Особенности пищеварения у детей

Особенности органов пищеварения у детей

Особенности пищеварения у детей

У новорожденных детей желудочно-кишечный тракт приспособлен для переваривания и усвоения материнского молока. Пищевод к рождению уже сформирован. Вход в пищевод расположен на уровне VI—VII позвонков. Пищевод короткий, а анатомические сужения пищевода выражены слабо.

Чем меньше ребенок, тем хуже развит кардиальный сфинктер, который находится выше уровня диафрагмы. Только к 8 годам формируется кардиальный отдел как у взрослого человека — ниже диафрагмы. Поэтому дети первых месяцев жизни часто срыгивают пищу.

У них не сформирована и мышечная часть пищевода, она созревает позже, что связано с приемом более густой пищи.

Желудок у детей раннего возраста приспособлен для приема женского молока. Его вместимость после рождения быстро увеличивается: приблизительно с 10 мл в первый день жизни до 40—50 мл к 4-м суткам жизни и до 80 мл к 10-му дню. В дальнейшем его объем каждый месяц увеличивается на 25 мл. На этом основании

П. Ф. Филатов предложил формулу для подсчета объема разового питания грудных детей:

V — 30 мл + 30 мл * n, где n — количество месяцев жизни ребенка.

К концу 1-го года жизни объем желудка увеличивается до 250 мл, к 3 годам — до 400—600, к 10-15 годам — до 1300-1500 мл.

Пилорический отдел желудка у детей первых месяцев жизни функционально развит хорошо, а при недостаточно развитой кардии это также способствует срыгиванию и рвоте. Поэтому для предотвращения срыгиваний детей укладывают в постель с высоко поднятым головным концом или укладывают на живот.

Слизистая оболочка желудка у детей относительно толстая. С возрастом постепенно происходит нарастание количества желудочных ямок, в которые открываются отверстия желудочных желез.

Функциональный эпителий желудка (главные и обкладочные клетки) у ребенка развивается с возрастом по мере нарастания энтерального питания. К взрослому состоянию количество желудочных желез увеличивается в 25 раз по сравнению с периодом новорожденности.

У новорожденного длина всего кишечника по отношению к длине тела больше, чем у детей старшего возраста и взрослых. Соотношение длины кишечника и длины тела у новорожденных составляет 8,3:1; на первом году жизни 7,6:1; в 16 лет 6,6:1; у взрослых 5,4:1.

Длина тонкой кишки у ребенка первого года жизни равна 1,2 — 2,8 м. В перерасчете на 1 кг массы у ребенка приходится 1 м тонкой кишки, а у взрослого всего 10 см. Связано это с приспособлением ребенка к лактотрофному питанию, когда пищеварение в основном пристеночное.

Площадь внутренней поверхности тонкой кишки у детей на первой неделе жизни составляет примерно 85 см2 (40—144 см2), а у взрослых — 3,3*103 см2. Площадь поверхности нарастает за счет развития функционального эпителия и микроворсин, которые увеличивают площадь тонкой кишки в 20 раз.

Площадь поверхности тонкой кишки уменьшается от проксимальной (головной части) к дистальной (удаленной от головной части) части кишечника. Тонкая кишка делится на три отдела. Первый — это двенадцатиперстная кишка (duodenum). Ее длина у новорожденного 7,5—10 см, у взрослого — 24—30 см. Двенадцатиперстная кишка имеет ряд сфинктеров (жомов).

Первый сфинктер — бульбодуоденальный, второй — медиодуоденальный (Капанджи) и третий — Окенера. функция сфинктеров — создавать области пониженного давления, где проходит контакт пищи с ферментами поджелудочной железы. Затем идут второй и третий отделы — тощая и подвздошная кишки.

Тощая кишка занимает приблизительно 2/5 длины кишки от duodenum до илеоцекальной заслонки, а подвздошная — остальные 3/5.

В тонкой кишке происходят переваривание пищи, всасывание ее ингредиентов. Слизистая оболочка кишки очень тонкая, богато васкуляризованная, клетки эпителия быстро обновляются. Круговые складки вначале обнаруживаются только в начале тонкой кишки, с возрастом они появляются и в дистальных отделах.

Кишечные железы у детей более крупные, чем у взрослых. Лимфоидная ткань и ее ростки разбросаны по всему кишечнику. Только с возрастом начинают образовываться пейеровы бляшки. В тонкой кишке детей хорошо развита лимфатическая система.

Толстая кишка состоит из отделов и развивается после рождения. Так, ленты (tenia coli) у новорожденных плохо выражены, гаустры отсутствуют до 6 месяцев. Нет полного заполнения толстой кишки правой подвздошной области. У детей до 4 лет восходящая ободочная кишка по своей длине больше нисходящей. Только после 4 лет строение толстой кишки такое же, как у взрослых.

Слепая кишка у детей располагается выше правой подвздошной ямки, поэтому восходящее колено толстой кишки у детей часто неразвито. Брыжейка этого органа подвижна.

Только к концу первого года заканчивается формирование слепой кишки. Аппендикс у детей относительно длинный, расположен выше, чем у взрослых, в нем нет сфинктеров, плохо развит мышечный слой.

Лимфоузлы в аппендиксе созревают только к 10—14 годам.

Ободочная кишка у детей в виде обода огибает петли тонкой кишки. Восходящая ее часть у новорожденных короткая. После года размеры ее увеличиваются.

Далее идет поперечная часть толстой кишки. К году ее длина равна 23—28 см, к 10 годам она увеличивается до 35 см. Нисходящая часть более узкая, чем предыдущие отделы, с возрастом происходит ее рост в длину.

Сигмовидная, или S-образная, кишка у новорожденных длинная и подвижная. С возрастом ее рост продолжается. У детей раннего возраста она располагается в брюшной полости (из-за недоразвития малого таза), только с 5 лет она располагается в малом тазу.

Прямая кишка у детей первых месяцев жизни относительно длинная. У новорожденных ампула прямой кишки не развита, заднепроходные столбы и синусы не сформированы, плохо развита окружающая жировая клетчатка.

Свое окончательное положение прямая кишка занимает к двум годам жизни.

Поэтому у детей раннего возраста легко возникают выпадения слизистой оболочки прямой кишки, чему способствует плохо развитый мышечный слой прямой кишки.

У детей, как и у взрослых, сокоотделение в толстой кишке небольшое, но оно резко возрастает при механическом раздражении кишки. В толстой кишке, в основном, происходит всасывание воды и формируются каловые массы. Функционально все органы пищеварения взаимосвязаны.

Поджелудочная железа у новорожденных окончательно не сформирована ни анатомически, ни функционально. В процессе роста увеличиваются ее размеры, повышается активность выделяемых ферментов, развивается экзокринная функция.

Печень у новорожденного — один из самых крупных органов. У детей раннего возраста она занимает 1/3—1/2 объема брюшной полости. С возрастом относительные размеры печени еще более увеличиваются.

Так, к 11 месяцам происходит удвоение ее массы, к 2—3 годам она утраивается, к 7—8 годам увеличивается в 5 раз, к 16—17 годам — в 10 раз, к 20—30 годам в 13 раз. В связи с большими размерами у детей до 5—7 лет печень выходит из-под реберного края на 2—3 см.

С 7 лет нижний край печени остается в пределах реберной дуги.

После рождения происходит дальнейшее формирование функциональной единицы печени — дольки печени. С возрастом она начинает напоминать ограниченный шестигранник.

Желчный пузырь у новорожденных обычно прикрыт печенью. Поэтому его пальпация невозможна. Основная функция — скопление и выделение печеночной желчи. По форме он обычно грушевидный или цилиндрический, но может быть веретенообразным (S-образным).

С возрастом размеры желчного пузыря увеличиваются. Меняется его функция — он начинает выделять желчь иного, чем в младшем возрасте, состава.

Пузырный проток, сливаясь с печеночным протоком на уровне шейки желчного пузыря, образует общий желчный проток, длина которого с возрастом увеличивается.

Развитие и деятельность желудочно-кишечного тракта определяются в большей степени гормонами, образующимися в двенадцатиперстной кишке. Кроме того, они влияют на вегетативную нервную систему и эндокринный аппарат ребенка. В настоящее время описано более 20 гормонов желудочно-кишечного тракта.

Так, гастрин и энтероглюкагон способствуют развитию и дифференцировке слизистой оболочки, холецистокинин и панкреатический полипептид — развитию эндокринной функции поджелудочной железы. Имеется связь между гормональной активностью желудочно-кишечного тракта и гормональной активностью мозга, осуществляемой нейропептидами, которые участвуют в механизме запечатления и памяти.

Особенности пищеварения у детей

Новорожденный ребенок питается материнским молоком. Механизмы регуляции и функционирования лактотрофного питания включаются сразу после первого прикладывания ребенка к груди. Поскольку новорожденный начинает получать жидкую пищу, слюнные железы у него только начинают функционировать.

С возрастом слюноотделительная и ферментообразующая функции слюнных желез начинают усиливаться. Так, слюноотделение у новорожденного натощак составляет 0,01—0,1 мл/мин, а при сосании — 0,4 мл/мин. Активность α-амилазы слюны у новорожденных низкая, но к 2 годам она достигает наивысшей активности.

При грудном вскармливании ребенок получает большую часть ферментов из молока матери. Кроме α-лактазы в молоке содержится и липаза, которая расщепляет жир. В желудке грудного ребенка гидролизуется 1/3 женского молока.

Остальные ферменты также содержатся в молоке и активируются в желудочно-кишечном тракте ребенка.

Ферментообразующая функция поджелудочной железы у детей раннего возраста низкая. Активности ее ферментов достаточно для расщепления материнского молока. Активность ферментов поджелудочной железы возрастает к 5—6 месяцам, т. е. к моменту введения прикорма.

Если ребенок находится на искусственном вскармливании, то ферментативная активность поджелудочной железы возрастает быстрее, чем на естественном вскармливании, однако в дальнейшем это может вызывать угнетение ферментативной функции поджелудочной железы. К 4—5 годам активность всех ферментов желудочно-кишечного тракта повышается.

Так, в желудке повышается активность пепсина, в тонкой кишке — ферментов поджелудочной железы: трипсина, химотрипсина, липазы, амилазы, фосфолипазы, кишечных ферментов, в том числе и дисахаридаз.

Печень у детей в возрастном аспекте включается в пищеварение постепенно, например выделение желчных кислот возрастает со временем. Поэтому чем меньше ребенок, тем больше в его кале жирных кислот, мылов, нейтрального жира.

С возрастом в кишечнике формируется и мембранное пищеварение. Внутриклеточное пищеварение лучше развито у маленьких детей (за счет пиноцитоза). С этим, в частности, связана большая частота аллергодерматозов у детей, вскармливаемых искусственно, что происходит за счет попадания в организм белка коровьего молока, который является аллергеном.

Для ребенка первых дней и недель жизни имеет значение происходящий в женском молоке аутолитический процесс, при котором питательные вещества гидролизуются за счет веществ, содержащихся в самом женском молоке. Только постепенно, с введением прикорма включаются механизмы собственных ферментных систем.

У детей раннего возраста всасывание пищевых ингредиентов имеет особенности. Так, белок, особенно лактоглобулины, практически в неизмененном состоянии проникают в кровь. Казеиноген же сначала створаживается под влиянием фермента химозина (сычужного фермента) в желудке.

Далее, в проксимальных отделах тонкой кишки, он начинает расщепляться до пептидов и аминокислот, которые активизируются и всасываются. Часть пептидов всасывается путем пиноцитоза.

Поэтому при кормлении искусственными смесями у детей раннего возраста легко возникает сенсибилизация к коровьему молоку.

Переваривание жира также зависит от вида вскармливания. Женское молоко содержит жиры с короткой цепочкой (С12). В коровьем молоке в основном содержатся длинноцепочечные жиры, которые должны расщепляться не аутолитические, а за счет панкреатической липазы в присутствии желчных кислот. У детей липолитическая функция поджелудочной железы низкая.

Всасывание жира происходит в проксимальных и средних отделах тонкой кишки. Гидролиз молочного сахара (лактозы) у детей происходит в области щеточной каймы кишечного эпителия. В женском молоке содержится β-лактоза, а в коровьем — α-лактоза.

Поэтому при искусственном вскармливании углеводный состав пищи меняется, и ребенок должен к этому приспосабливаться. До 30% детей имеют транзиторную лактазную недостаточность.

С этим связано большое количество поносов на смесях, содержащих β-лактозу.

Всасывание витаминов происходит в тонкой кишке, но у ребенка в первые недели и месяцы жизни все отделы тонкой кишки принимают участие во всасывании пищевых ингредиентов. Только С возрастом происходит смещение всасывания, в основном к проксимальным отделам.

Исследование органов пищеварения

Анамнез заболевания органов пищеварения собирают со слов как ребенка, так и его родственников, ухаживающих за ним.

Первое, о чем спрашивают, есть ли боли в животе; и если ребенок их дифференцирует, то каков их характер — тупые или острые. Выясняют зависимость их появления от времени приема пищи, связь с дефекацией.

Следующий вопрос о локализации болей. Если дети раннего возраста не локализуют боли, то дети после 3—5 лет начинают локализовать боль. Боли в животе могут также быть и психогенными и связанными с заболеваниями почек.

Третий вопрос о характере болевого синдрома. Боли могут быть приступообразными, постоянными, колющими, тупыми, ноющими. У детей раннего возраста боли в животе могут проявляться общим беспокойством, при этом ребенок «сучит» ногами. Чаще всего это связано с усиленным газообразованием в кишечнике, поэтому после отхождения газов дети успокаиваются.

Боль является интегративной функцией организма, мобилизующей разнообразные функциональные системы для защиты от вредящего фактора.

Следующие симптомы, о которых расспрашивают больного ребенка или его родителей, — диспепсические: отрыжка и срыгивание, тошнота и рвота, изжога, снижение или повышение аппетита, икота. Затем узнают, есть ли поносы, запоры, неустойчивый стул (запоры сменяют поносы), метеоризм, урчание.

Исследования поджелудочной железы производят с целью изучения экзокринной и эндокринной функций. Для этого в панкреатическом соке изучают активность ферментов, объем секрета, бикарбонатную емкость. Наряду с этим изучают скорость гидролиза панкреатическими ферментами при помощи радиокапсул. Часто исследуют ферменты поджелудочной железы в крови.

Биохимическими методами исследуют содержание билирубина и его фракций, белковообразовательной функции печени.

Источник: http://www.polnaja-jenciklopedija.ru/biologiya/osobennosti-organov-pischevareniya-u-detey.html

Строение и функции органов пищеварения у детей. Часть 1

Особенности пищеварения у детей

К моменту рождения развитие различных отделов пищеварительной системы ребенка полностью не завершается, хотя уже с 3 – 4 месяцев внутриутробной жизни функционируют кишечник и печень плода, выделяя пищеварительные соки и желчь. Желудок и поджелудочная железа несколько отстают в своем развитии, и пищеварительная функция их начинает определяться только у шестимесячного плода.

          Плод, начиная с 3 – 4 месяцев, совершает глотательные движения, заглатывая околоплодную жидкость, содержащую белки, сахара, мочевину, минеральные вещества и гормоны. Из этих веществ, а также из пищеварительных соков кишечника и желчи у него образуется первородный кал — меконий.

Полость рта

Пищеварительная система начинается с полости рта, которая у новорожденных и детей раннего возраста относительно небольшая, покрыта нежной, богатой кровеносными сосудами, ярко-розовой слизистой оболочкой. Полость рта новорожденного ребенка имеет некоторые особенности.

Так, слизистая оболочка губ с поперечными складками способствует лучшему охватыванию соска при сосании.

Способствуют акту сосания, созданию отрицательного давления в полости рта расположенные в толще щек заметно выраженные жировые комки — так называемые подушечки Биша и валикообразные утолщения на деснах.

Акт сосания состоит из трех последовательных фаз: аспирации (создание разряжения в полости рта), сдавливания соска и проглатывания молока.

Охватывая сосок и часть околососкового кружка губами, ребенок движением языка и нижней челюсти создает разрежение в полости рта, которое поддерживается подушечками Биша, затем надавливает челюстями на область околососкового кружка, выдавливает молоко из выходных протоков молочных ходов и проглатывает его. Каждому глотательному движению предшествует несколько сосательных.

Во время акта сосания ребенок заглатывает и некоторое количество воздуха, который, поднимаясь но пищеводу вверх, может вызвать отрыжку или, если вместе с ним захватывается часть молока из желудка, срыгивание. Поэтому после кормления грудью ребенка необходимо некоторое время подержать в вертикальном положении, пока не выйдет проглоченный им с пищей воздух.

Слюнные железы

Слюнные железы у новорожденного ребенка развиты недостаточно, слюны выделяют мало, чем и объясняется сухость слизистой оболочки полости рта.

Уже в слюне новорожденного в небольшом количестве обнаруживаются пищеварительный фермент амилаза, необходимый в последующем для переваривания сложных углеводных соединений, например крахмала, а также лизоцим — вещество, осуществляющее иммунологическую защитную функцию организма.

Слюна у новорожденного способствует створаживанию молока в желудке более нежными хлопьями, а также выполняет роль герметизатора ротовой полости во время акта сосания.

В процессе раннего развития ребенка, по мере развития  его организма слюнные железы увеличиваются, в них нарастает количество секретирующих клеток и соответственно количество слюны и се ферментативная активность. Этот процесс продол­жается до 10-летнего возраста.

Но уже в возрасте 3-4 месяцев слюнные железы достигают значительного развития и именно в этот период у детей наблюдается постоянное (физиологическое) слюнотечение.

Объясняется это тем, что слюны выделяется много, а способность глотать се еще полностью не выработалась. Наибольшая ферментативная активность слюны наблюдается у детей в возрасте 2—7 лет. На секрецию слюны оказывает влияние и характер пищи.

Например, па коровье молоко выделяется больше слюны, чем на женское, а на кисломолочные смеси — вдвое больше, чем на коровье.

Язык новорожденного

Язык новорожденного короткий, широкий, относительно большого размера, с тремя отчетливо выраженными мышечными слоями и развитой сетью кровеносных и лимфатических сосудов. На поверхности языка расположены сосочки с вкусовыми луковицами.

Твердое нёбо новорожденного плоское. Мягкое нёбо расположено более горизонтально, чем у взрослых. Глотка находится практически на одном уровне с твердым нёбом.

Миндалины

Миндалины наиболее интенсивно развиваются в течение первого года жизни, а в возрасте 2—3 лет часто значительно гипертрофируются и, закрывая носоглоточ­ные отверстия, затрудняют дыхание. После 14—16 лет размер миндалин уже соответствует размеру миндалин взрослого человека.

Зубы

Зубы появляются у детей в возрасте 6—8 месяцев, то есть в тот период, когда начинает меняться пищевой рацион. Молочные зубы (всего 20) прорезаются в такой последовательности: в 6—8 месяцев — нижние средние резцы, еще через 1 — 1,5 месяцев — верхние средние резцы, затем верхние боковые и нижние боковые резцы.

К концу первого — началу второго года жизни у ребенка обычно имеется 8 зубов, а к двум годам — 20 зубов. Малые коренные зубы прорезаются в 12 — 15 месяцев, клыки — в 17 — 20 месяцев и к концу второго года жизни — вторые малые коренные зубы. С 5 — 6 лет начинается процесс выпадения молочных зубов и разви­тия постоянных.

Пищевод

Пищевод у новорожденных и детей раннего возраста имеет воронкообразную форму. Верхняя часть пищевода сплющена (это обусловлено двусторонним давлением трахеи и позвоночника), в средней так называемой кардиальной части он расширен, а ближе к желудку приобретает цилиндрическую форму. Мышечные слои развиты слабо.

Нежная слизистая оболочка, покрываю­щая его внутреннюю поверхность, богата кровеносными сосудами. Слизистые железы развиты слабо, поэтому внутренняя поверхность пищевода всегда сухая и легкоранимая.

По мере развития ребенка изменяются не только размеры, но и форма органа — исчезает воронкообразность и постепенно формируется пищевод, характерный для взрослого человека.

Желудок

Желудок новорожденного, расположенный в левом подреберье, имеет цилиндрическую форму. Мышечный слой его плохо развит, вход в желудок широкий и это в значительной степени способствует срыгиванию пищи. В течение первого года жизни желудок ребенка расположен горизонтально.

С момента, когда ребенок начинает ходить, желудок постепенно принимает вертикальное положение. Слизистая оболочка — толстая, со слабо выраженными складками и с густой сетью кровеносных сосудов. Мышечный слой развит умеренно.

Секреторные железы желудка ребенка вырабатывают те же пищеварительные соки, что и у взрослого, только активность их значительно ниже.

Переваривание в желудке поступившей пищи у детей раннего возраста происходит при пониженной кислотности, так как секреторные клетки слизистой оболочки вырабатывают недостаточное количество соляной кислоты. Перевариванию белков способствуют содержащиеся в желудочном соке ферменты — химозин, гастриксин, пепсин, катепсин.

В зависимости от характера вскармливания изменяется и активность процесса переваривания белков. Известно, что при переводе на искусственное вскармливание постепенно начинает возрастать кислотность желудочного сока и активность ферментов, расщепляющих белки.

Это свидетельствует о значительных функ­циональных резервах секреторных желез желудка у доношенных детей раннего возраста.

Уже к 8—10-месячному возрасту кислотность желудочного сока и его пищеварительная активность в отношении белков значительно возрастает, к 3 годам приближается к показателям взрослого человека и к 10 — 13 годам становится такой же, как у взрослых.

Переваривание жиров в желудке у детей раннего возраста происходит большей частью при участии фермента липазы, которая в значительном количестве содержится в грудном молоке. В то же время жиры коровьего молока в желудке детей раннего возраста почти не перевариваются, а значит, и не усваиваются, потому что активность желудочной липазы недостаточна для их переваривания.

Углеводы, поступающие с пищей, частично расщепляются в желудке йод влиянием фермента слюны амилазы. Эвакуация пищи из желудка у новорожденных и грудных детей замедленная, что объясняется несовершенством нерв­ных регуляторных механизмов.

При естественном вскармливании желудок освобождается от пищи через 2,5 часа, а при искусственном этот период удлиняется и составляет 3—4 часа.

В первые месяцы жизни желудок растет особенно интенсивно. Вместимость его с возрастом заметно увеличивается. У доношенного новорожденного она составляет 30—35 мл, в 3 месяца — 100 мл, в 12 месяцев — 250—300 мл, в 2—3 года — 400—600 мл. К десятому году жизни желудок приобретает форму, характерную для желудка взрослого человека. 

По материалам книги Дерюгиной М.П.

«Диетическое питание детей»

Источник: https://www.dgorodok.ru/zdorove/novorozhdennyj/ob-osobennostyakh-novorozhdennogo/112-stroenie-i-funktsii-organov-pishchevareniya-u-detej-chast-1

Особенности пищеварения у детей раннего возраста. Колики

Особенности пищеварения у детей

Самые распространенные нарушения со стороны пищеварительного тракта в детском возрасте, к счастью, функциональные, т.е. не связанные с изменением структуры органа.

Обычно функциональные нарушения связывают с изменением двигательной функции, незрелостью ферментативной, всасывающей функций пищеварительной системы.

Наиболее распространенными функциональными нарушениями ЖКТ у детей первого года жизни являются: кишечные колики, синдром срыгиваний (регургитации), функциональные запоры.

Младенческие колики – что это такое?

Неконтролируемый и непрерывный плач ребенка в течение нескольких часов может быть вызван коликами, особенно, если ребенок хорошо ест и обычно ведет себя спокойно.

Колики у младенцев не представляют опасности для здоровья, но, естественно, беспокоят родителей. Колики наблюдаются почти у всех младенцев.

Младенческие колики могут начаться у малыша в возрасте двух недель и продолжаться до трех месяцев.

Причины колик у младенцев:

Точные причины колик у младенцев науке неизвестны. Раньше принято было связывать их с расстройством пищеварения у ребенка. Метеоризм ухудшает колики, но нельзя с уверенностью утверждать, что это единственная причина. Возможной причиной колик у младенцев нередко называют неразвитую нервную систему.

Симптомы колик :

  • Неконтролируемый крик ребенка в послеобеденное и вечернее время
  • Ребенок не может успокоиться, постоянно ворочается
  • Младенцы поднимают головку и подтягивают ноги к животу
  • Лицо ребенка внезапно краснеет
  • Ножки младенца становятся холодными
  • Ребенок плотно сжимает кулаки
  • Ребенок не хочет спать или часто просыпается
  • Некоторые дети отказываются есть, когда у них колики

Массаж живота, теплая пеленка, выкладывание маме на живот могут облегчить состояние. При неэффективности рекомендуется прием Бэби Калма или Эспумизана (Саб Симплекса).

Под синдромом срыгиваний понимают заброс содержимого желудка в ротовую полость. Чаще всего срыгивания наблюдаются в первые 4–5 мес жизни. Им способствуют: быстрое сосание, заглатывание воздуха, перекорм, нарушение режима кормления, неадекватный подбор смесей и др.; пилороспазм; перинатальное поражение центральной нервной системы (ЦНС).

Правильное прикладывание к груди или кормление из рожка уменьшает срыгивания. Важно также выкладывать ребенка на живот перед кормлением и вертикальное положение в течение 20 мин после него. Часто срыгивающим деткам необходимо создавать возвышенное положение в кровати на боку. Можно приподнять ножки кровати на 10-15 см с одной стороны.

Обычно к 3 месяцам количество эпизодов срыгиваний значительно уменьшается. Если упорные срыгивания сохраняются, это значит, что ребенок нуждается в дополнительном обследовании и назначении диетотерапии.

При искусственном вскармливании также необходимо обратить внимание на режим кормления ребенка, адекватность подбора молочных смесей, их объем, который должен соответствовать возрасту и массе тела ребенка. Ребенок должен получать адаптированную молочную смесь.

Предпочтение отдается специальным антирефлюксным молочным смесям, так как они в желудке образует более плотный сгусток, что замедляет опорожнение. При неэффективности диетотерапии ее необходимо сочетать с медикаментозным лечением.

Обращаясь к врачу, обратите внимание на связь срыгивания с едой (возникают сразу после кормления или отсроченные).

Под запорами понимают нарушения дефекации, которые проявляются увеличением интервалов между актами дефекации по сравнению с индивидуальной физиологической нормой и/или с систематическим неполным опорожнением кишечника.

Проявляется это удлинением интервалов между актами дефекации (более чем на 32–36 ч); длительным периодом натуживания — не менее 25% от общего времени дефекации, плотной консистенцией кала (необязательный признак).

Возникновение запоров обусловлено дискинезией толстой кишки (слабые или сильные сокращения), нарушением акта дефекации — (спазм сфинктеров прямой кишки, ослабление гладкой мускулатуры и др.) или сочетанием этих факторов.

К факторам риска развития запоров у детей первого года жизни следует отнести раннее искусственное вскармливание, перинатальное поражение ЦНС, недоношенность, незрелость новорожденного, пищевую непереносимость, дисбиоз кишечника, отягощенную наследственность по желудочно-кишечным заболеваниям. Лечение функциональных запоров у детей первого года жизни включает в себя диетотерапию и при необходимости медикаментозное лечение. Назначение диетотерапии зависит от вида вскармливания.

У детей, находящихся на грудном вскармливании, необходимо нормализовать режим питания для исключения перекорма.

Учитывая тот факт, что состав грудного молока в определенной мере зависит от рациона питания матери, необходимо провести коррекцию пищевого рациона женщины.

Из рациона матери следует максимально исключить продукты с высоким количеством животных жиров, заменив их растительными маслами.

Отмечается прямая связь возникновения запоров у детей с аналогичными проблемами у матери в послеродовом периоде, поэтому в рацион питания кормящей женщины необходимо включать продукты, стимулирующие моторику кишечника, — кисломолочные продукты, продукты с высоким содержанием пищевых веществ (овощи, фрукты, сухофрукты, крупы, хлеб грубого помола и др.), необходимо соблюдать оптимальный питьевой режим.

Поскольку запоры у детей первых месяцев жизни часто являются проявлением пищевой аллергии, из рациона питания матери следует вывести продукты с высоким аллергическим потенциалом, и особенно коровье молоко, рыбу, орехи, потребление которых служит наиболее распространенной причиной пищевой аллергии у детей первого года жизни. Введение продуктов прикорма в рацион питания страдающих запорами детей, находящихся на естественном вскармливании, должно осуществляться, в соответствии с рекомендуемой схемой вскармливания, не ранее 4–5 месяцев жизни.

Прикорм у детей с функциональными запорами следует начинать с введения продуктов с высоким содержанием пищевых волокон: фруктовые соки с мякотью (яблочный, сливовый, черносливовый, абрикосовый и др.

), фруктовые пюре из тех же плодов, затем овощное пюре (пюре из кабачка, цветной капусты и др.), зерновой прикорм — гречневая, кукурузная каши.

При отсутствии эффекта от проводимой диетологической коррекции ее необходимо сочетать с медикаментозной терапией — препаратами лактулозы (дюфалак, нормазе, лактусан и др.)

Для детей с запорами на искусственном вскармливании можно рекомендовать смеси, в состав которых входят олигосахариды, которые обладают выраженным пребиотическим эффектом, а также несколько стимулируют моторику кишечника («Сэмпер Бифидус»), Эта смесь может быть рекомендована для суточного кормления в полном объеме или в количестве 1/3–1/2 от необходимого объема в каждое кормление, в сочетании с обычной адаптированной молочной смесью. Смесь назначается до достижения стойкого лечебного эффекта. После этого вопрос о целесообразности продолжения вскармливания смесью с лактулозой должен решаться врачем индивидуально — в зависимости от состояния ребенка. Могут также использоваться и другие смеси, такие как «Фрисовом » (Фризленд Фудс, Нидерланды), «Нутрилон Комфорт» (Нутриция, Нидерланды).

Часто сопровождает эти состояния дисбактериоз кишечника, т.е нарушение количества и соотношения флоры. Он никогда не является самостоятельным диагнозом и чаще носит временный характер. При этом стул может быть учащенным или же наоборот редким.

Отклонения от нормы частоты и внешнего вида стула не всегда означает, что ребенок обязательно чем-то болен. Однако, стул ребенка может быть полезным признаком достаточности питания или симптомом аллергии.

В таких случаях изменение способа кормления или устранения аллергена – все что требуется для решения проблемы.

Часто родители настаивают на регулярном обследовании ребенка на дисбактериоз, не понимая, что созревание кишечной флоры требует времени и может состоятся и без нашего вмешательства. Постоянный прием биопрепаратов также необоснован.

Таким же временным и вторичным состоянием является лактазная недостаточность- снижение количества фермента, переваривающего молочный сахар. Это состояние проявляется разжиженным и пенистым стулом, вздутием живота при приеме молока. При устранении основной причины расстройства (кишечная инфекция, пищевая аллергия…) уходит и она.

Первичная лактазная недостаточность генетически обусловлена и встречается, к счастью, редко.

Таким образом, функциональные расстройства со стороны пищеварительной системы не нуждаются в усиленном лечении, а чаще требуют нормализации режима и характера вкармливания и, особенно, нашего терпения.

Источник: https://www.mc21.ru/mama/articles/healthkids/143/

Особенности пищеварения у детей

Особенности пищеварения у детей

Система пищеварения у детей существенно отличается от таковой у взрослых. Вот поэтому некоторые продукты детям нужно давать с определенного возраста, и то — дозировано. Например, грибы. Как же меняется с возрастом эта система детского организма?

Возрастные особенности пищеварительной системы

Характерной особенностью детской системы пищеварения является нежность слизистых оболочек органов ЖКТ, обильное кровоснабжение и недоразвитие их эластичности.

Железы детского кишечника и желудка до периода школьного возраста развиты не до конца и малочисленны.

Поэтому в желудочном соке ребенка низкая концентрация соляной кислоты, а это снижает бактерицидные свойства пищеварения и, конечно же, повышает чувствительность деток к желудочно-кишечным инфекциям.

Количество желез в желудке интенсивно увеличивается до 10 лет, а в 14-15 лет почти соответствует уровню взрослого человека.

И состав ферментов желудочного сока меняется в первые годы жизни. Так, фермент химозин, действующий на молочные белки, активно вырабатывается железами желудка в первые 2 года жизни, затем его выработка снижается. У взрослых, для сравнения, этот фермент почти отсутствует.

Активность иных ферментов желудочного сока нарастает к 15-16 годам и в этом возрасте уже достигает взрослого уровня. Возрастной особенностью системы пищеварения ребенка является то, что до 10 лет очень активно в желудке происходят процессы всасывания.

У взрослых эти процессы осуществляются только в тонком кишечнике.

То есть развитие органов пищеварения у детей происходит параллельно с развитием всего организма. И это развитие делится на периоды первого года жизни, дошкольного возраста и подросткового.

В это время работа органов пищеварения контролируется нервной системой и зависит от состояния коры головного мозга. В процессе формирования системы пищеварения у детей легко вырабатываются рефлексы на время приема еды, её состав и количество.

Анатомо-физиологические особенности органов пищеварения у детей раннего возраста

Пищевод у деток раннего возраста имеет форму веретена. Он короткий и узкий. У детей в год жизни его длина составляет 12 см. На слизистой пищевода нет желез. Его стенки тонкие, но он хорошо снабжается кровью.

Желудок у детей раннего возраста расположен горизонтально. И по мере развития ребенка он занимает вертикальное положение. К 7-10 годам желудок уже размещен так, как у взрослых. Слизистая желудка толстая, а барьерная активность желудочного сока по сравнению с взрослыми низкая.

Главным ферментом желудочного сока служит сычужный фермент. Он обеспечивает створаживание молока.

Поджелудочная железа ребенка раннего возраста имеет маленькие размеры. У новорожденного это 5-6 сантиметров. Уже в 10 лет она вырастет втрое. Этот орган отлично снабжен кровеносными сосудами. Поджелудочная железа вырабатывает поджелудочный сок.

Самым большим органом пищеварительной системы в раннем возрасте, занимающим треть брюшной полости, является печень. В 11 месяцев ее масса удваивается, к 2-3 годам утраивается. Возможности печени в таком возрасте довольно низкие.

Желчный пузырь в раннем возрасте достигает размера 3 сантиметра. Грушевидную форму он обретает к 7 месяцам. Уже в 2 года детский желчный пузырь достигает края печени.

Для деток до года большое значение имеют вещества, поступающие с молоком матери. С введением прикорма активизируются механизмы систем ферментов ребенка.

Анатомо-физиологические особенности органов пищеварения у детей дошкольного возраста

В дошкольном возрасте у деток продолжается рост и развитие органов пищеварения. Однако по причине разных темпов общего роста и развития до 3 лет край печени выходит из зоны правого подреберья, без труда пальпируется на 1-2 см ниже дуги ребер.

Поджелудочная железа малыша очень активно развивается до 1 года, а затем скачок в ее развитии происходит в 5-7 лет. По своим параметрам этот орган достигает уровня взрослого лишь к 16 годам. Такие же темпы развития характерны печени ребенка и всем отделам кишечника.

В связи с развитием органов пищеварения деткам до 3 лет нужны ограничения в питании.

Следует отметить, что в дошкольном возрасте у детей острые расстройства пищеварения встречаются очень часто. Однако протекают они чаще всего легче, нежели у деток первого года жизни.

Родителям детей дошкольного возраста важно правильно кормить детей, учитывая и рост их зубов, и режим, и сбалансированность питания.

Тяжелые для желудка продукты, с которыми легко справляется желудок взрослого человека, нередко отторгаются детским организмом, вызывая несварение желудка.

Пищеварение у подростков и его особенности

В подростковом возрасте органы пищеварения уже развиты хорошо. Они активно функционируют, а сам процесс пищеварения почти не отличается от взрослых. Частота опорожнения кишечника в подростковом возрасте составляет 1-2 раза в день.

В 12 лет на гладкой ранее поверхности поджелудочной железы появляется бугристость. Эти бугорочки обусловлены выделением долек поджелудочной железы.

Печень детей тоже активно увеличивается. Так, к 8 годам она вырастает в 5 раз по сравнению с размером при рождении, к 16-17 годам ее масса возрастает в 10 раз.

Следует отметить, что уже с 7 лет нижний край этого органа не пальпируется в положении лежа. К 8 годам жизни гистологическое строение печени ребенка такое же, как и у взрослых.

 Жёлчный пузырь к 10-12 годам возрастает в размерах почти в 2 раза.

Необходимо учесть специфику строения желудочно-кишечного тракта подростков при организации их питания. Речь идет о ежедневном соблюдении режима питания и его организации в школе. Ведь диетологи констатируют, что для развития здоровой системы пищеварения детям школьного возраста нужно принимать пищу четыре раза в день в связи с их энергетическими затратами.

Нарушение пищеварения у детей

Проблемы с желудочно-кишечным трактом у детей возникают довольно часто. Особенно это характерно раннему возрасту. Диарея либо запор не только портят самочувствие детей, но и заставляют родителей корректировать их питание.

Если у вашего ребенка в дошкольном возрасте такие расстройства возникают часто, то не следует полагаться на себя, а нужно проконсультироваться у хорошего опытного педиатра.

Обращаться к доктору родители должны и потому, что только врач может определить начало серьезной патологии.

Диарею может вызывать инфекция, а функциональную диарею провоцируют даже стрессы ребенка. Тогда у него стул кашицеобразный или жидкий. Возникает он 2-4 раза в сутки, но без примесей гноя и крови.

Немытые руки и грязная вода, даже проглоченная невзначай при купании, несвежие продукты или недостаточно обработанные термически являются главными причинами кишечных инфекций у детей.

Симптомы кишечных инфекций — это рвота и частый понос, боли в желудке и повышение температуры тела. Когда у ребенка случается диарея, то только врач может исключить хирургическую патологию и инфекцию в кишечнике.

опасность детских кишечных инфекций — обезвоживание организма. Дитя с поносом утрачивает много жидкости, а пить вволю не может из-за рвоты.

Предупреждение кишечных инфекций — это соблюдение простых правил гигиены:

  1. Употребление лишь кипяченой или минеральной столовой воды.
  2. Мытье рук перед едой и после туалета.
  3. Табу на покупку продуктов со стихийных рынков, особенно тех, которые продаются с земли. Отсутствие санитарного контроля может спровоцировать серьезные проблемы с пищеварением. Например, на таких рынках часто продают молоко лейкозных коров.
  4. Правильное хранение продуктов и контроль над сроками их годности.
  5. Тщательное мытье овощей и фруктов перед их употреблением. 

Огромное значение в профилактике расстройств пищеварения играет диетическое питание. Дети хотя бы до шестимесячного возраста должны питаться материнским молоком.

Это их иммунитет и своеобразная прививка для органов ЖКТ. Детишек до трехлетнего возраста нельзя кормить жирными и острыми продуктами, шоколадом и наваристыми бульонами.

Пища для таких малышей должна готовиться на пару. Хорошо, если вы будете запекать ее, а не жарить.

Не менее распространенной проблемой нарушения пищеварения у детей является запор. Его провоцирует обычно ранний переход на искусственное вскармливание, введение прикорма раньше срока, недостаток жидкости у ребенка.

Родители должны знать об еще одной особенности запоров у детей. Это подавление позыва на дефекацию за пределами дома. Такое явление характерно стеснительным ребятишкам и может происходить, например, в период адаптации к садику. Со временем такая негативная привычка приводит к затвердению каловых масс, травмированию слизистой прямой кишки. Следствием этого бывает боязнь дефекации.

А еще запоры могут быть результатом хронических патологий пищеварительной и эндокринной систем, частого употребления определенных лекарств. Поэтому родителям нужно следить за стулом малыша, за изменениями в его поведении и вовремя обращаться за помощью к педиатрам во избежание развития хронических недугов пищеварения.

Специально для nashidetki.net- Диана Руденко

Источник: https://nashidetki.net/zdorove-rebenka/osobennosti-pishchevareniya-u-detej.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.