Особенности реакций организма детей на физическую нагрузку

Реакции организма на нагрузку

Особенности реакций организма детей на физическую нагрузку

Спортивная нагрузка влияет на органы и функции нашего тела. Степень такого воздействия зависит от силы нервно-физического раздражения и от текущей ситуации, в которой проходит тренировка или соревнование.

Организм спортсмена отнюдь не мгновенно перерабатывает всю сумму физических воздействий, полученных во время тренировки. Должно пройти несколько дней, а то и недель, чтобы сказался реальный ее эффект.

Двигательная программа

Любая нагрузка на организм рано или поздно вызывает реакторное утомление. Режим тренировок опирается как на взлет физической активности организма, так и на его реакцию-утомление, стремление разложить нагрузку на сравнительно легко переносимые доли, чтобы как можно дальше отодвинуть фазу реакторного утомления.

Нагрузка воспринимается как сигнал нервного раздражения, перерабатывающийся по методу саморегуляции. Свои реакции приспособления организм программирует на молекулярном уровне. Однако центральный уровень саморегуляции – центральная нервная система спортсмена, его мозг.

Отсюда приходит решение принять и освоить нагрузку. Центры мозга, обрабатывающие информацию о состоянии органов, находящихся под нагрузкой, разрабатывают «двигательный черновик», который основывается на стабильной моторной программе. Эту стабильную, базовую программу утвердила в нашем организме эволюция.

Утвердила в виде физических инстинктов.

Из сочетания «двигательного черновика», учитывающего текущую обстановку, и стабильной моторной программы, которая как бы рассчитана на любую обстановку, требующую физических действий, мозжечок создает конкретную, сиюминутную двигательную программу, рассчитанную на то, чтобы выдержать текущую нагрузку.

На основе этой программы осуществляется нервное управление различными типами мышечных волокон: быстрыми и медленными. Соответственно этому распределяется и нагрузка на различные мышечные участки, на органы и анатомические зоны.

Реализация двигательной программы

Выполнение двигательной программы поддерживается различными системами организма:

  • вегетативной нервной системой;
  • системой кровообращения;
  • обменом веществ, включая его энергетическую составляющую;
  • гормональной системой;
  • иммунной системой;
  • механизмом температурной регуляции;
  • контролем водного и электролитического запаса.

При правильной организации тренировок сумма текущих двигательных программ тоже складывается в стабильную программу.

Ее преимущество в том, что, с одной стороны, она учитывает все особенности движения, накладываемые конкретным видом спорта, а с другой стороны переводит их на базовый, инстинктивный уровень.

Именно этим закладывается готовность спортсмена – если, например, речь идет о беге – преодолеть определенную дистанцию с определенной скоростью, что приведет его к победе на будущих соревнованиях.

Если же реальные нагрузки, которым подвергается спортсмен на соревнованиях, превосходят границы заложенной на тренировках стабильной программы, то фаза реакторного утомления наступает слишком рано – до финиша.

Нагрузки и разгрузки

Раннее наступление реакторной фазы утомления еще не означает, что организм «полностью выключается». Первым делом он высвобождает резервы для переработки дополнительных нагрузок и для соответствующего двигательного ответа.

То, что в спорте принято называть вторым дыханием, – вполне реальный фактор.

Нужно лишь знать о том, что биологические расходы организма на поддержку второго дыхания выше, чем на переработку «плановых нагрузок» в рамках стабильной двигательной программы.

Чтобы избежать чрезмерного напряжения и не надорвать сил, на смену повышенным нагрузкам, когда мобилизуются все ресурсы организма, обязательно должна прийти фаза расслабления. Это тоже должно быть заложено в режим тренировок.

Хорошее самочувствие спортсмена обусловлено разумным чередованием нагрузок и расслабления. Этим же обусловлена и его выносливость.

При взвешенном чередовании нагрузок и расслабления можно систематически наращивать тренировочные нагрузки.

Продолжительный период тренировок с постепенным повышением нагрузок подводит спортсмена к достижению более высоких результатов. К суммарному времени тренировок должны быть отнесены и периоды расслабления (восстановления сил, регенерации). Тут можно быть уверенным, что более высокие результаты потребуют от организма спортсмена сравнительно невысоких дополнительных затрат.

Если же «внезапно» поставить спортсмена, даже хорошо тренированного, перед задачей достичь более высокого результата, то дополнительные биологические затраты организма окажутся слишком высокими, а результат не оправдает физических потерь.

Когда нагрузки становятся привычными?

Приспособление организма к новому режиму нагрузок тоже происходит не сразу. Целый комплекс серьезных изменений должен произойти в организме, прежде чем повышенные нагрузки станут привычными.

Для режима профессиональной подготовки спортсмена специалисты называют срок в 4-6 недель, в течение которого завершаются все процессы адаптации к повышенным нагрузкам.

Адаптация состоит из трех важнейших фаз:

  1. Перестройка всех систем внутренней физической мобилизации.
  2. Отдых организма, физическая регенерация (восстановление сил).
  3. Продуктивный физический ответ на новый режим нагрузок (завершение адаптации).

Словом, чтобы спортсмену подняться на новую ступень выносливости и отдачи сил, требуется месяц-полтора, не менее. А сколько новых ступеней впереди? И для каждой – такой же отрезок времени.

Исходя из этих показателей и следует планировать программу подготовки к новым ответственным соревнованиям, к новым рекордам.

Источник: http://www.wp-german-med.ru/sport-medicina/546-organizm-nagruzka.html

Возрастные особенности реакции сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку

Особенности реакций организма детей на физическую нагрузку

46. Возрастные особенности реакции сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку

Реакция детского организма на физическую нагрузку меняется по мере роста и развития организма. На динамическое физическая нагрузка дети и подростки реагируют повышением частоты сердечных сокращений, максимального артериального давления. Чем меньше возраст ребенка, тем в большей степени они реагируют даже на небольшое физическая нагрузка.

  Дети и подростки, которые занимаются физической культурой и трудом строго нормируемыми нагрузками, тренируют сердечно-сосудистую систему, повышают ее функциональные и резервные возможности. В них возрастает работоспособность, выносливость организма по сравнению с нетренованими сверстниками.

В ответ на физическую нагрузку увеличивается объем крови, который прокачивается сердцем за минуту (минутный объем крови). У тренированных детей это происходит за счет скорее увеличение систолического объема чем частоты сердечных сокращений.

Во время максимальных физических нагрузок у тренированных подростков, в отличие от нетренированных, минутного объема крови достаточно для обеспечения всех органов кислородом.   У школьников-спортсменов после дозированной физической нагрузки (20 приседаний за 30 сек.

) частота сердечных сокращений увеличивается на 60-70% (у нетренированных на 100%), максимальное артериальное давление повышается на 25-30%, минимальный снижается на 20-25% (в нетренированных соответственно на 40% и 5-10%).

У подростков со скрытой недостаточностью сердечно-сосудистой системы эти показатели еще хуже: максимальное артериальное давление снижается, минимальный – повышается, время на восстановление сил продолжается более 3 мин., появляется одышка, головокружение.

Если такие же признаки появляются у спортсменов, это является свидетельством перетренировки организма вследствие неправильно нормированных физических нагрузок.  Во время статического физической нагрузки (длительное сидения, стояния и т.д.) растет и максимальный и минимальный артериальное давление у тренированных и нетренированных детей и подростков.

Такая реакция происходит даже на легкое статическая нагрузка (30% от силы сжатия ручного динамометра) и регистрируется в течение 5 мин. после прекращения нагрузки. В начале учебного года эти показатели меньше чем в конце. Длительное статическая нагрузка может вызвать у школьников спазм артериол (общий кровяное давление при этом повышается), может способствовать возникновению органических изменений сердечных мышц, клапанов.  

Одной из мер профилактики сердечно-сосудистых заболеваний является увеличение двигательной активности школьников во время учебного процесса в пределах возрастных границ допустимых физических нагрузок.

48. Дыхательная система

Природа наделила человека правильным ,гармоничным дыханием ,которое саморегулируется в зависимости от потребностей кислорода организмом.

 Процесс дыхания начинается со вздоха воздуха  ,содержащего кислород,  который используется при биологическом окислении конечных продуктов обмена веществ и последующего выдоха с удалением углерода .Различают два типа дыхания: внешнее и клеточное.

 Основу внешнего дыхания составляет дыхательный акт ,который возможен благодаря сокращению дыхательных мышц. Если наше дыхание спокойно ,то дыхательный акт совершается с участием диафрагмы и наружных мышц.  При глубоком напряженном вдохе дополнительно подключаются мышцы туловища и шеи.

 В момент вдоха в организм человека с воздуха поступает кислород. Его количество определяет глубину дыхания. В среднем в организм поступает от 400 до 800 мл воздуха за один вдох  .Глубина дыхания больше у мужчин ,чем у у женщин. У находящегося в состоянии покоя взрослого человека частота дыхания составляет 12-18 раз в минуту  .

Во время нагрузки она возрастает до 30-40 раз в минуту. Контроль за частотой дыхания,а также его саморегуляцией выполняет дыхательный центр-нервное образование ,находящееся в мозгу и обеспечивает слаженную работу дыхательных мышц.Челок может влиять на частоту и глубину своего дыхания.

Например,мы задерживаем дыхание при плавании под водой.Но мы не можем долго влиять на этот процесс,  так как при длительной задержке дыхания мозг испытывает кислородное голодание,его дыхательный центр остается без стимуляции,  что может привести к потере сознания и даже смерти.

 Наши легкие выполняют две функции: доставка с воздухом кислорода при вдохе и выведение при выдохе углерода. Легкие, сердце и кровеносные сосуды доставляют кислород из вдыхаемого воздуха к тканям и клеткам тела для выработки энергии. нос его основная функция-быть органом дыхания и обоняния. 

Нос Именно он первым встречается с потоком вдыхаемого воздуха ,а также предохраняет дыхательные пути от попадания пыли либо иных инородных тел. 

Первым встречается с потоком вдыхаемого воздуха,а также предохраняет дыхательные пути от попадания пыли либо иных инородных тел. Полость носа занимает почти центральное положение в лицевом черепе .К полости носа относятся собственно носовую полость и придаточные пазухи.  
Нос -наиболее выступающая часть головы и является органом дыхания и одновременно начальным отдельным отделом дыхательной системы. Верхняя часть это частично костная ткань ,а частично хрящи. Верхняя часть носа состоит из двух костей,которые расположены между костями глазной  орбиты. Носовые хрящи и хрящи ноздрей делают кончик носа достаточно подвижным. 
Внутренняя часть носа состоит из двух полостей, разделенных между собой костно-хрящевой перегородкой. Каждая из ноздрей покрыта внутри слизистой оболочкой ,а также жесткими волосками. Задняя часть полости носа разделена тремя костными выступами ,которые называются носовыми раковинами, на три хода. Каждый ход покрыт слизистой оболочкой,хорошо снабжаемой кровью. 
Благодаря этому вдыхаемый воздух увлажняется и нагревается, но это также становится причиной носовых кровотечений. Ежедневно слизистая оболочка носовой полости вырабатывает примерно 0,5л слизи.

Гортаноглотка Традиционно под словом горло понимают часть нашего организма которая ведет в дыхательный и пищеварительный тракты .В пищеварительной системе она соединяется с пищеводом, а в дыхательной -с трахеей. 
натомически в горле выделяют два участка: глотка и гортань. 
Глотка выполняет функцию проведения воздуха в легкие, а пищи-в пищевод.

Функция гортани заключается в проведении воздуха в трахею и выводу из нее, также гортань участвует в образовании звуков, составляющих голос. 
Глотка находится позади ротовой полости и идет вниз внутри шеи. она имеет большое количество мышц. 
Условно ее делят на три части: носоглотку, ротовую и гортанную части.

 
Носоглотка-самая верхняя часть глотки-расположена выше мягкого неба и сообщается с задним отделом носовой полости. 
В носоглотке с обеих сторон головы находится отверстие евстахиевой трубы ,соединяющей среднее ухо с горлом. Через этот проход микроорганизмы ротовой и носовой полости могут свободно попадать в среднее ухо.

 
На верхней стенке возможно также разрастание глоточной миндалины ,известное как аденоиды,  они могут затруднять носовое дыхание и понижать слух. 
Вторая часть глотки-ротовая-находится сзади за ротовой полостью. По ней воздух проходит изо рта в легкие .

Сокращение мышц глотки помогают также в образовании звуков речи  ,а с помощью языка участвуют в процессе проталкивания пищи к пищеводу. Кроме того в ротовой части глотки расположены миндалины, относящиеся к лимфатической системе. 
Миндалины стоят на защите организма от болезнетворных микробов. 
Третья часть глотки-участвует лишь в процессе глотания.

Гортань соединяется с подъязычной костью сухожильной мембраной .Поскольку глотка работает на две системы:  участвует в прохождении воздуха в легкие ,а пищи-в пищевод.

Трахея Трахея как отмечалось выше, горло соединяется с трахеей, верхний отдел которой и расположен в передней его части. Сама же трахея находится впереди пищевода и начинается ниже перстневидного хряща. 
Трахея состоит из хрящевых полуколец ,соединенных связками. Благодаря им образуемая в результате трубка защищена от смыкания .

У основания шеи трахею можно легко прощупать через кожу. У верхнего отдела шеи трахея покрыта щитовидным хрящом который особенно хорошо просматривается у мужчин. 
В грудной клетке трахея разделяется на два главных бронха.

Изнутри трахея выстлана слизистой оболочкой, на которой имеются реснички, способствующие выведению из нее микробов и пыли.

Легкие Они расположены в грудной полости ,их дыхательная поверхность приблизительно в 75 раз превышает поверхность тела человека.. 
Правое и левое легкие состоят из отдельных  долей .В правом их три :верхняя, средняя и нижняя ,а левом две: верхняя и нижняя.. 
Доли в свою очередь делятся на легочные сегменты.

Основу их образуют разветвляющиеся бронхи, которые переходят в воздушные мешочки ,называемые альвеолами .Вдоль правого и левого бронхов в легкие входят легочные артерии.Они делятся на мелкие кровеносные сосуды,  которые проходят по бронхиолам и обеспечивают кровоснабжение ткани легких..

 
Атмосферный воздух поступает в легкие через трахею и главные бронхи,  а затем на бронхиолы.

49. Фазы дыхания. Объем легкого ( легких ). Частота дыхания. Глубина дыхания. Легочные объемы воздуха. Дыхательный объем. Резервный, остаточный объем. Емкость легких

Процесс внешнего дыхания обусловлен изменением объема воздуха в легких в течение фаз вдоха и выдоха дыхательного цикла. При спокойном дыхании соотношение длительности вдоха к выдоху в дыхательном цикле равняется в среднем 1:1,3. Внешнее дыхание человека характеризуется частотой и глубиной дыхательных движений.

Частота дыхания человека измеряется количеством дыхательных циклов в течение 1 мин и ее величина в покое у взрослого человека варьирует от 12 до 20 в 1 мин. Этот показатель внешнего дыхания возрастает при физической работе, повышении температуры окружающей среды, а также изменяется с возрастом.

Например, у новорожденных частота дыхания равна 60—70 в 1 мин, а у людей в возрасте 25—30 лет — в среднем 16 в 1 мин. Глубина дыхания определяется по объему вдыхаемого и выдыхаемого воздуха в течение одного дыхательного цикла.

Произведение частоты дыхательных движений на их глубину характеризует основную величину внешнего дыхания — вентиляцию легких. Количественной мерой вентиляции легких является минутный объем дыхания — это объем воздуха, который человек вдыхает и выдыхает за 1 мин.

Величина минутного объема дыхания человека в покое варьирует в пределах 6—8 л. При физической работе у человека минутный объем дыхания может возрастать в 7—10 раз.

Рис. 10.5. Объемы и емкости воздуха в легких человека и кривая (спирограмма) изменения объема воздуха в легких при спокойном дыхании, глубоком вдохе и выдохе. ФОЕ — функциональная остаточная емкость.

Легочные объемы воздуха. В физиологии дыхания принята единая номенклатура легочных объемов у человека, которые заполняют легкие при спокойном и глубоком дыхании в фазу вдоха и выдоха дыхательного цикла (рис. 10.5).

Легочный объем, который вдыхается или выдыхается человеком при спокойном дыхании, называется дыхательным объемом. Его величина при спокойном дыхании составляет в среднем 500 мл.

Максимальное количество воздуха, которое может вдохнуть человек сверх дыхательного объема, называется резервным объемом вдоха (в среднем 3000 мл).

Максимальное количество воздуха, которое может выдохнуть человек после спокойного выдоха, называется резервным объемом выдоха (в среднем 1100 мл). Наконец, количество воздуха, которое остается в легких после максимального выдоха, называется остаточным объемом, его величина равна примерно 1200 мл.

Сумма величин двух легочных объемов и более называется легочной емкостью. Объем воздуха в легких человека характеризуется инспираторной емкостью легких, жизненной емкостью легких и функциональной остаточной емкостью легких. Инспираторная емкость легких (3500 мл) представляет собой сумму дыхательного объема и резервного объема вдоха.

Жизненная емкость легких (4600 мл) включает в себя дыхательный объем и резервные объемы вдоха и выдоха. Функциональная остаточная емкость легких (1600 мл) представляет собой сумму резервного объема выдоха и остаточного объема легких.

Сумма жизненной емкости легких и остаточного объема называется общей емкостью легких, величина которой у человека в среднем равна 5700 мл.

При вдохе легкие человека за счет сокращения диафрагмы и наружных межреберных мышц начинают увеличивать свой объем с уровня функциональной остаточной емкости, и его величина при спокойном дыхании составляет дыхательный объем, а при глубоком дыхании — достигает различных величин резервного объема вдоха. При выдохе объем легких вновь возвращается к исходному уровню функциональной остаточной емкости пассивно, за счет эластической тяги легких. Если в объем выдыхаемого воздуха начинает входит воздух функциональной остаточной емкости, что имеет место при глубоком дыхании, а также при кашле или чиханье, то выдох осуществляться за счет сокращения мышц брюшной стенки. В этом случае величина внутриплеврального давления, как правило, становится выше атмосферного давления, что обусловливает наибольшую скорость потока воздуха в дыхательных путях.

Минутный объем дыхания человека в зависимости от возраста, пола и уровня физической активности (л/мин)

Объект исследованияСостояние  покояЛегкая  деятельностьТяжелая  работаРабота  максимальной степени тяжести
Взрослый мужчина 30 лет7,52043111
Взрослая женщина 30 лет6,0192590
Юноша 14 – 16 лет5,2113
Девушка 14 – 16 лет4,588
Ребенок 10 лет4,81471
Ребенок 1 год1,44,2
Новорожденный0,51,5

Источник: http://stud24.ru/sport/vozrastnye-osobennosti-reakcii-serdechnososudistoj-sistemy/398799-1348123-page1.html

Особенности организма и адаптации к физическим нагрузкам детей среднего и старшего школьного возраста (стр. 1 из 10)

Особенности реакций организма детей на физическую нагрузку

Министерство образования и науки Российской Федерации

Департамент образования, культуры и спорта Орловской области

Управление образования и молодежной политики

Областное государственное образовательное учреждение

Выпускная квалификационная работа

Особенности организма и адаптации к физическим нагрузкам детей среднего и старшего школьного возраста

Орел-2010

школьный адаптация физическая тренировка

Введение

1. Физиологические особенности нервной системы, высшей нервной деятельности и сенсорных систем

1.1 Развитие нервной системы

1.2 Развитие сенсорных систем

2. Физическое развитие детей среднего и старшего школьного возраста

2.1 Особенности крови, кровообращения, дыхания

2.2 Особенности пищеварения, выделения и эндокринной системы

3. Физиологические особенности адаптации детей среднего и старшего школьного возраста к физическим нагрузкам

3.1 Совершенствование центральной регуляции движений

3.2 Развитие физических качеств

3.3 Особенности энергетики мышечной деятельности и реакций вегетативных систем на физические нагрузки

4. Влияние спортивной тренировки на развитие функций организма и динамику работоспособности

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Жизненный цикл человека после рождения делится на отдельныевозрастные периоды, то есть отрезки времени, каждый из которых характеризуется своими специфическими особенностями – функциональными, биохимическими, морфологическими и психологическими. Возрастная периодизация основана на комплексе признаков: размеры тела и отдельных органов, их масса, окостенение скелета, прорезывание зубов, развитие желез внутренней секреции, степень полового созревания, развитие мышечной силы.

С учётом количественных и качественных изменений в организме различают следующие возрастные периоды:

До 10 дней – новорожденный, до 1 года – грудной, до 3-х лет — раннее детство, до 7 лет — первое детство, до 12 лет у мальчиков и до 11 лет у девочек – подростковый, до 20-2] года – юношеский, до 35 лет – первый зрелый, до 60 лет у мужчин и 55 лет у женщин – второй зрелый, до 75 лет – пожилой, до 90 лет – старческий, после 90 лет – все люди долгожители. В связи с тем, что важным этапом в жизни каждого человека является обучение в школе, выделяют следующие периоды: дошкольный – до 7 лет, младший школьный

– до 10 лет, средний до 14 лет, старший школьный – до 17 лет. Особо отличают период полового созревания (переходный или пубертатный). Различают 2 фазы этого периода.

В этот период происходит существенная гормональная перестройка в организме, развитие вторичных половых признаков, заметное ухудшение условно-рефлекторной деятельности, двигательных навыков, возрастает утомление при нагрузках, затрудняется речь, отмечаетсянеуравновешенность эмоции и поведения.

В ходе развития наблюдаются определённые периоды формирования отдельных функций и органов, ускорение и замедление их роста. Периоды ускорения развития различных функций не совпадают.

Наиболее интенсивный рост длины тела происходит в первый год жизни и в период полового созревания.

Речь формируется до 3-х лет, речевая регуляция движений с 4-х лет, в 6 лет начинается смена зубов, основные позы осваиваются до 1 года, а основной фонд движений закладывается до 3-х лет, после 14 лет нарастает вес тела и вес сердца, до 12 лет формируется иммунитет.

В головном мозге происходит формирование полей коры больших полушарий: первичных – в первые годы жизни, вторичных (зон опознания и осмысления информации) до 5-7 лет, третичные поля (зоны прогнозирования и формирования программ поведения) функционально развиваются до 1 8-20 лет.

В связи с основными закономерностями возрастной периодизации строится программа обучения детей в школе, формируются нормы физических и умственных нагрузок. Закономерности развития учитываются в законодательстве – возможность вступить в брак, получить работу, нести ответственность за поступки.

Знание основных закономерностей возрастной периодизации необходимы всем педагогам, в том числе школьным учителям физкультуры.

Изучением возрастных особенностей детского организма занимались учёные А.Ухтомский, И.Введенский, П.Анохин, П.Лесфгат и другие.

Систематические занятия физическими упражнениями обычно

начинаются в школьном возрасте. Занятия физкультурой оказывают существенное влияние на развитие организма ребёнка, особенно на опорно-двигательную, дыхательную и сердечнососудистую системы. Важно правильно организовать занятия, правильно выбрать интенсивность нагрузок, с учётом возрастных особенностей.

Такие занятия улучшают функциональное развитие, повышают работоспособность, сохраняют и укрепляют здоровье. Вот почему заслуживает внимание изучение вопроса возрастных особенностей организма детей.

Объектом работы являются анатомо-физиологические особенности детского организма.

Предмет работы – физиологические особенности организма детей среднего и старшего школьного возраста.

Цель работы – изучить особенности развития детей среднего и старшего школьного возраста. Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

1. Изучить литературу по данному вопросу;

2. Определить особенности организма детей среднего и старшего школьного возраста;

3. Рассмотреть физиологические особенности урока физической культуры в школе.

Поставленные задачи и специфика предмета исследования обусловили использование в работе следующих методов:

1. Сравнения и анализа литературы;

2. Описательного.

Основой исследования меняются труды ученых В.В. Васильевой, А.С. Солодкова, Ю.А. Ермолаева.

1. Физиологические особенности нервной системы, высшей нервной деятельности и сенсорных систем

1.1 Развитие нервной системы

В среднем и старшем школьном возрасте значительное развитие отмечается во всех высших структурах ЦНС. К периоду половой зрелости вес головного мозга по сравнению с новорожденным увеличивается в 3.5 раза у юношей и в 3 раза у девушек.

До 13-15летпродолжается развитие промежуточного мозга. Происходит рост объема нервных волокон таламуса, дифференцирование ядер гипоталамуса. К 15-летнему возрасту взрослых размеров достигает мозжечок.

В коре больших полушарий общая длина борозд к 10 годам увеличивается в 2 раза, а площадь коры в 3 раза. У подростков заканчивается процесс миелинизации нервных путей.

Период с 9 до 12 лет характеризуется резким увеличением взаимосвязей между различным корковыми центрами, главным образом за счет роста отростков нейронов в горизонтальном направлении. Это создает морфофункциональную основу развития интегративных функций мозга, установления межсистемных взаимосвязей.

В возрасте 10-12 лет усиливаются тормозные влияния коры на подкорковые структуры. Формируется близкие к взрослому типу корково-подкорковые взаимоотношения с ведущей ролью коры больших полушарий и подчиненной ролью подкорки.

В ЭЭГ к 10- 12-летнему возрасту устанавливается взрослый тип электрической активности со стабилизацией амплитуды и частоты корковых потенциалов, выраженным доминированием альфа-ритма (8-12 колеб./с) и характерным распределения ритмической активности по поверхности коры.

При различных видах деятельности с повышением возраста от 10 до 13 лет в ЭЭГ регистрируется резкое возрастание пространственной синхронизации потенциалов разных корковых зон, что отражает установление между ними функциональных взаимосвязей.

Создается функциональная основа для системных процессов в коре, обеспечивающих высокий уровень извлечения полезной информации из афферентных сообщений, построения сложных многоцелевых поведенческих программ. У 13-летних подростков существенно улучшается способность к переработке информации, быстрому принятию решений, повышение эффективности тактического мышления.

Время решения тактических задач у них достоверно сокращается по сравнению с 10-летними. Оно мало изменяется к 16-летнему возрасту, но еще не достигает взрослых величин.

Помехоустойчивость поведенческих реакций и двигательных навыков достигает взрослого уровня уже к возрасту 13 лет. Эта способность имеет большие индивидуальные различия, она контролируется генетически и мало изменяется в процессе тренировки.

Плавное улучшение мозговых процессов у подростков нарушается номере вступления их в период полового созревания – у девочек в 11-13 лет, у мальчиков в 13-15 лет.

Этот период характеризуется ослаблением тормозных влияний коры на нижележащие структуры и «буйством» подкорки, вызывающим сильное возбуждение по всей коре и усиление эмоциональных реакций у подростков. Возрастает активность симпатического отдела нервной системы и концентрация адреналина в крови.

Ухудшается кровоснабжение мозга. Такие изменения ведут к нарушению тонкой мозаики возбужденных и заторможенных участков коры, нарушают координацию движений, ухудшают память и чувство времени. Поведение подростков становится нестабильным, часто немотивированным и агрессивным.

В межполушарных отношениях также возникают существенные изменения – временно усиливается роль правого полушария в поведенческих реакциях. У подростка ухудшается деятельность второй сигнальной системы (речевые функции), повышается значимость зрительно-пространственной информации.

Отмечаются нарушения высшей нервной деятельности – нарушаются все виды внутреннего торможения, затрудняется образование условных рефлексов, закрепление и переделка динамических стереотипов. Наблюдаются расстройства сна.

Снижение контролирующих влияний коры на поведенческие реакции приводит к внушаемости и несамостоятельности ряда подростков, которые легко перенимают вредные привычки, стараясь подражать старшим товарищам. Именно в этом возрасте чаще всего возникает тяга к табакокурению, употреблению алкоголя, приему наркотиков.

Особенно возрастает контингент зараженных вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ) и страдающих вследствие этого СПИДом (синдромом приобретенного иммунодефицита). Систематический прием сильнодействующих наркотиков приводит к смертельному исходу уже через 4 года после начала приема.

Наибольшая частота смертей регистрируется у наркоманов примерно около 21 года. Немногим больше продолжается жизнь заболевших СПИДом. Возросшее количество заболевших СПИДом за последние годы требует усиленного внимания для профилактики и контроля этого состояния.

Одним из важнейших средств профилактики вредных привычек являются занятия физическими упражнениями и спортом.

Источник: http://MirZnanii.com/a/225131/osobennosti-organizma-i-adaptatsii-k-fizicheskim-nagruzkam-detey-srednego-i-starshego-shkolnogo-vozrasta

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.