Особенности детей с умственной отсталостью

Содержание

Умственная отсталость у детей: дар свыше, который нужно понять и принять

Особенности детей с умственной отсталостью

Начиная разговор об умственно отсталых детях, хочется сделать особый акцент на словах великого дефектолога Льва Выготского, который в свое время предложил «найти то здоровое, нетронутое, сохранное, что есть у каждого умственно отсталого ребенка, и на основе этого осуществлять коррекционно-педагогическую работу». Ведь каждому человеку Богом даны определенные задатки, которые необходимо найти и развить.

Итак, умственная отсталость принадлежит к психическим отклонениям в развитии ребенка. Под этим понятием подразумевается органическое поражение центральной нервной системы, в результате которого идет снижение познавательной деятельности.

Умственная отсталость не означает буквально, что у человека мало ума, просто психика развивается по-другому, личностные качества становятся иными.

При этом значительные отклонения наблюдаются в интеллекте, физическом развитии, поведении, владении эмоциями и волей.

Особенности детей с умственной отсталостью

Основные признаки умственно отсталого ребенка таковы:

  1. Познавательная активность низкая, поэтому он не желает ничего знать.
  2. Плохо развита моторика.
  3. Наблюдается недоразвитость всех видов речи: неправильно произношение слов, невозможность построения предложений, бедный словарный запас и т.д.
  4. Замедленные мыслительные процессы, а зачастую и их полное отсутствие. Как результат, у ребенка не формируется абстрактное мышление, ему не под силу проделать логическую операцию, обобщение проводит только элементарное.
  5. Продуктивная деятельность заключается в подражании, поэтому все игры элементарные. Предпочтение отдает легкому труду, так как волевые усилия могут отсутствовать.
  6. Эмоционально-волевая сфера инфантильна, возможны резкие изменения настроения без каких-либо причин. Возбудимость довольно высокая или, наоборот, низкая.
  7. В восприятии мира наблюдаются значительные трудности, что обусловлено тем, что такие дети не могут выделить главное, не понимают процесса составления целого из частей, которые размещены внутри. Им тяжело представлять. Поэтому они плохо ориентируются в пространстве.
  8. Концентрация внимания не продолжительная, переключаемость на другие предметы и операции замедленная.
  9. Память произвольная. Больше сосредоточена на внешних признаках предмета, чем на внутренних.

Олигофрения и деменция – формы заболевания

По времени проявления признаков умственной отсталости определяют две формы болезни:

Олигофрения – это поражение коры головного мозга в пренатальный, натальный и постнатальный (только до 3-летнего возраста) периоды, в результате которого наступает психическое или умственное недоразвитие.

В отличие от физических дефектов психические отклонения, такие как умственная отсталость, определить у ребенка в раннем возрасте довольно трудно. Признаки Убеждения заболевания начинают проявляться в процессе дальнейшего развития малыша.

Причинами олигофрении считаются:

  • перенесенные матерью инфекционные заболевания во время беременности;
  • асфиксия (родовая травма);
  • умственная отсталость родителей или хотя бы одного из них;
  • несовместимость крови по резус-фактору ребенка и матери;
  • употребления родителями алкоголя, наркотиков.

Деменция – органическое поражение головного мозга в результате перенесенного заболевания или травмы после периода нормального развития ЦНС. У ребенка нарушается память, внимание, скудеют эмоции, нарушается поведение.

Причинами деменции являются:

  • травмы мозга;
  • шизофрения;
  • менингит;
  • эпилепсия и др.

Степени умственной отсталости: идиотия, имбицильность, дебильность

Умственная отсталость классифицируется не только по времени проявления, но и по глубине поражения. Также имеет значение и место поражения мозга. Итак, на степень умственной отсталости, по мнению многих ученых, влияет:

ВРЕМЯ ПОРАЖЕНИЯ – МЕСТО ПОРАЖЕНИЯ – ГЛУБИНА ПОРАЖЕНИЯ

Выходя из этого, существуют такие степени умственной неполноценности:

  • идиотия;
  • имбецильность;
  • дебильность.

Идиотия: характеристика заболевания

Идиотия – это тяжелая (глубокая) форма умственной отсталости. Такие  дети не могут осмыслить окружающий мир. Речевые функции у них довольно ограничены.

У таких детей наблюдаются нарушения:

  • координации движений;
  • моторики;
  • поведения;
  • эмоций.

У них желания связаны только с удовлетворением своих физиологических потребностей. Такие дети необучаемые. Главное задание – это научить их элементарным навыкам самообслуживания. В поведении таких детей наблюдается вялость, заторможенность, иногда возможно двигательное беспокойство. Идиотия бывает 3 видов:

  • полные (лежачие, глубокие) идиоты;
  • типичные идиоты;
  • речевые идиоты.

У глубоких идиотов полностью отсутствуют ощущения. Они по поведению напоминают животных: кричат, прыгают, дают неадекватную реакцию на любые раздражители. Себя обслужить не могут.

У типичных идиотов в отличие от глубоких инстинкты выражены. Для удовлетворения своих физиологических потребностей издают отдельные звуки. Но речь у них не развита.

Речевые идиоты реагируют на окружающий мир. Могут произносить некоторые слова. Но познавательной деятельности при этом нет никакой. Ходить учатся очень поздно. Движения при этом неуверенные, координация низкая, присутствуют навязчивые движения в виде покачивания туловища.

Пребывание таких детей (с согласия родителей) возможно в специальных детдомах.

Имбецильность: основные признаки и возможные мероприятия

Имбецильность – это умеренная степень умственной отсталости.

Дети с таким диагнозом:

  • понимают обращенную к ним речь;
  • могут овладеть определенными наипростейшими трудовыми навыками;
  • могут повторять автоматические действия после продолжительного обучения;
  • имеют относительно развитую речь.

При этом  у них довольно неустойчивое внимание,  наблюдаются значительные нарушения в поведенческой сфере. Такие  дети практически не обучаемы. Они безразличны к результатам своей работы, так как не понимают, в чем её смысл. Очень привязываются к людям, которые их воспитывают.

Таких детей можно научить:

  1. Правильно себя вести.
  2. Элементарным посильным трудовым действиям.
  3. Самообслуживанию в меру их возможностей.
  4. Ориентировке в быту.

Большое внимание необходимо уделять развитию у таких детей психических функций, а также познавательной деятельности насколько это будет возможно.

  Поэтому коррекционные занятия – это основа их обучения, в результате которых некоторые дети овладевают элементарными навыками чтения, счета  и письма, знаниями о себе и об окружающем их мире.

Обучаются такие дети (с согласия родителей) в специальных детдомах. Являются недееспособными.

Дебильность: виды, характеристика, возможная коррекция

Дебильность — это легкая умственная отсталость. Дети с таким диагнозом характеризуются:

  • конкретным наглядно-образным мышлением;
  • наблюдательностью;
  • упрямостью;
  • неумением обманывать;
  • довольно развитой фразовой речью.

При этом лексический запас бедный, письменная речь, как и мелкая моторика, нарушена, плохо ориентируются в пространстве,  не всегда понимают по часам, психические процессы приторможены, выполняют только подобные действия, эмоционально-волевая сфера бедная.

Дебильность бывает:

  • неосложненной;
  • осложненной нарушениями разных анализаторов;
  • осложненной нарушениями нейродинамики;
  • с выраженной лобной недостаточностью;
  • с психопатоподобными формами поведения.

Неосложненная дебильность характеризуется тем, что эмоционально-волевая сфера практически сохранена. Наблюдается только сниженный уровень познавательной деятельности.

Дебильность, которая осложнена нарушениями различных анализаторов, сопровождается тем, что в результате основного дефекта возникли вторичные отклонения  в виде снижения зрения, слуха или нарушения речи.

Дебильность, которая осложнена нарушениями нейродинамики, сопровождается плохой координацией движений, быстрой утомляемостью, так как поражена кора полушарий головного мозга.

Дебильность, которая имеет лобную недостаточность, характеризуется вялостью рук, плохой ориентацией в пространстве, немотивированным поведением. Речь при этом шаблонная, подражательная.

//www.youtube.com/watch?v=pZ6eassRgDk

Наиболее тяжелая дебильность – это осложненная психопатными формами. Такие дети очень раздражительные, беспокойные, плаксивые, драчливые, не могут научиться играть с другими детьми, агрессивные, самоконтроль отсутствует. В этом случае наблюдается недоразвитие личности как таковой.

Дети с таким диагнозом, как дебильность, обучаются в школе по специальной программе. Основным заданием является:

  • обучение их чтению, письму, счету;
  • расширение знаний об окружающем мире;
  • обучение выполнения элементарных трудовых действий;
  • проведение коррекционных занятий, которые призваны развивать у них познавательные интересы соответственно интеллектуальным возможностям.

Обучение детей с умственной отсталостью

Неосложненная дебильность

Ребенок спокойно овладевает программой вспомогательной школы (общая ему не под силу), работоспособен, социально адаптируется легко.  В комфортной среде всегда добродушен, нервные процессы уравновешены, эмоционально-волевая сфера сохранна.

Дебильность,  осложненная нарушениями разных анализаторов

Развитие ребенка затруднено как в результате умственной отсталости, так и вторичного дефекта. Социальная и трудовая адаптация довольно ограничены. Жизненных перспектив мало.

Дебильность с выраженной лобной недостаточностью

Дети, как правило, вялые, беспомощные, неактивные, не любят работать. У них наблюдается нарушение моторики. Речь многословная, но бессодержательная. Развитие познавательных процессов проходит очень медленно.

Дебильность с психопатоподобным поведением

У таких детей эмоционально-волевая сфера не устойчивая. Личностные компоненты недоразвиты. Подвержены постоянным непредсказуемым действиям. Такие дети стремятся куда-то убежать.

Воспитание детей с умственной отсталостью

Воспитание таких детей обусловлено определенными трудностями. Но главным в их жизни является не количество знаний, которыми они должны овладеть. На первый план выходят совсем другие ценности. Им необходимо тепло, любовь и понимание близких им людей.

Вырастая в комфортных условиях, они смогут обучиться определенным трудовым навыкам, которые будут выполнять с удовольствием. Это люди, которые на всю жизнь останутся добрыми, неумеющими врать детьми. Они хорошие помощники по хозяйству и дому. Их нетрудно научить рукоделию, которое они будут выполнять с большим удовольствием.

Проводя систематически с ними время в разговорах, рассказывая и читая познавательные книги, просматривая телепередачи, они будут постоянно развиваться, а не деградировать.

Конечно, дети, которые имеют глубокую и умеренную степень умственной отсталости, никакому обучению не подлежат. Но они тоже чувствуют любовь близких. Таким детям нравится, когда с ними играют, читают им книги, слушают с ними музыку, занимаются. Они все понимают, но  по-своему.

Однозначно, что самим родителям с воспитанием такого ребенка не справиться. Им требуется помощь дефектолога, который объяснит особенности ребенка, поможет понять родителям процесс развития малыша, сможет наладить непростые семейные взаимоотношения.

Немаловажную роль на начальном этапе играет коррекция психологического состояния матери, которая должна стать для ребенка всем. Именно от нее зависит будущее малыша: спокойное, комфортное, интересное, безмятежное. Специалист поможет и в этом вопросе, а потом продемонстрирует методы и приемы работы с ребенком.

Со временем родители смогут быть не только пассивными наблюдателями, но и активными участниками воспитательного процесса. Они не будут сами придумывать занятия, которые для их ребенка будут познавательны и полезны.

Возвращаясь к словам ученого Л. Выготского, хочется напомнить, что нужно найти в умственно отсталых детях то, что не затронуто, и развить его максимально.

Источник: //psyh.info/detskaya-psihologiya/otkloneniya-v-razvitii-rebenka/umstvennaya-otstalost-u-detej.html

Виды умственной отсталости у детей и особенности развития

Особенности детей с умственной отсталостью

Умственная отсталость (синонимы: малоумие, олигофрения) – сложное психопатологическое состояние, характеризующееся невозможным развитием интеллекта и связанных с ним качеств жизнедеятельности человека по причине ограничений развития или функционирования центральной нервной системы, чаще – головного мозга. Олигофрения – заболевание зачастую врожденное, однако в некоторых, особо тяжелых случаях, патология может быть вызвана глубоким поражение паренхимы головного мозга вследствие черепно-мозговых травм или сосудистых дисфункций.

Многие современные источники не причисляют особенности детей с умственной отсталостью к группе психопатологических состояний, выделяя место данной патологии в комплексе специфического состояния, которое определяет четкий предел интеллектуальных возможностей.

Другими словами, развитие умственных способностей у ребенка не может преодолеть физиологическую границу, данную ему при рождении.

Однако в сравнении с общепринятыми стандартами развития головного мозга в этом возрасте, умственная отсталость, все же, позиционируется как психопатологическое состояние.

Учитывая подобные условия, а также – неизлечимость заболевания, обеспечить умственно отсталому ребенку качества физиологически здорового интеллекта, к сожалению, невозможно.

Кроме определенного порога разума, для детей-олигофренов крайне сложно организовать обучение и социальную адаптацию, что достигается только специальной системой образования и психотерапии, с обязательным включением в данный процесс родителей.

Различают три степени расстройства, основанных на особенностях детей с умственной отсталостью.

Дети второй и третьей степени причисляются к группе инвалидов детства и состоят на полном пансионе государства.

Первая степень считается самой легкой и для нее рекомендованы специальные коррекционные школы, обучающие программы которых, составлены с учетом ограниченных возможностей обучающихся там детей.

Однако многие родители не желают мириться с таким положением вещей и отдают своего умственно отсталого ребенка в обычные школы, где у них, как правило, возникает масса проблем с успеваемостью и налаживанием социальных контактов среди сверстников и учителей.

С возрастом, первая степень олигофрении теряет свои отличительные качества, что позволяет человеку весьма стандартно организовывать свою личную жизнь и профессиональную деятельность. Стоит отметить, при этом, что ген олигофрении, в большинстве случаев, переходит по наследству, и находит свое отражение, если не первом, то – в последующих поколениях.

Признаки умственной отсталости у детей

Как уже говорилось выше, умственная отсталость разделена на степени, определяющие уровень тяжести отклонений:

  • I степень – дебильность. Составляет подавляющие 75% от общего количества случаев умственной отсталости у детей;
  • II степень – имбецильность. Около 20%;
  • III степень – идиотия. 5% от общего числа расстройств.

Первая степень умственной отсталости — дебильность

Первая степень считается самой легкой, однако дети с подобным уровнем расстройства интеллекта должны обучаться в специальных коррекционных школах. К слову, помещать своего ребенка или нет в условия специализированного обучения – личное дело каждого родителя, которые, по объективным причинам, стараются этого не делать. Хотя принять такое решение сложно, но крайне рекомендовано.

Диагностировать дебильность, как легкую форму олигофрении, несколько затруднительно по причине сглаженной симптоматики болезни. Исходя из чего, термин «олигофрения» не применяется до тех пор, пока ребенку не будет поставлен точный диагноз с описанием этиологических и патогенетических факторов. До этого момента, такое состояние принято называть умственной отсталостью.

В первую очередь, признаки умственной отсталости у детей, в легкой форме, наиболее заметны при попытках получать новые знания и закрепления их в долговременной памяти маленького пациента. Учитывая биологические особенности головного мозга при дебильности, данные явления протекают с затруднениями и явными отличиями.

Детям с легкой формой расстройства доступно обобщение нового материала, однако закрепление происходит на механическом уровне и только через несколько попыток. До школы ребенку свойственны весьма примитивные замыслы в играх, примитивная речь, очень бедный лексикон, имеющий тенденцию к очень медленному расширению.

В период раннего школьного возраста ребенка, как правило, удается успешно обучить базовым навыкам письма, чтения и примитивных манипуляций с числами.

Эмоциональное состояние характеризуется, как стабильное, не требующее особо внимания для его коррекции. Такое условие значительно облегчает условия обучения. При благоприятном стечении обстоятельств и грамотности педагогов коррекционных школ, зачастую удается добиться хорошей усидчивости и прилежности.

Мышлению присущ наглядно-демонстративный характер, так как обобщение и связывание различных характерных особенностей объектов, не доступно. Смысл текстов, прочитанных на занятиях, воспринимается очень слабо, за счет ограниченных объемов краткосрочной памяти и особенностей ее функционирования. Пересказ прочитанного и, тем более, сравнение – невозможны.

Арифметическая работа носит весьма общий, поверхностный характер. До ребенка крайне сложно донести количественное представление числа, поэтому математические расчеты ведутся, как правило, больше на заученном уровне, который ему повторяли множество раз.

Личность ребенка обладает незрелостью, он не способен самостоятельно принимать и анализировать свои решения. Познавательная деятельность и трудоспособность находятся на низком уровне. Инициатива практически всегда отсутствует. Речь бедная, косноязычная.

При грамотном подходе специалистов и отсутствии у пациента дополнительных психологических и психических расстройств, прогноз при дебильности достаточно благоприятен.

В будущем, человек с данной формой олигофрении, способен к довольно производительному труду, не отличающемуся особыми навыками и не требующими умственных нагрузок.

Как правило, это монотонная работа, со стереотипными действиями, которые необходимо повторять в течение рабочего времени, дабы достичь высоких показателей производства. С такими задачами умственно отсталые люди, при легкой форме расстройства, справляются великолепно.

Имбецильность — вторая степень умственной отсталости

Имбецильность является более тяжелым расстройством, что позволяет в достаточной степени точно устанавливать соответствующий диагноз на олигофрению.

Пациенты с такой формой расстройства всегда отвлечены от конкретной темы обсуждения или разговора по причине практически нулевой возможности к концентрированию.

Личные суждения, зачастую не являются таковыми – в преобладающем количестве, они приобретены у окружающих.

Логика в мыслях и вербальных обсуждениях практически отсутствует. Смысл прочитанного кем-то вслух воспринимается очень тяжело и только с наводящими вопросами.

Изучение алфавита, также носит определенные трудности, которые наиболее ярко проявляются в случае созвучных букв или слогов. Арифметические операции возможны только с первым десятком и на уровне целых чисел, таблица умножения запоминается только на механически заученном уровне. Фразы очень короткие, простые. Выражение эмоций и желаний происходит больше на мимическом и вокальном уровнях.

Приспособление к социальным условиям жизни возможно лишь при постоянной поддержке и направлении. Трудовая деятельность ограничена не более чем одним-двумя повторяющимися действиями, механически заученными. Изменение стереотипного повторения действия приводит к состоянию растерянности и ступору. Навыки самообслуживания только элементарные.

Сохранены простые эмоции в виде реакций на похвалу или порицание, стремление помочь в трудной ситуации, душевные сопереживания ближнему или совершенно чужим людям. Кроме того, наблюдаются зачатки самокритики о своей нерасторопности и различии от окружающих.

Состояние имбецильности зачастую сопровождается одним или несколькими патологиями неврологического или психопатологического характера – неврозы черепных нервов, судороги, эпилептические приступы, микро- или гидроцефалии.

Идиотия как форма олигофрении

Идиотия является самой тяжелой формой олигофрении, отражая полный набор ее симптоматики. При данном расстройстве практически отсутствует восприятие собственной личности, мышления об окружающей действительности, по существу какого-либо процесса также не отмечается.

Во время обращения к пациенту необходимо использовать простой набор слов, рекомендательно – в повелительном наклонении с обязательным применением мимики и жестов. Речь у пациента чаще нечленораздельна, выделяются лишь отдельные звуки или слова, грамматически не согласованные. Смысл сказанного, как правило, не воспринимается самим пациентом.

Эмоциональный состав очень скудный и проявляется лишь в момент запросов на требование к приему пищи, изменения физического самочувствия. Часто проявляются патологические влечения – стремление к перееданию, онанизму, сосанию пальцев, жеванию предметов.

Пациенты, на бессознательном, скорее – рефлекторном уровне, склонны привязываться к людям, которые их окружают и проявляют положительные эмоции, ухаживают за ними.

Смена обстановки или спонтанное изменение ситуации всегда вызывает чувство непреодолимого страха или агрессию со склонностью к самоповреждению.

Идиотия всегда сопровождается наличием патологий, связанных с недостаточным функционированием центральной нервной системы – деформации черепа, парезы, параличи, отклонения в анатомических особенностях скелета и так далее.

Логической деятельности и занятия по существу не выражено, навыки самообслуживания отсутствуют.

Источник: //onevroze.ru/vidy-umstvennoj-otstalosti-u-detej-i-osobennosti-razvitiya.html

Характеристика детей с умственной отсталостью. Адаптированная программа для детей с умственной отсталостью

Особенности детей с умственной отсталостью

Умственная отсталость – это психические отклонения, которые наблюдаются в развитии ребенка. Что это за патология? Это особое состояние психики. Диагностируют его в тех случаях, когда имеет место низкий уровень функционирования ЦНС, в результате чего и происходит снижение познавательной деятельности.

Если мы говорим о том, что человек является умственно отсталым, то этим вовсе не подразумеваем то, что у него “мало ума”. Просто из-за другого развития психики совершенно иными становятся личностные характеристики. Самые значительные отклонения при этом наблюдаются в физическом развитии и в интеллекте, в поведении, а также во владении волей и эмоциями.

Специалисты доказали, что дети, которые считаются умственно отсталыми, способны обучаться и развиваться. Однако это происходит только до имеющегося у них лимита биологических возможностей.

Конечно, родители стремятся сделать все возможное для того, чтобы их ребенок стал «таким как все».

Однако им стоит принять его индивидуальные особенности, что позволит их чаду стать более интегрированным в социуме.

Характеристика детей с умственной отсталостью позволяет говорить о том, что их состояние объясняется врожденной или приобретенной в раннем возрасте задержкой психических процессов или их недостаточным развитием.

Основным признаком подобной патологии являются явные нарушения интеллекта. Как правило, они обусловлены сбоями в формировании мозга и нервной системы. Помимо того, что такие дети отстают в общем развитии психики, они отличаются еще и социальной дезадаптацией.

Признаки умственной отсталости у больного ребенка проявляются в самых различных областях. Это и интеллект, и речевые, и психомоторные функции, а также волевая и эмоциональная сфера. Основными признаками умственной отсталости являются:

  • низкая познавательная активность детей (они ничего не хотят знать);
  • плохое развитие моторики;
  • недоразвитость, наблюдаемая во всех видах речи, а именно в произношении слов, в невозможности построения предложений, в скудном словарном запасе и т.д.;
  • замедленное мышление, а порой и полное отсутствие подобных процессов;
  • продуктивная деятельность, выражаемая в подражании, в связи с чем у таких детей все игры не более чем самые элементарные;
  • инфантильная эмоционально-волевая сфера с возможными резкими переменами настроения, происходящими без особых причин;
  • трудности в восприятии мира, выражающиеся в непонимании процесса составления целого из отдельных частей, а также в невозможности выделения главного;
  • короткая продолжительность концентрации внимания и замедленные темпы всех выполняемых операций;
  • произвольная память, когда ребенок больше сосредоточен не на внутренних, а на внешних признаках предмета.

Нередко умственную отсталость называют еще и олигофренией. В переводе с греческого данное слово означает «малоумие». Это одна из форм умственной отсталости, признаки которой становятся заметны еще до периода развития у ребенка речи.

Под олигофренией понимается целая группа болезненных состояний, которая имеет различное происхождение и течение.

Проявляется подобная патология в общем отклонении в развитии психики по причине органического поражения мозга или его неполноценности.

Олигофрения является поражением коры головного мозга, которое развивается у детей до 3-летнего возраста. Это и является тем периодом, когда наступает умственная или психическая отсталость.

Дети-олигофрены практически здоровы в физическом плане. Однако при этом у них отмечается стойкое недоразвитие психических процессов, проявляющееся и в отставании от нормы, и в их глубоком своеобразии.

Олигофрены способны развиваться. Однако подобный процесс осуществляется атипично и замедленно, с отклонениями от обычной нормы.

Что касается термина «умственная отсталость», то это понятие значительно шире. Оно подразумевает под собой не только отставание человека в развитии, но и его педагогическую и социальную запущенность.

Деменция

В классификации умственной отсталости, рассматривающей время появления ее признаков, выделяется еще одна форма патологии. Она носит название деменции, что означает «слабоумие».

Под этим термином понимается стойкий ущерб или происходящий в прогрессирующей форме распад уже развитых до определенного уровня эмоционально-волевой сферы, критики, памяти и интеллекта.

Подобное явление наблюдается у детей после трех лет и имеет место из-за органического поражения участков головного мозга.

Факторы, провоцирующие олигофрению

Причинами умственной отсталости данного вида могут являться:

  • инфекционные заболевания, которыми мать переболела в период беременности (ветряная оспа, свинка, краснуха, корь, грипп, желтуха);
  • паразитарные патологии;
  • родовые травмы;
  • патологическая наследственность (микроцефалия, умственная отсталость родителей или имеющиеся у них венерические заболевания);
  • нарушения в хромосомном наборе (синдром Шерешевского-Тернера, Кляйнфельтера, болезнь Дауна);
  • сбои в работе эндокринной системы (фенилкетонурия, сахарный диабет);
  • несовместимость резус-фактора матери и плода;
  • интоксикация лекарственными средствами (некоторыми видами антибиотиков, противосудорожных и нейролептических препаратов, а также гормонами);
  • курение и алкоголизм матери.

В послеродовый период причинами умственной отсталости становятся нейроинфекции – менингит, параинфекционный энцефалит, менингоэнцефалит. Реже олигофрения возникает из-за черепно-мозговых травм и интоксикаций. Перечисленные выше факторы оказывают негативное воздействие на нервную систему в тот период, когда происходит ее закладка, а также в самом начале жизни человека.

Факторы, провоцирующие деменцию

Второй из видов умственной отсталости возникает из-за патологий обмена веществ, менингоэнцефалита, черепно-мозговых травм, эпилепсии или шизофрении.

Деменция непременно сопровождает мукополисахаридоз. Это прогрессирующее наследственное заболевание, вызванное аномалиями хромосом. Из-за нехватки в организме определенных ферментов оно выражается в нерасщеплении мукополисахаридозов, например, крахмала в картофеле и в хлебе. Нехватка глюкозы становится причиной недостаточного питания мозга.

Еще одной похожей патологией является нейролипидоз. Он представляет собой утрату нейронами присущих им функций из-за сбоев, происходящих в обмене веществ миелиновой оболочки. Причина подобного заболевания, которое также является хромосомным, – нехватка необходимых ферментов.

Распространенность подобного из видов умственной отсталости в разных государствах мира составляет от 0,7 до 3 %. В эти цифры входит:

  • идиотизм – от 4 до 5 %;
  • имбецильность – от 18 до 19 %;
  • дебильность – в пределах от 76 до 78 %.

Рассмотрим подробнее эти виды из классификации умственной отсталости.

Идиотизм

Под данным термином подразумевается самая тяжелая степень, которая характерна для психических отклонений. Диагностика умственной отсталости данного вида возможна еще до года жизни ребенка. Ее признаки очевидны и ярко выражены. Основными признаками детей с тяжелой умственной отсталостью являются:

  • Неразвитость мышления и речи.
  • Отсутствие элементарных навыков самообслуживания.
  • Плохая координация движений, из-за чего ребенок либо с трудом овладевает ходьбой, либо постоянно лежит.
  • Отсутствие возможности различать вкусовые качества, в связи с чем такие дети жуют и сосут несъедобные предметы.
  • Недостаточное осмысление любой деятельности, в том числе игровой.
  • Выражение эмоций в виде визгов, криков и хаотичного возбуждения, которые возникают из-за удовлетворения или неудовлетворения органических потребностей.
  • Невозможность коррекции умственной отсталости.

Не подлежат такие дети и обучению. Если идиотия имеет меньшую степень тяжести, то больные способны ходить, а также говорить и обслуживать себя.

Таким детям необходимы постоянная помощь и надзор. Именно поэтому они содержатся в интернате для умственно отсталых детей. В 18 лет их переводят в учреждения для психохроников. Стоит отметить, что коэффициент интеллекта подобных больных составляет 0-35 баллов.

Имбецильность

Подобный вид умственной отсталости обладает средней степенью тяжести. При этой форме болезни происходит поражение не только коры головного мозга, но и нижележащих образований. Как и при идиотизме, диагностировать наличие имбецильности возможно уже на самых ранних этапах развития малыша.

Какова характеристика детей с умственной отсталостью данного вида? В младенчестве они поздно начинают держать головку. Происходит это в период с 4 до 8 месяцев. Позже начинают они переворачиваться и сидеть. Ходьбой такие детки овладевают лишь после 3 лет. В младенчестве от них практически невозможно услышать гуления и лепета. Не формируется у таких детей и комплекс оживления.

Если имбецильность присутствует в умеренной степени, то дети произносят простые и довольно короткие фразы, понимая при этом несложную речь.

Запас знаний этих больных ограничен. Причем для них недоступно самостоятельное понятийное мышление. Все имеющиеся представления обладают очень узким диапазоном и носят бытовой характер.

Если имбецилов воспитывать правильно, то взрослым удается ознакомить их с элементарными навыками самого простого труда (подметать пол, мыть посуду и т.д.). При понуждении и постоянном контроле такие больные выполняют несложную физическую работу. Но стоит отметить, что чувством ответственности и долга эти дети не обладают.

Имбецилам необходима постоянная опека. Ведь они обладают ограниченной способностью ориентации в этой жизни. Именно поэтому их порой определяют в интернат для умственно отсталых детей.

Имбецилы могут овладеть речью. Однако имеющиеся у них грубые дефекты памяти, восприятия, моторики, мышления и коммуникативных способностей приводят к тому, что никакое занятие с детьми с умственной отсталостью данного вида не способно принести должного эффекта. Их считают практически необучаемыми, даже в условиях вспомогательной школы.

Рассматривая характеристику детей с умственной отсталостью этого вида, стоит отметить, что их словарный запас находится на уровне не одной сотни слов. Однако речь таких больных носит подражательный характер.

В ней отсутствует какой бы то ни было самостоятельный рассказ, а само содержание не подвергается осмыслению.

При обучении дети-имбецилы способны выучить счет в пределах 20, а также овладеть самыми простыми элементами чтения и письма.

Согласно действующему законодательству, они являются недееспособными. Сравнительно недавно было установлено, что часть таких больных способна овладеть некоторыми навыками, умениями и знаниями. Причем подобное возможно в рамках специально разработанной адаптационной программы, которая предусмотрена ФГОС для детей с умственной отсталостью.

Став взрослыми, такие больные могут работать на дому, выполняя самые простые действия (склеивая конверты или коробки). Как показала практика, лица с умеренной степенью отсталости замечательно справляются с сельскохозяйственными заданиями. Такой труд приносит им радость благодаря возможности самореализации.

Рассматривая характеристику детей с умственной отсталостью данного вида, можно отметить, что они обладают глубокой привязанностью к близким людям. Причем у них развиты такие чувства, как обидчивость, стыд и злопамятность. Имбецилы могут реагировать на порицание и похвалу. Коэффициент интеллекта таких детей находится на уровне от 35 до 49 баллов.

Дебильность

Считается, что данный вид умственной отсталости относится к легкой степени патологии. После пяти лет такие дети достаточно хорошо овладевают речью. Большинство из них самостоятельно ухаживают за собой.

Для поведения и мышления дебилов характерны стереотипность и шаблонность, конкретность и неумение в выделении существенных признаков того, что их окружает. Такие дети слабо критикуют свои поступки.

А имеющиеся у них соматические дефекты в виде общей физической ослабленности, нарушений моторики, особенностей сферы эмоционально-волевого направления и прочих характеристик значительно ограничивают сферу их трудовой деятельности.

Обучение дебилов происходит в условиях вспомогательной школы. За девять лет нахождения в ее стенах они способны освоить материал, соответствующий начальному уровню образования. То есть они начинают писать, читать, овладевают простым счетом.

Дебилам доступна несложная профессия. Они устраиваются на работу, самостоятельно живут и даже вступают в брак. Такие люди считаются дееспособными. Они несут перед законом ответственность за свои поступки, участвуют в выборах, служат в армии, наследуют имущество и т.д. Коэффициент интеллекта таких больных находится в границах от 50 до 70 баллов.

Обучение

Как уже упоминалось, на сегодняшний день разработана и успешно используется адаптированная программа для детей с умственной отсталостью.

Ее целью является создание в школе единой системы, которая позволила бы обеспечить нормальные педагогические условия для всех категорий учеников.

Адаптированная программа для детей с умственной отсталостью непременно учитывает возрастные и индивидуально-психологические особенности таких обучающихся, а также принимает во внимание их нервно-психическое и соматическое здоровье.

В этой программе взаимодействуют между собой коррекционно-развивающие и диагностико-консультативные, а также социально-трудовые направления деятельности.

Вся система работы педагога, применяющего адаптированную образовательную программу, предполагает приложение необходимых усилий для компенсации недостатков развития детей, а также для восполнения пробелов, появившихся в период предшествующего обучения.

При этом учитель стремится, чтобы его воспитанники как можно активнее преодолевали негативные особенности эмоционально-личностной сферы, нормализовали и совершенствовали учебную деятельность, повышая при этом свою работоспособность и уровень познания.

Адаптированной программой для умственно отсталых детей предусматривается формирование у них общих способностей к учебе, коррекция имеющихся дефектов развития, а также проведение лечебно-профилактической работы.

Все эти действия призваны обеспечить достижение больными детьми государственных образовательных стандартов умений и знаний учащихся.

Важнейшая задача учителя при этом состоит в охране и укреплении нервно-психического и физического здоровья детей, имеющих ограниченные возможности, а также в их социальной адаптации. Роль подобных процессов переоценить невозможно.

Источник: //fb.ru/article/384609/harakteristika-detey-s-umstvennoy-otstalostyu-adaptirovannaya-programma-dlya-detey-s-umstvennoy-otstalostyu

Особенности социального развития умственно отсталых детей

Особенности детей с умственной отсталостью

Сохрани ссылку в одной из сетей:

тема :Особенности социального развитияумственно отсталых детей ( только

теория)

Оглавление

Оглавление 2

Введение 3

1.Понятие умственной отсталости 4

2.Личность умственно отсталых детей 7

3.Социальное развитие умственно отсталых детей 11

Заключение 17

Список литературы 18

Введение

Социальноеустройство детей с любыми отклонениямив развитии — серьезная проблема длясовременного общества. Их адаптация иинтеграция в нормальную среду — ведущеенаправление работы в области развитиякоррекционной педагогики и специальнойпсихологии.

Приоритетнымнаправлением психокоррекционной работыс детьми, имеющими недостатки умственногоразвития, становится развитие потенциальныхвозможностей познания другого человекав социальной ситуации.

Противоречиемежду низким уровнем усвоения умственноотсталыми детьми социальных формповедения или даже их отсутствием иневозможностью существенно повыситьего в традиционной системе обучения ивоспитания порождает ряд проблем,связанных с усвоением учащимисякоррекционных школ представлений осоциальном мире, часто неадекватных и,в конечном счете, нарушающих процесссоциализации умственно отсталых детейв современном обществе.

Поэтомувстает вопрос о создании у детейположительного отношения к процессуобщения и включении их в процесскоммуникации. Решение подобных вопросовпредполагает детальное изучениеособенностей социального развитияумственно отсталых детей. Что и сталоцелью представленной работы. Даннаяцель была конкретизирована в следующихзадачах:

  1. Определить понятие «умственная отсталость»

  2. Охарактеризовать личность умственно отсталого ребенка

  3. Определить основные закономерности развития умственно отсталых детей

Результатыработы могут быть полезны специалистам,работающим с детьми с отклонениями вразвитии: олигофренопедагогам, психологам,психиатрам и т.д.

Умственноотсталым, называют такого ребенка, укоторого стойко нарушена познавательнаядеятельность вследствие органическогопоражения головного мозга (наследуемогоили приобретенного)1.

Для анализаэтого определения необходимы некоторыепояснения.

Во времяобсуждений неуспевающего ребенка можноиногда услышать такие высказывания:”Что же он, по-вашему, олигофрен?”-“Нет,он просто органик, он со временемвыправится”2.

Такие формулировки могут создать унеспециалистов впечатление, будтоолигофрения – это нечто отличное оторганического поражения головногомозга В действительности при олигофренииимеет место более тяжелое, более тотальноеорганическое поражение головного мозга(наследуемое или приобретенное).

Когдаговорят, что “это просто органик”,имеют в виду не столь тотальное поражение,которое может быть компенсированонесколько, быстрее.

Могут бытьи такие локально обусловленные признакиорганического поражения головногомозга, которые не так быстро компенсируются,либо даже остаются не вполнекомпенсированными на протяжении всейжизни. Таковы, например, недостаткипространственных представлений, а такженерезко выраженные дефекты речи.

Присоответствующем разумном выборепрофессии человек с недоразвитиемпространственных представлений можетстать крупным специалистом в какой-либообласти. Однако при этом он может,например, заблудиться в многоэтажномдоме или в переулках города.

Речевоенедоразвитие, особенно если с ребенкомпроведена логопедическая работа, можетвовсе не отразиться на устной речиподростка и юноши, не помешать ему читатьи понимать любой текст. Однако можетоказаться, что он всю жизнь будетдопускать ошибки в письменной речи.

Второепояснение относится к тому, что вопределении подчеркивается тольконарушение познавательной деятельностии ничего не сказано об эмоциональнойсфере детей. Но определение умственнойотсталости выросло из практики.

Основнаядеятельность детей школьного возраста- учебная, познавательная.

Если частьдетей этого возраста не в состоянииусвоить обычную учебную и трудовуюпрограмму массовой школы, для них должнобыть организовано обучение в школахиного типа.

Ребенок,отличающийся даже серьезными отклонениямив эмоционально-волевой сфере, но безтруда усваивающий учебную и трудовуюпрограмму массовой школы, не рассматриваетсякак умственно отсталый.

Поэтому приопределении умственной отсталости напервый план выступает нарушение (илиочень плохое развитие) именно познавательнойдеятельности.

Из этого не следует, чтоу умственно отсталых детей недоразвитаили нарушена только познавательнаядеятельность, а эмоционально-волеваясфера такая же, как у здоровых детей.

Следовательно,можно было бы в определение понятия”умственно отсталый ребенок” внестисуждение о нарушении либо недоразвитиивсей психической деятельности. Однакоэто могло бы привести к неоправданномурасширению состава учащихся вспомогательныхшкол за счет эмоционально-неустойчивых,эмоционально-неадекватных детей.

Поэтому, хотя у умственно отсталых детейнарушена не только познавательнаядеятельность, но и многие иные стороныпсихического развития, вернемся все жек данному выше определению, т.е. к указаниюна то, что главной особенностью детей,для которых нужны вспомогательныешколы, является нарушение их познавательнойдеятельности.

И наконец,третье пояснение. Даже наиболее больныенеполноценные дети развиваются. О каждомребенке можно сказать, что он поканедоразвит, что не исключено егодальнейшее развитие. Однако термин”недоразвитие” многозначен.

Такможно обозначить задержку темпапсихического развития, при которойможно предполагать, что в ближайшембудущем за два-три года ребенок догонитсверстников. Когда же используетсятермин “нарушение”, предполагаетсязначительная тяжесть недоразвития.

Речь идет о дефекте, при котором безвспомогательной школы школьнику вбудущем едва ли удастся стать в рядытрудящихся.

Однако,несмотря на тяжесть дефекта, не можетбыть уверенности в его необратимости.Прогресс медицины и компенсаторныесилы детского организма могут многоеизменить. Важно лишь подчеркнуть, чтопри определении понятия “умственнаяотсталость” речь идет не о кратковременнойзадержке темпа психического развития,а о довольно длительном его нарушении.

Поэтому можнозаключить что понятие умственнаяотсталость связано с органическиминарушениями мозга, нарушена познавательнаядеятельность и имеются различныенарушения эмоционально-волевой сферы.

Умственноотсталые дети различаются степеньювыраженности дефекта. Дети с легкимистепенями умственной отсталости(дебильность) составляют 75 — 80%. Послеобучения в специальных школах иликлассах, находящихся при массовыхшколах, или после воспитания и обученияв домашних условиях многие из нихсоциально адаптируются и трудоустраиваются.

Детисо средней выраженностью отсталости(имбецильность) составляют примерно 15% случаев.

Некоторые из них (с умереннойумственной отсталостью) посещаютспециальную школу для имбецилов илиучатся в специальных классах школы дляумственно отсталых или воспитываютсяи обучаются в домашних условиях родителямиили приглашенными педагогами. Они обычноживут в семьях. Их трудоустройствозатруднено.

При более выраженнойумственной отсталости, дети овладеваютлишь навыками самообслуживания ипростейшими трудовыми операциями, этидети часто направляются в интернатныеучреждения Министерства социальнойзащиты населения.

Глубокоумственно отсталые дети (идиотия) вбольшинстве своем пожизненно находятсяв интернатах Министерства социальнойзашиты населения. Некоторые, по желаниюродителей, живут в семьях.

Их общееколичество — примерно 5 % от всех умственноотсталых детей. Мышление таких детейпрактически полностью неразвито,возможна избирательная эмоциональнаяпривязанность таких детей к близкимвзрослым.

Обычно они не овладевают дажеэлементарными навыками самообслуживания.

Разделениеумственно отсталых детей по степенивыраженности умственной отсталостипрактически целесообразно и находитотражение в современных международныхклассификациях болезней.

Поскольку вбольшей степенью социальной адаптацииобладают дети с легкими и умереннымистепенями дефекта, то в литературе впервую очередь описаны возможностиобучения и развития именно этой категориидетей.

Этот факт объясняется и тем, чтобольшее число умственно отсталых детейотносится именно к данной категории.

Вопросысоциального развития тесно связаны спроцессом социализации ребенка, подкоторой понимается усвоение ребенкомобщественно принятых норм поведения,через усвоение собственной роли вобществе. Поэтому далее будут рассмотреныосновные особенности формированияличности умственно отсталых детей.

Умственноотсталые дети в связи со свойственнойим неразвитостью мышления, слабостьюусвоения общих понятий и закономерностейсравнительно поздно начинают разбиратьсяв вопросах общественного устройства,в понятиях морали и нравственности. Ихпредставления о том, что хорошо и чтоплохо, в младшем школьном возрасте носятдовольно поверхностный характер.

Ониузнают правила морали от учителей, отродителей, из книг, но не всегда могутдействовать в соответствии с этиминормами либо воспользоваться ими впривычной конкретной ситуации, основываясьна рассуждениях.

Поэтому и случается,что умственно отсталые дети по неразумениюлибо по неустойчивости нравственныхпонятий из-за внушаемости поддаютсядурным влияниям и совершают неправильныедействия.

Психиатр Т.И Гольдовская3с сотрудниками предприняла катамнестическоеисследование группы людей, проживающихв одном из районов Москвы, которыенаправлялись во вспомогательные школы20—30 лет тому назад.

Оказалось, что почтивсе эти люди трудоустроены, обеспечиваютсвои семьи, живут нормальной жизнью.Профессии, которыми они овладели, даютим возможность быть полезными членамиобщества и семьи.

Тщательное психиатрическоеисследование выявило наличие у них рядаразличных недостатков и особенностейпсихической деятельности, однако никакойморальной личностной дефективностипри этом констатировано не было. Этиданные типичны.

Учащиеся, воспитывавшиесяв наших вспомогательных школах, послеих окончания оказываются в основном вморальном отношении положительноразвитыми людьми Не следует, однако,думать, что это происходит само собойтолько потому, что дети становятсястарше и разумнее.

Правильноевоспитание и обучение умственно отсталыхучащихся в благоприятных социальныхусловиях дает возможность не толькосформировать у них правильноемировоззрение, но и сделать его достаточноустойчивым.

Недоразвитиеили неправильное развитие характера,воли и других высших психических функций,как указывал Л С Выготский, довольночастое, но не обязательное вторичноеосложнение при умственной отсталости.

Следовательно, для того чтобы повозможности избежать этого осложнения,нужно осуществлять специальныемероприятия, вести специальную кропотливуюработу. Воспитывать этих детей, формироватьих личность в правильном направлениидовольно трудно.

Адекватное развитиеличности учащихся во вспомогательныхшколах является результатом напряженногои вдумчивого педагогического трудаучителей этих школ.

Одна изтрудных, но важных задач — развитие уумственно отсталых детей высшихкультурных потребностей. Надо сказать,что эта задача встает и при воспитаниипсихически полноценных детей. Для тогочтобы прививаемые взрослыми моральныенормы и нравственные представлениястали прочными убеждениями, необходимо,чтобы эти нормы и представления нашлиопору в личных духовных потребностяхшкольника.

При формированииличности нормальных школьников многое(но далеко не все) может быть достигнутоза счет словесных объяснений, ознакомленияс эмоционально воздействующимипроизведениями искусства и т.п.

Такиепути менее продуктивны, когда речь идетоб умственно отсталых детях Воспитывать,формировать личность умственно отсталогоребенка значительно труднее. Здесьтребуется затрата большего времени итруда.

Трудности их воспитания обусловленыне только недоразвитием мышления, но идисгармоническим ростом потребностей.

Источник: //works.doklad.ru/view/c5B-IWP51is.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.