми и детьми.

Первые навыки он берет от родителей. Все это подкрепляется теми удачами и неудачами, которые возникают у него в отношениях со сверстниками.

И закрепляется все теми педагогами, которые являются олицетворением общественного строя.

Источник: http://PsyTheater.com/obshenie-detey-so-sverstnikami-i-vzroslymi.html

Развитие общения дошкольников со сверстниками

Общение детей за пределами ситуаций

Ребенок – это маленькая частичка нашего общества. Он живет и развивается среди людей, а это значит, что он нуждается в общении с окружающими.

Общительный человек всегда уверенно чувствует себя в компании людей, независимо от их социального статуса. С таким человеком всегда интересно и комфортно, как правило, они являются «душой» любой компании.

Для того чтобы достичь таких результатов, ребенок за период своего дошкольного детства, проходит через определенные формы общения.

Общение со сверстниками — важная составляющая социализации

Стадии развития общения детей со сверстниками

При успешном развитии малыша, каждая из нижеперечисленных форм общения формируется на определенном этапе дошкольного детства.

От 2-х до 4-х лет

  1. Одной из первых форм общения со сверстниками, которым овладевает малыш, считается ситуативно-личностной, для нее характерен период с 1до 6 месяцев. При рождении у ребенка отсутствует потребность в общении. Но его развитие не стоит на месте. Спустя месяц, малыш начинает реагировать на присутствие взрослого человека.

    Он начинает их узнавать и реагировать на их появление. Первичное общение основывается на гулении, лепете и первым несложным словам.

  2. Следующей формой общения, которой овладевает ребенок, носит эмоционально–практический характер.

Особенности общения малышей между собой

На втором – четвертом году жизни, попадая в детский коллектив, малыш приобретает свой первый опыт.

Ему нравится находиться среди детей, ребенок испытывает повышенное внимание к ним и проявляет интерес к действиям других дошкольников. К трем годам, показывая свои достижения, малыш пытается привлечь внимание сверстников к себе, в надежде на самовыражение. Также, он с интересом принимает участие в забавах и шалостях других детей, усиливая веселье от общей игры.

Роль общения со сверстниками — главные моменты

Дети до 4-х лет

До 4 лет для детей большое значение имеет их собственная значимость в детском коллективе.

В общении со сверстниками они очень часто произносят: «ты мой друг», «ты моя подруга».

Если ребенок, на подобную реплику, получает положительный ответ от сверстника, то он улыбается, и наоборот, фраза «нет, я не твой друг» — может вызвать у ребенка протест либо слезы.

Подобная реакция говорит о том, что в сверстнике малыш способен воспринимать только отношение к самому себе, для ни какого значения не имеет настроение или действия своего товарища. В этом возрасте сверстник служит для малыша зеркальным отражением самого себя.

Проблемы в общении проявляются с 4-х лет

Дети 4-6-ти лет

Следующей формой общения со сверстниками считается ситуативно-деловая.

Для нее характерен период с четырех до шести лет. Если развитие ребенка происходит в дошкольном учреждении, то малыша больше привлекает общение со сверстниками, чем со взрослыми. К четырем годам ребенок уверенно владеет речью и имеет небольшой опыт социальной жизни, эти факторы способствуют развитию ролевой игры.

От форм игровой деятельности в одиночку, где действия с предметами были ведущими, дети начинают играть со сверстниками в сюжетно-ролевые игры.

Первые друзья появляются с 4-5 лет

В коллективных играх формируется социально-коммуникативное развитие дошкольников.

Игры в магазин, больницу, зоопарк учат детей договариваться, избегать конфликтных ситуаций, правильно вести себя в обществе.

Взаимоотношения дошкольников больше напоминают деловое сотрудничество и являются приоритетными, а общение со взрослыми являются второстепенными и больше похожи на консультации и советы.

Сотрудничая со сверстниками, происходит и развитие личности ребенка.

Для него очень важно, чтобы его признавали и уважали в детском коллективе. Ребенок, любыми способами, пытается к себе привлечь внимание товарищей. В их мимике и взглядах он старается найти признаки позитивного или негативного отношения к своей персоне. В эмоциональной форме он уже может выразить обиду или упрекнуть других дошкольников в недостаточном к себе внимании.

В этот период детям свойственно проявлять интерес к действиям своих товарищей. Они являются их невидимыми наблюдателями. Ребята внимательно, с признаками некой ревности, следят за действиями дошкольников – сверстников, подвергая их поступки оценке и критике.

В случае если взрослыми оценка поступка другого товарище не совпадает со взглядами ребенка, то он может в одной из острых форм отреагировать на нее.

Нарушения в общении — какие бывают у дошкольников

В 4-5 лет, в процессе общения со взрослыми, дети интересуются у них о некоторых успехах своих товарищей, при этом не забывают подчеркнуть на их фоне и свои преимущества, а о собственных неудачах и промахах в беседе стараются не упоминать. В этом возрасте положительная оценка взрослыми поступка сверстника может огорчить ребенка, и наоборот, он радуется любым его неудачам.

К 5 годам у дошкольников изменяются отношения со сверстниками. Товарищ, в некоторой форме, служит объектом постоянного сравнения со своими поступками.

Таким образом, ребенок пытается противопоставить себя со своим товарищем. На фоне сравнения с собственными умениями и навыками ребенок учится давать оценку своим качествам. Это позволяет ему начать смотреть на собственные поступки «глазами товарищей», таким образом, в одной из форм общения появляется соревновательное и конкурентное начало.

Дети в 6 лет должны уметь общаться с коллективом

Старшие дошкольники 6-7 лет

С 6-7 лет общение дошкольников со сверстниками переходит на новый уровень и носит внеситуативно-личностный характер. Среди форм и средств общения преобладают речевые навыки. Ребята много времени уделяют общению. В дружбе наблюдаются устойчивые избирательные предпочтения.

Среди вышеперечисленных форм, внеситуативно-личностное общение оказывает особое воздействие на развитие личности дошкольников.

К 7 годам, в процессе ежедневного общения со взрослыми, дети не только усваивают определенные нормы поведения, но и успешно пытаются применять их в повседневной жизни.

Они могут отличить плохие поступки от хороших, поэтому стараются поступать в соответствии с общепринятыми нормами поведения. Глядя на себя «со стороны» дети умеют сознательно управлять собственным поведением.

Психологические аспекты общения детей со сверстниками

Дети хорошо знакомы с некоторыми профессиями взрослых людей (воспитателя, продавца, врача), поэтому умеют подбирать соответствующий стиль общения со взрослыми людьми.

Роль взрослого в формировании общения детей со сверстниками

Развитие всех форм общения детей со сверстниками возможно только под непосредственным руководством взрослого человека.  Ребенок должен последовательно пройти через все его формы.

Но бывает так, что ребенок 4 лет не умеет играть со сверстниками, а в 5 лет не в состоянии поддержать элементарную беседу.

Можно ли наверстать упущенное и научить ребенка общаться со взрослыми и сверстниками?

Для этого существуют специальные занятия и носят они опережающий характер. Что это значит? Взрослый человек дает ребенку такие образцы общения, с которыми тот еще не знаком. Для этого необходимо достаточно хорошо научиться общаться самому.

Основная проблема при организации таких занятий заключается в том, чтобы не просто продемонстрировать перед ребенком совершенную, пока недоступную для него форму общения – познавательную или личностную, а умение вести за собой ребенка, незаметно включая его в само общение.

Сюжетные игры — пусть к общению

Опираясь на достигнутый уровень общения, можно предложить ребенку поиграть в совместную игру, количество участников не должно превышать 5-7 детей.

Особенность игры заключается в том, что взрослому отводится роль и ведущего и участника: он должен следить за правилами игры, давать оценку действиям дошкольников при этом быть, наравне с другими детьми, таким же участником игры.

В процессе совместных действий у детей имеется возможность ориентироваться на игрока – партнера, и не обижаться в случае проигрыша. Совместно с другими детьми, они испытывают радость, ощущают свою значимость в совместной игре.

При проведении таких занятий стеснительные или замкнутые дети начинают чувствовать себя непринужденно, свободно и легко. После совместных игр со взрослыми, такие дети перестают испытывать страх в общении и свободно обращаются ко взрослому с просьбой или вопросом.

Таким образом, развитие внеситуативного общения со сверстниками и взрослыми медленными шагами продвигается вперед.

В совместной игре дети раскрепощаются

Рекомендации родителям

Каждый ребенок индивидуален. Есть дети с заниженной самооценкой, агрессивные, застенчивые, конфликтные и замкнутые – все они в той или иной степени могут испытывать проблемы в общении. Мы предлагаем познакомиться с простыми играми и упражнениями, направленными на коррекцию некоторых форм общения дошкольников со сверстниками.

Основы полноценного общения закладываются в семье

1.   Упражнение «Составь рассказ».

Предложите ребенку составить небольшой рассказ на тему: «Я люблю, когда…», «Когда я сердитый…», «Меня беспокоит…», «Когда меня обижают…», «Я боюсь…».

  Позвольте ребенку составить развернутый рассказ и в полной мере изложить свои мысли. Впоследствии, все рассказы можно проиграть, но в главной роли должен быть сам рассказчик.

Совместно с ребенком можно продумать и найти пути преодоления некоторых ситуаций.

2.   Беседа «Как стать самим собой».

В процессе беседы нужно обсудить и выяснить причины, мешающие ребенку быть таким, каким он хочет. Подумать вместе с ребенком, какими способами можно от них избавиться.

3.    Упражнение «Рисуем себя».

Упражнение «Нарисуй себя» поможет ребенку справиться со страхами

Предложите ребенку изобразить себя цветными карандашами сейчас и в прошлом. После чего обсудите детали рисунка, найдите в них различия. Выясните у ребенка, что ему не нравится и нравится в себе. При помощи этого упражнения ребенок сможет осознать себя как индивидуум, взглянуть на себя с разных сторон.

Эти простые игры помогут усилить внимание ребенка к самому себе, помогут увидеть свои чувства и переживания, а также способствуют развитию уверенности в собственных силах.

Они научат детей с пониманием относиться к различиям между сверстниками и увидеть индивидуальные особенности каждого ребенка.

. Трудности в общении со сверстниками: что делать

Источник: http://detki.guru/razvitie-rebenka/obshheniye-so-sverstnikami.html

Каким может и каким должно быть общение ребенка со сверстниками?

Общение детей за пределами ситуаций

Проблема общения дошкольников всегда была актуальной в исследованиях зарубежных и отечественных деятелей педагогики и психологии.

И это неспроста, так как общение друг с другом в дошкольном возрасте вполне закономерное явление. Дети любят делиться своими впечатлениями во время разных видов деятельности. Совместные игры детей не проходят без общения, которое является ведущей потребностью детей. Без общения со сверстниками у ребенка можно наблюдать определенные психические нарушения.

И, наоборот, полноценное общение является показателем гармоничного развития личности дошкольника.

Общение ребенка не должно ограничиваться лишь отношениями внутри семьи. У дошкольников должны быть контакты со сверстниками, педагогами, другими взрослыми людьми.

Группа детского сада — это практически сцена, на которой разворачиваются межличностные отношения между детьми — ее актерами. В межличностном взаимодействии детей не все бывает гладко. Тут и ссоры, и мир. Временные перемирия, обиды и мелкие пакости.

Во всех положительных взаимоотношениях у дошкольников формируются и развиваются позитивные качества личности.

В отрицательные моменты общения дошкольник получает заряд негативных эмоций, что чревато печальными последствиями в его личностном развитии.

Какими бывают проблемные формы отношения к сверстникам?

К формам общения, которые являются проблемными относят повышенную детскую агрессивность, чрезмерную обидчивость, застенчивость, другие проблемы коммуникации.

Кратко рассмотрим факторы неправильного общения между детьми дошкольного возраста со сверстниками.

Агрессивные дети

Если ребенок агрессивен, то вряд ли с ним станут дружить сверстники. Скорее всего, дети будут избегать такого ребенка. Такие дети являются объектами повышенного внимания со стороны родителей и педагогов.

У большинства дошкольников агрессивность проявляется в той или иной степени. И это нормально, когда ребенок с некоторой долей агрессии реагирует на несправедливые действия со стороны. Однако такая форма агрессивного поведения никак не отражается на общем состоянии малыша и всегда уступает место миролюбивым формам общения.

Но есть дети, чьи агрессивные проявления являются устойчивой стороной личности, сохраняются и даже развиваются в качественные характеристики дошкольников. Это вредит нормальному общению детей.

Обратимся к другой проблеме общения детей.

Обидчивые дети

Хотя обидчивые дети не причиняют другим особого вреда, но общаться с ними тоже очень сложно. Любой неправильно брошенный взгляд в сторону таких дошкольников, случайно выроненное словечко, и вы уже теряете всякий контакт с таким ребенком.

Обиды бывают очень продолжительными. Обидчивому ребенку непросто преодолеть это чувство, и он надолго может замкнуться в себе.

Это чувство разрушительно действует на любые дружеские отношения. Обиды приводят к болезненным переживаниям детей. Они берут свое начало в дошкольном возрасте. Дети более раннего возраста еще не знакомы с этим чувством.

В период дошкольного детства, когда формируется самооценка ребенка, обида возникает внезапно и укореняется глубоко в детском сознании.

В отличие от агрессивного ребенка, обидчивый малыш не дерется, не проявляет физическую агрессию. Но поведение обидчивого дошкольника демонстративно страдальческое. И оно не располагает к дружескому общению.

Зачастую обиженный дошкольник специально привлекает к себе внимание окружающих, намеренно отказываясь от общения с любым, кто к нему приближается.

И еще одна проблемная категория детей в плане общения.

Застенчивые дети

Общение с застенчивыми детьми приносит мало удовольствия. С незнакомыми детьми и взрослыми они вообще отказываются общаться. Познакомиться с ними — проблема высшего уровня.

К сожалению, у большинства детей дошкольного возраста можно наблюдать зачатки застенчивости. И если у 60% дошкольников застенчивость улетучивается как только ребенку предлагают что-то интересненькое, то других вытянуть на разговор — большая сложность.

Разговорить застенчивого дошкольника удается далеко не каждому и не всегда. При приближении незнакомого человека, будь то взрослый или ребенок, застенчивый малыш чувствует эмоциональный дискомфорт, робеет. В его поведении можно уловить нотки тревоги, и даже страха.

У застенчивых дошкольников, как правило, заниженная самооценка, что и мешает им вступать во взаимоотношения со сверстниками. Им кажется, что они сделают что-то не так, как от них требуют. И поэтому отказываются вообще делать шаги навстречу к коллективу детей.

Остаются в стороне от общих дел и любой совместной деятельности, наблюдая за играми других детей со стороны.

Хочется отметить еще один тип детей, имеющих проблемы в общении.

Демонстративные дети

Такие дети, как правило, сравнивают себя с другими детьми и демонстрируют свои успехи всем окружающим. Они высокомерны и горды, даже будучи в детском возрасте.

Демонстративность переходит постепенно в устойчивое качество личности ребенка и приносит ему самому немало негативных переживаний. С одной стороны, ребенок расстраивается, если его воспринимают иначе, чем он себя выставляет. С другой стороны, он не желает быть таким как все.

Временами демонстративный ребенок способен совершить положительный поступок. Но это совсем не ради другого, а только лишь для того, чтобы в очередной раз показать себя, продемонстрировать свою доброту.

Общение с демонстративным ребенком очень осложняется в дошкольном возрасте. Демонстративные дети любят привлекать к себе излишнее внимание, часто приносят в детский сад красивые игрушки, чтобы похвастаться перед другими детьми.

Что интересно, демонстративные дети бывают активны в процессе общения. Но это общение с их стороны лишено интереса к другому.

Говорят они исключительно о себе любимом. Если же им не удается самоутвердиться в глазах сверстников, и особенно взрослых, то такие дети начинают проявлять агрессию, скандалят, ссорятся со всеми подряд.

И хотя общаться с ними другие дети особо не хотят, сами же они очень нуждаются в окружении. Потому что им нужно, чтобы их кто-то слушал, чтобы демонстрировать себя перед социумом.

Особенности общения дошкольников со сверстниками

Как мы рассмотрели выше, общение дошкольников со сверстниками очень зависит от них самих. Если они агрессивны, обидчивы, завистливы или демонстративны, то у них в процессе общения часто наблюдаются проблемы.

Но у всех детей рассматриваемого нами возраста есть и общие особенности общения со сверстниками.

Дошколята отличаются повышенной эмоциональностью. В коллективе сверстников у них проявляются другие формы общения.

Это касается экспрессивно-мимических проявлений. Дети вообще очень любят во время разговоров жестикулировать, подкреплять свои высказывания мимикой. Это помогает им быть эмоционально выразительными во время общения.

Хочется отметить некоторые особенности общения детей в дошкольном возрасте. Дети очень любят общаться. Во время общения со сверстниками у них происходит формирование речевых навыков, развитие коммуникативных умений. Наблюдаются, конечно, и некоторые проблемы с коммуникацией, связанные с частыми конфликтами в детском коллективе.

Общение со сверстниками более раскрепощено, чем со взрослыми. Тут преобладают совершенно иные формы поведения. К особенностям поведения детей дошкольного возраста во время общения можно отнести и ненормированные коммуникативные образцы. Такие как подпрыгивание, причудливые позы, кривляния. Один ребенок может намеренно передразнивать другого, что не происходит в общении со взрослым.

Но в каждом свободном проявлении ребенок раскрывает свои индивидуально-личностные особенности. И эти отличительные особенности общения детей со сверстниками остаются до конца дошкольного детства.

Другой особенностью детского общения в дошкольном возрасте можно считать то, что у ребенка преобладает инициатива в ответных действиях. На реплику другого ребенка дошкольник быстро реагирует ответной активностью.

В такие моменты происходит развитие диалоговой речи. При этом можно заметить такие проблемы, как протесты, обиды, конфликты, потому что ребенок пытается сказать свое веское слово последним.

 И никто из детей не желает уступать.

О формах общения детей со сверстниками

Теперь стоит поговорить немного о формах общения ребенка в кругу сверстников.

Первой формой общения детей дошкольного возраста принято называть эмоционально-практическую.
Ребенок, чаще в младшем дошкольном возрасте, ожидает соучастия в затеях и шалостях. Такая форма общения ситуативна и зависит от конкретной ситуации.

Проблемы в такой форме общения могут возникать в моменты взаимодействия партнеров коммуникации. Либо дети переключаются во внимании от собеседника на какой-то предмет, либо дерутся из-за этого предмета.

Это связано с тем, что развитие предметных действий еще не происходит на достаточном уровне, а потребность в использовании предметов при общении уже формируется.

Проблемные ситуации дети в таких случаях разрешают неохотно.

Другой формой общения между сверстниками назовем ситуативно-деловую.

Где-то к четырем года начинается ее формирование и продолжается до 6-летнего возраста. Особенности данного этапа в том, что теперь у детей начинают развиваться навыки ролевой, даже сюжетно-ролевой игры. Общение становится уже коллективным.

Берет начало развитие навыков сотрудничества. Это не то же самое, что соучастие. Если в эмоционально-практической форме общения дети действовали и играли индивидуально, хотя и находились в одном коллективе. Но каждый представлял себя другим. Здесь же дети в игре тесно связаны единым сюжетом и взятыми на себя ролями.

Выпадет одна роль, и возникает проблема — сюжет игры нарушен.

Поэтому можно констатировать, что ситуативно-деловая форма возникает на почве общего дела для достижения некоего общего результата взаимодействия со сверстниками.

У популярных детей формирование навыков общения в такое форме сотрудничества опережает развитие коммуникативных умений детей, менее заметных в детском коллективе.

Тут даже стоит отметить, что агрессивные дети и демонстративные, о которых мы говорили ранее, больше преуспевают в формировании навыков общения, нежели дети обидчивые и завистливые, которые чаще остаются в стороне из-за личностных особенностей.

В 6-7-летнем возрасте у детей дошкольного возраста навыки общения приобретают уже более-менее сформированный характер. Дети становятся более доброжелательными к сверстникам. Начинается формирование навыков взаимопомощи. Даже демонстративные дети уже начинают не только говорить о себе, но проявляют внимание к высказываниям других детей.

В это время начинается формирование внеситуативной формы общения, которое идет в двух направлениях:

  • рост и формирование внеситуативных контактов (дети рассказывают о том, что делали и видели, планируют дальнейшие действия и делятся своими планами с другими, учатся оценивать слова и поступки других);
  • формирование образа сверстника (появляются избирательные привязанности к сверстниками независимо от ситуации общения, и эти привязанности весьма устойчивы к концу дошкольного периода детства).

Таковы в общих чертах особенности форм и проблемы общения дошколят. Теперь перейдем к рассмотрению эффективных способов развития навыков общения между ребенком в кругу сверстников.

Как развивать навыки общения детей дошкольного возраста в ДОУ?

Навыки общения ребенка-дошкольника со сверстниками активно формируются в процессе диалога между детьми. Детская диалоговая речь несет в себе основы разговорной речевой деятельности в целом. Тут и развитие монологических навыков, и формирование речевой готовности дошкольника к предстоящему обучению в школе.

Диалоги активно используются детьми во время игр и других совместных видах деятельности.

При этом важная роль отводится взрослому, который принимает активное участие в таком общении между детьми.

Совместные игры, как форма общественной жизни ребенка этого возраста, способствуют решить многие проблемы взаимоотношений.
Сюжеты ролевых игр помогают развивать навыки общности и построения диалогового общения. В играх можно реализовать формирование всех форм общения.

Взрослому необходимо учить детей начинать, продолжать и заканчивать диалог. Ребенок должен уметь поддерживать разговор, отвечая на поставленные во время диалога вопросы.

Диалог является очень непростой формой общения, через которую в полной мере реализуется социальное взаимодействие. Поэтому взрослый должен как можно чаще обращаться к ребенку, соблюдая позитивный эмоциональный тон.

Это будет располагать дошкольника к разговору.

Особенности общения во время диалога способствуют формированию навыков построения предложений разных типов, от простых повествовательных до сложных по своей конструкции и фонетическим аспектам.

Через диалог реализуются все основные речевые навыки и умения, как собственно речевые, так и навыки речевого этикета.

Подводя итоги, заметим, что формирование общения в дошкольном возрасте необходимо еще и потому что это поможет ребенку, поступающему в школу, быстро адаптироваться в социуме.

Источник: https://podrastu.ru/deyatelnost/obshenie-rebenka-sverstnikami.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.