Расстройство речи у детей

Содержание

Нарушение речи у детей: причины, классификация и лечение

Расстройство речи у детей

Воспитать умственно и физически здорового ребенка представляется весьма трудной задачей. Родители должны постоянно работать над своим малышом, используя всевозможные методы воспитания. В раннем периоде жизни у детей только начинается развитие речевого дыхания, постепенно развиваются артикуляционные мышцы лица, ые связки, головной мозг.

Каждая структура активно участвует в умственном и речевом становлении человека. Тяжелым ударом для родителей становится диагноз: нарушение речи у детей. Эту проблемы следует обнаружить как можно раньше, чтобы принять соответствующие меры.

Доктора рекомендуют комплексное лечение, дыхательную гимнастику, индивидуальные занятия и психологическое воздействие.

Как проходит нормальное речевое развитие ребенка

Период становления речи начинается уже с самого рождения. С развитием структур головного мозга ребенок воспринимает все больше информации. Вследствие чего кроха издает первые звуки, которые впоследствии перерождаются в слова и предложения. Этот процесс в норме завершается к трем годам жизни. Нормальное речевое развитие проходит такие периоды:

  • 0-3 месяца. Малыши издают лишь кричащие звуки. Крик является защитной реакцией на раздражители, например, голод, боль.
  • 3-6 месяцев. В это время появляется гуление. Дети издают легкие звуки: «а-а-а-а», «у-у-у-у», «е-е-е-е»…
  • 6-9 месяцев. У шестимесячного ребенка можно отчетливо различить простые слоги: «на-на», «бо-бо». Еще в этом периоде дитя уже осознает сказанную ему информацию, просьбу, приказ. Если кроха увидит машину или велосипед, то произнесет «би-би». Если корову – «му-му».
  • 9-12 месяцев. Малыш уже говорит свое первое слово, обычно – это «мама». Также можно услышать «папа», «баба».
  • 1-3 года. На детей влияет окружающая среда, пребывание в коллективе, детском саду. Ребенок постепенно говорит короткими предложениями: «дай пить», «хочу пипи», «меня бо-бо», «мама дай».

Именно в этом периоде желательно заметить речевые нарушения у детей. Благодаря ранней диагностике шансы на избавление от проблем с речью повышаются.

Причины развития речевых расстройств у детей

Ребенок с асфиксией новорожденного (фото: www.2poloski.com)

Причины нарушения речи у детей не всегда можно однозначно определить. Это связано с ранимостью маленького организма, слабым развитием иммунной системы и влиянием множества внешних факторов. В раннем возрасте малыши испытывают трудности в общении, произношении некоторых букв и слов. Среди причин речевых нарушений выделают следующие:

  • Перенесенные инфекционные заболевания матери во время беременности. Например, грипп, скарлатина, ветряная оспа, корь.
  • Травмы во время родов.
  • Отягощенная наследственность – родственники страдали речевыми нарушениями.
  • Вредные привычки матери в период беременности.
  • Прием антибиотиков, антикоагулянтов (для разжижения крови), антидепрессантов.
  • Асфиксия новорожденного – кратковременное отсутствие дыхания у малыша.
  • Роды на раннем сроке беременности. В этом периоде у плода не успели развиться слуховые анализаторы, нервная система.
  • Травмы лицевого черепа, при которых повреждены нервы, сосуды и мышцы.
  • Инфекции нервной системы – менингит, энцефалит.
  • Ушибы головного мозга вследствие травм.

Немаловажную роль в формировании нарушений развития речи у детей играют и социальные факторы. Плохие бытовые условия, финансовый кризис в семье, постоянные ссоры родителей, отсутствие воспитания, занятость отца и мамы на работе в большой степени снижают шансы ребенка на развитие нормальной речи.

Виды нарушений речи у детей и их проявления

Для родителей становится сильным ударом новость, что их ребенок страдает общим недоразвитием речи (ОНР). Не стоит паниковать, так как своевременное выявление дефекта улучшает прогноз выздоровления. Чтобы приступить к лечению недуга, сначала нужно изучить особенности речевого нарушения. Для этого ученые создали классификацию нарушений речи:

  • Дисфония – проблемы с голосом, при которых нарушена сила, высота и тембр голоса.
  • Брадилалия – замедленное воспроизведение звуков и слов.
  • Тахилалия – ускоренная речь. Ребенок говорит быстро, «глотает» слова.
  • Заикание – связано с дизартрией и спазмом мышц лица, шеи. Дети повторяют по нескольку раз начальные слоги одного слова, отдельные буквы.
  • Дислалия – нарушено произношение звуков при развитом слуховом аппарате. Малыш неправильно выговаривает буквы «р», «щ», «с», «ж». При этом наблюдают нарушение фонематического восприятия речи, то есть, ребенок неправильно воспроизводит определенные звуки.
  • Ринолалия (гнусавость) – ребенок произносит все звуки, но с искаженным тембром. Причины зачастую связаны с дефектом носовой перегородки, следствием оперативных вмешательств в носовой полости.
  • Дизартрия – связана с органическим повреждением речевого аппарата (головного мозга, ых связок, гортани, опухолью). Речь ребенка становится искаженной и не внятной.

Представленные виды речевых нарушений у детей нередко поддаются коррекции. Чем раньше родители заметят проблему, тем быстрее произойдет излечивание.

Важно! Коррекция речевых нарушений у детей проводится только под руководством логопеда. Также не последнее место занимает самоорганизация родителей и нацеленность на результат

Тяжелые расстройства речи у детей

Дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) очень часто страдают дефектами лицевого черепа. Из-за этого страдает звукопроизношение.

Также одними из весомых причин недоразвитости являются врожденные аномалии, родовые травмы, ушибы мозга.Серьезной проблемой для детей после 3-х лет является фонематическое недоразвитие речи (ФНР).

Логопеды выделяют такие виды тяжелой дисфункции звукопроизношения:

  • Дисглоссии. В этом случае имеется тяжелый дефект лицевого черепа. У деток встречаются расщепление верхнего неба («волчья пасть»), верхней губы («заячья губа»), языка. Из-за этого резко изменяется характер выдаваемых звуков.
  • Афазия Брока – расстройство экспрессивной речи у старших детей и взрослых. При этом пациенты понимают, что им говорят, но сказать в ответ ничего внятного не могут.
  • Афазия Вернике – в этом случае дитя плохо воспринимает речь, предложения произносит бегло и непонятно.
  • Алалия – полное отсутствие речевой активности. Ребенок не может излагать свои мысли, не понимает сказанного.
  • Дизартрия – нередко встречается у детей с детским церебральным параличом (ДЦП), когда происходит спазм мышц разных групп. При этом страдают также мышечные волокна гортани, нервное проведение импульсов с головного мозга. Дети испытывают трудность в произношении длинных слов, предложений, искажается мимика лица.

При тяжелом нарушении речи у детей разного возраста страдают и психика, слух, другие анализирующие способности. Пациенты с аутизмом, например, очень замкнуты и редко излагают свои мысли словами.

Детки с нарушением слуха, если такая патология появилась с рождения, вовсе становятся глухонемыми.

Это связано с тем, что они не слышат свою речь, вследствие чего абсолютно не развивается слуховой и звуковой анализатор.

Особенности детей с расстройствами речи

Развитие речевых способностей начинается с рождения человека, даже до его появления на свет. В случаях, когда с ребенком родители не общаются, восприятие речи серьезно отстает от сверстников. До начала третьего года жизни, дитя уже должно составлять предложения, просьбы, уметь общаться с одногодками. При расстройствах звукопроизношения часто встречаются такие особенности:

  • Плохая память.
  • Забывчивость.
  • Проблемы с точными науками: математикой, физикой, химией.
  • Невнимательность.
  • Чувство быстрого истощения при выполнении домашнего задания.
  • Частые головные боли.
  • Головокружения на уроках.
  • Нередко встречается резкая смена настроения.
  • Вспыльчивость.
  • Приступы навязчивости, беспокойства, агрессии.
  • Высокая двигательная активность.
  • Неусидчивость на уроках.
  • Игнорирование замечаний учителя.

Характеристика детей с нарушениями речи играет важную роль в проведении лечения таких больных. Замечания, на которые указывает психолог и логопед, должны учитываться. Каждое отклонение от нормы подлежит исправлению и коррекции в соответствующих условиях – на приемах у логопеда.

Когда нужно обращаться к специалисту

Главное правило, которое обязаны помнить родители – постоянно общайтесь со своим чадом. Даже, если ребенок еще не говорит, он прекрасно воспринимает окружающий мир и все услышанные звуки. На первом году жизни еще вполне невозможно понять, страдает ли дитя от задержки речевого развития (ЗРР). К логопеду нужно обращаться, если родители заметили у ребенка следующее:

  • Поздно начал «агукать», «гулить» или издавать простые звуки.
  • Вовсе не издает звуков.
  • В раннем возрасте не реагирует на голос мамы.
  • Не проявляет изменений мимики на лице на звуковые раздражители.
  • Не произносит легких предложений после 2-х лет.
  • Заикается.
  • Не выговаривает букву «р» в 4-5-летнем возрасте.
  • Не выговаривает букву «щ» в 5-6-летнем возрасте, что является следствием фонетико-фонематического недоразвития (ФФН).
  • Присутствуют дефекты твердого неба, верхней губы.
  • Говорит короткими фразами в возрасте старше 6-ти лет.

Важно! Чем раньше родители заметят задержку речевого развития у детей, тем лучшие будут результаты лечения впоследствии

Помочь решить проблему с речью вполне способны ЛОР-врач, логопед, дефектолог, нефролог.

Методы коррекции речевых расстройств у детей

Коррекцию нарушений звукопроизношения следует проводить, как только появились первые признаки недуга. Родители обязаны обратиться к логопеду для получения исчерпывающей консультации. Врач оценит уровень общего недоразвития речи (ОНР). Например, деткам 3 уровня ОНР можно использовать дыхательную гимнастику, развивающие игры, точечный массаж. Врачи советуют пользоваться такими методами:

  • Артикуляционные занятия – деток учат по много раз выговаривать различные тяжелые буквы и слоги: «р», «щ», «ж».
  • Тренировка мышечного аппарата – воспроизведение звуков и слов при жевании жвачки, орехов.
  • Произношение скороговорок по несколько раз в день на протяжении часа.
  • Дыхательная гимнастика Стрельниковой помогает развить дыхательный объем легких. Проводится в специализированных комнатах в присутствии врача.
  • Точечный массаж шеи и околопозвоночной зоны выполняется специалистом трижды в неделю по индивидуальной схеме.

Медикаментозная терапия используется в исключительных случаях, когда врачи установили органическую патологию. Следует принимать препараты только под четким руководством лечащего врача.

Профилактика речевых расстройств в детском возрасте

Предотвращать нарушения развития речи у детей следует в самом раннем возрасте.

Для полноценного развития звуковосприятия и звукопроизношения родителям следует постоянно общаться со своим чадом, рассказывать и читать сказки, петь легкие и веселые песенки.

Также маме обязательно нужно петь колыбельные песни, слушать вместе с ребенком классическую музыку. Предупредить затруднения речи можно таким образом:

  • Ограничить общение деток с людьми, имеющими речевой дефект.
  • Ежедневно заниматься с детьми: показывать рисунки с различными предметами и просить ребенка называть показанную вещь.
  • Не прерывать малыша, когда он говорит.
  • Всегда поддерживать разговор с детьми, не наказывать за заданный вопрос.
  • Играть в сценки с разными действующими лицами, на основе детских сказок.
  • Не унижать ребенка из-за неправильно сказанного слова или предложения.
  • Не говорить нецензурных слов.
  • Играть в развивающие игры.
  • Учить ребенка буквам с года или ранее.

Такие простые способы профилактики достаточно просты в применении. Нужно помнить, что общение с ребенком – самый главный инструмент для профилактики речевых нарушений.

Источник: https://SimptomyInfo.ru/simptomy/84-narushenie-rechi-u-detej.html

Специфические расстройства речи у детей

Расстройство речи у детей

  • Речевые расстройства
  • Специфические расстройства речевого развития
  • Афазия
  • Алалия
  • Апраксия
  • Дислалия
  • Дизартрия
  • Мутизм
  • Критерии диагностики
  • Лечение и профилактика
  • Транскраниальная микрополяризация

БДУ — без дополнительных уточнений

СРРР — специфические расстройства речевого развития

ТКМП — транскраниальная микрополяризация

ЦНС — центральная нервная система

ЭЭГ — электроэнцефалограмма

SLI (specific language impairment) — специфическое нарушение речи

Термины и определения

Алалия – отсутствие (или дефект) активной речи или ее восприятия у детей при нормальном слухе и интеллекте, обусловленное недоразвитием речевых областей больших полушарий головного мозга или их поражением во внутриутробном либо раннем постнатальном периоде.

Апраксия – нарушение сложных форм произвольного целенаправленного действия при сохранности составляющих его элементарных движений, силы, точности и координации движений.

Артикуляция – работа органов речи, совершаемая при произнесении того или иного звука; степень отчетливости произношения.

Афазия – расстройство речи, состоящее в утрате способности пользоваться фразами и словами как средством выражения мыслей.

Дизартрия — нарушение произношения вследствие нарушения иннервации речевого аппарата и ограниченной подвижности органов речи.

Дислалия — нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации артикуляционного аппарата.

Дисфазия – общее название нарушений речи любого происхождения.

Мутизм— нарушение волевой сферы, проявляющееся отсутствием ответной и спонтанной речи при сохранении способности разговаривать и понимать обращенную к больному речь.

1.1 Определение

Специфические расстройства развития речи (specific language impairment (SLI)) характеризуются первичными нарушениями развития речи, при которых ребенок имеет соответствующий возрасту интеллект, нормальный слух и нормальные условия для овладения речью, задержка в развитии или повреждение проявляются без предшествующего периода нормального развития.

https://www.youtube.com/watch?v=GJE5bEKktEw

Речевое развитие нарушено на ранних этапах без предшествующего периода нормального развития и не является следствием черепно-мозговой травмы или нейроинфекции.

Данное расстройство характеризуется постоянным течением без ремиссий или рецидивов. В эту категорию не входят дизартрия, ринолалия, афазия, речевые нарушения, обусловленные нарушением слуха, умственной отсталостью, аутиз­мом, эпилепсией.

Синоним: «дисфазия развития» (developmental dysphasia) [1, 2, 3].

1.2 Этиология и патогенез

Наследственные факторы в генезе СРР

Встречаемость СРРР в семьях с отягощенным анамнезом по СРРР составляет около 20-30%, тогда как в популяции она достоверно ниже [4]. От 50 до 70% детей с СРРР имеют не менее одного члена семьи с подобными нарушениями [5].

Идентифицирован ряд хромосом, ответственных за речевые нарушения у детей. Локус на хромосоме 16 ассоциирован с низкой способностью выполнения теста на повторение набора слогов, тогда как локус на хромосоме 19 — с низ­кой способностью выполнять тесты на экспрессивную речь [6]. Выявлены специфичные локусы на 13 хромосоме (13q21) [7].

По данным SLI Consortium (2002), два региона на 16q хромосоме и 19q хромосо­ме являются основным фактором риска для развития речевых нарушений. В этой связи особое внимание уделяется специфическим генам FOXP2, CNTNAP2, АТР2С2, CMIP [8].

Патология перинатального периода как этиологический фактор

Гипоксически-ишемическое повреждение ЦНС в перинатальном периоде в виде формирования церебральной атрофии в сочетании с темповой задержкой развития на первом году жизни [9, 10].

1.3 Эпидемиология

Встречаемость у 5—10% детей дошкольного возраста [11].

Преобладание мальчиков в группе детей с СРРР, с соотношением мальчиков к девочкам от 1,3:1 до 5,9:1 [12-14]. По мнению зарубежных авторов, факт значительного преобладания мальчиков в группе детей с СРРР предполагает воз­можность двух факторов, влияющих на развитие данной патологии: генетическо­го и раннего гормонального воздействия [15].

1.4 Кодирование по МКБ-10

F80.0 – Специфическое расстройство артикуляции

F80.1 – Расстройство экспрессивной речи

F80.2 – Расстройство рецептивной речи

1.5 Классификация

Специфическое расстройство артикуляции

Специфическое расстройство развития, при котором использование ребен­ком звуков речи ниже уровня, соответствующего его умственному возрасту, но при котором имеется нормальный уровень речевых навыков.

В это расстройство включаются:

– связанное с развитием физиологическое расстройство;

– расстройство развития артикуляции;

– функциональное расстройство артикуляции;

– лепет (детская форма речи);

– дислалия;

– расстройство фонологического развития.

Из данного расстройства исключаются:

– афазия БДУ (R47.0);

– дизартрия (R47.1);

– апраксия (R48.2).

– нарушения артикуляции, сочетающегося с расстройством развития экспрессивной речи (F 80.1);

– нарушения артикуляции, сочетающегося с расстройством развития ре­цептивной речи (F 80.2);

– расщепления неба и других анатомических аномалий ротовых структур, участвующих в речевом функционировании (Q35—Q38);

– расстройство артикуляции вследствие потери слуха (Н90—Н91);

– расстройство артикуляции вследствие умственной отсталости (F70 — F79).

Расстройство экспрессивной речи

Специфическое нарушение развития, при котором способность ребенка ис­пользовать выразительную разговорную речь заметно ниже уровня, соответству­ющего его умственному возрасту, хотя понимание речи находится в пределах нор­мы. При этом могут быть или не быть расстройства артикуляции.

В это расстройство включаются:

– моторная алалия;

– задержка речевого развития по типу общего недоразвития речи (ОНР) I—III уровня;

– связанная с развитием дисфазия экспрессивного типа;

– связанная с развитием афазия экспрессивного типа.

Из данного расстройства исключаются:

– первазивные нарушения, связанные с развитием (F84.0- F84.9);

– общие расстройства психологического (психического) развития (F84.0- F84.9).

– приобретенная   афазия   с   эпилепсией (синдром   Ландау—Клеффнера) (F80.3x);

– элективный мутизм (F94.0);

– умственная отсталость (F70—F79);

– органически обусловленные речевые расстройства экспрессивного типа у взрослых (F06.82x со вторым кодом R47.0);

– дисфазия и афазия БДУ (R47.0).

Расстройство рецептивной речи

В это расстройство включаются:

– дисфазия рецептивного типа, связанная с развитием;

– афазия рецептивного типа, связанная с развитием;

– не восприятие слов;

– словесная глухота;

– сенсорная агнозия;

– сенсорная алалия;

– врожденная слуховая невосприимчивость;

– афазия Вернике, связанная с развитием.

Из данного расстройства исключаются:

– приобретенная афазия с эпилепсией (синдром Ландау-Клеффнера) (F80.3x);

– аутизм (F84.0x, F84.1x);

– элективный мутизм (F94.0);

– умственная отсталость (F70—F79);

– задержка речи вследствие глухоты (Н90—Н91);

– дисфазия и афазия экспрессивного типа (F80.1);

– органически обусловленные речевые расстройства экспрессивного типа у взрослых (F06.82x со вторым кодом R47.0);

– органически обусловленные речевые расстройства рецептивного типа у взрослых (F06.82x со вторым кодом R47.0);

– дисфазия и афазия БДУ (R47.0).

Необходимо отметить, что в подрубрике F80.3 значится синдром Ландау—Клеффнера — приобретенная афазия с эпилепсией. Данное заболевание не полностью отвечает широкому концептуальному определению СРРР, так как подразумевает несомненную фазу предшествующего нормального развития и коррелирует со специфическими изменениями на ЭЭГ, а также эпилептическими приступами.

2.1 Жалобы и анамнез

  • Рекомендуется тщательный сбор жалоб и анамнеза заболевания, учитывая опрос родителей. [1,2, 3, 7, 14].

Уровень убедительности рекомендаций А, уровень достоверности доказательств I.

Источник: https://medi.ru/klinicheskie-rekomendatsii/spetsificheskie-rasstrojstva-rechi-u-detej_14284/

Причины нарушения речи у детей дошкольного возраста

Расстройство речи у детей

Коммуникабельность – одно из самых важных качеств для современного человека, помогающее находить общий язык с окружающими. К сожалению, ей препятствуют различные дефекты речи.

У людей, у которых отсутствует вербальная коммуникация, часто возникают проблемы в социализации личности, в профессиональной деятельности. Такие сложности затрагивают не только детей, но и взрослых людей.

Для предотвращения этой проблемы следует знать, какие виды речи существуют и какие основные причины ее нарушения.

Причины, вызывающие нарушение речи

Возникновение расстройств всегда настораживает врачей, так как это может быть сигналом о развитии серьезной болезни. Еще один неприятный эффект от речевого расстройства – социальная дезадаптация. Всего существует два вида речи – внешняя и внутренняя. Внешняя речь подразделяется на устную и письменную.

Нарушения делятся на врожденные и приобретенные. В первом случае дефекты развиваются из-за родовых травм и пороков развития (ринолалия). Для постановки точного диагноза врачи используют жизненный и акушерский анамнезы. Врожденные нарушения проявляются еще в раннем детстве (алалия, заикание, дизартрия).

Вербальные дефекты также могут возникать по следующим причинам:

  1. Хромосомные аберрации.
  2. Генетические заболевания.
  3. Аутизм.

Приобретенные речевые отклонения могут появляться на разных этапах жизни и механизмы их также различны. В результате инсульта может развиться афазия сенсорной или моторной формы. Главные причины нарушения речи:

  • Травма. Вербальная декоммуникация возникает из-за непосредственного повреждения конкретной зоны головного мозга, отвечающей за один из аспектов речи. Данный признак может сигнализировать о других очаговых повреждениях мозга. Травма может возникнуть в ходе осложненных родов или в первые годы жизни. Известны случаи, когда повреждение мозга уже в зрелом возрасте приводило к возникновению речевых нарушений.
  • Неврологические причины. Дефекты появляются из-за повреждений центрального или периферического отдела нервной системы. У человека развиваются аутоиммунные воспаления и процессы дегенерации, которые приводят к нарушению проводимости нервных тканей. Такое состояние может появляться из-за раковых заболеваний головного или спинного мозга, инсульта, склероза, эпилепсии и инфекционных заболеваний головного мозга вроде менингита или энцефалита.
  • Психическая отсталость. Речевые нарушения могут возникать как из-за патологического воздействия заболевания, так и из-за умственной отсталости, осложняющей его. У пациентов проявляются признаки: непоследовательность мыслей, повторение отдельных слов и фраз. При умственной отсталости речь нарушается вследствие скудного лексикона. Также оказывают свое воздействие снижение памяти, концентрации. Осложнение проявляет себя, как алалия или афазия.
  • Дефекты в строении ого аппарата. В таких случаях регуляция мозга и иннервация могут быть в норме. Но нарушение анатомической структуры языка, гортани, губ и др. может привести к развитию дефектов речи.

Причины нарушения речи у детей дошкольного возраста без предрасположенности к дефектам заключаются, как правило, в негативном влиянии окружающей среды. Ссоры между родителями, раздражение, громкие разговоры и скандалы отрицательно влияют на умственное развитие малыша.

Основные причины нарушения точности речи, как правило, внешние, точность словоупотребления у ребенка падает. Он заменяет одни слова другими, схожими, но не идентичными по смыслу. Такая проблема возникает обычно из-за педагогической запущенности. Для речевой точности обязательно необходим правильный пример (которым обычно выступают родители и педагоги).

Механизмы возникновения

Врожденное речевое нарушение возникает из-за повреждения головного мозга во время беременности.

Различные осложнения беременности (токсикозы, инфекции, эндокринные и венерические болезни, резус-конфликт) приводят к тому, что развитие плода нарушается, а центры, отвечающие за речь, перестают функционировать нормально.

Существует наследственная предрасположенность к дефектам артикуляционного аппарата (неправильная анатомия гортани, ых связок и т. д.).

Патологическое течение родов может привести к нарушению работы головного мозга ребенка. При этом родовая травма может и не быть массивной. Использование различных стимуляторов, неправильная техника проведения родов могут поспособствовать травме младенца. Ребенок также очень уязвим в первый год жизни. Заболевания и травмы ребенка в этом возрасте могут привести к появлению речевых дефектов.

По мнению ученого М. Е. Хватцева, одна из главных причин речевых расстройств у детей – неблагоприятное влияние окружающей среды.

Экзогенно органическими причинами возникновения речевых расстройств называют внешние факторы, влияющие на малыша негативно. К ним относят невнимание родителей, отсутствие общения, стрессовые ситуации и т. д.

Отсутствие предметно-практической деятельности приводит к тому, что в мозге не образуются новые связи, необходимые для умственного развития.

Обратите внимание! К социально-психологическим причинам нарушения речи также относится гиперопека. Когда все потребности ребенка удовлетворяются родителями, у него нет стимула для самостоятельного развития.

В некоторых случаях речь не может развиваться из-за проблем со слухом. Обычно они возникают после повреждения височной доли головного мозга. Ребенок не слышит речи, поэтому соответствующая разговорная модель у него не формируется. При этом артикуляционный аппарат может быть здоровым.

Во взрослом возрасте серьезные дефекты речи могут появиться из-за инсульта. Повреждаются важнейшие центры речи, которые отвечают за восприятие услышанного и собственную речь. Восстановительные меры могут частично реабилитировать пострадавшего.

Профилактические мероприятия

Детям с предрасположенностью к нарушениям речи рекомендуется проходить специальные профилактические курсы, которые позволят предотвратить или остановить возникновение отклонений. В учебных заведениях детям в возрасте до 14 лет назначают специальные осмотры с целью выявить дефекты. Совместная работа логопедов и педагогов дает возможность устранить отклонения.

Всего выделяют три формы профилактики:

  • Первичная. Направлена на предотвращение нарушений речи. цель – сохранить здоровье, оградить ребенка от негативного влияния социальной и природной среды, которые могут стать причиной патологий. Во-первых, это внимательное и бережное отношение матери к беременности и правильно проведенные роды. Для будущей матери необходимы консультации у эндокринолога, гинеколога, невролога и иммунолога.

Важно! Особое внимание следует обратить на родословную. Если в роду есть люди с патологией речи, то есть вероятность, что она передастся ребенку. Чтобы речь ребенка развивалась, мать и другие родственники, которые окружают ребенка, должны разговаривать и играть с ним.

  • Вторичная. Направлена на предотвращение перерастания речевого расстройства в хроническую форму, предупреждение последствий. На этом этапе необходима помощь логопеда. Специалист займется правильной постановкой звука, развитием фонематического слуха и памяти. Словарный запас ребенка будет расширяться и уточняться.
  • Третичная. Направлена на социализацию личностей с нарушением речи. Данный этап позволяет провести профессиональную подготовку для лиц с патологиями речевого развития.

Вовремя проведенная профилактика для детей школьного и дошкольного возраста позволяет избежать развития серьезных проблем, а также обеспечивает эффективную и качественную коррекцию.

Причины нарушения письменной речи могут возникать по вышеперечисленным причинам, однако иногда такая проблема вызвана ранним освоением грамоты и чтения по слогам без этапа анализа звука и букв.

Для людей, переживших инсульт, реабилитационная схема значительно отличается. Она зависит от типа нарушения, возникшего в результате инсульта. Реабилитация может быть направлена на восстановление слуха, артикуляционного аппарата, речевой памяти. Часто требуется поддержка родственников и работа с логопедом.

Заключение

Механизмы и причины, вызывающие нарушения речи, разные. Но стоит помнить, что вовремя проведенная профилактика позволяет за короткое время избавиться от нарушений. Никогда не следует игнорировать проблему и пренебрегать коррекцией.

Источник: https://blog.oratorskoeiskusstvo.com/narushenie-rechi/prichiny-narusheniya-rechi.html

Нарушение речи: типы, причины, симптомы у детей и взрослых

Расстройство речи у детей

Речевые расстройства могут быть самыми разными, причем они могут появиться не только у детей, но и у взрослых. Нарушение речи – общее понятие, характеризующее любое отклонение, связанное с устной (а иногда и письменной) коммуникацией.

Проявляться подобные дефекты могут по-разному – неспособность произносить правильно отдельные буквы, неверное фонетическое восприятие речи, бесконтрольное воспроизведение звуков и другие. Существует несколько классификаций таких нарушений.

Речевые отклонения у взрослых людей

У взрослых дефекты речи обычно отличаются от тех, которые характерны для детей. Они могут быть как хроническими, так и неожиданно появившимися. Если проблема возникла внезапно, лучше проконсультироваться со специалистом, так как это может быть симптомом какого-либо заболевания.

Симптомы речевых нарушений у взрослых

Проявляются коммуникационные дефекты по-разному — все зависит от того, какие причины их вызвали. Часто отмечаются такие проявления:

  • слюнотечение;
  • заикание;
  • охриплость голоса;
  • очень быстрая речь;
  • неоправданно замедленное проговаривание фраз;
  • скованность мышц, отвечающих за мимику;
  • трудность речевого выражения мыслей;
  • нечеткость слов;
  • слишком частое сокращение ых мышц.

Обычно развивается сразу несколько подобных симптомов.

Формы нарушения речи

Существует несколько форм речевых дефектов, которые у взрослых развиваются чаще всего. Среди них отмечают:

  1. дизартрию – замедленность и нечеткость повествования вследствие патологии мышц или нервных окончаний, отвечающих за речь;
  2. спастическую дисфонию – сдавленность или охриплость голоса из-за непроизвольных сокращений ых связок (иногда человек начинает задыхаться в процессе речи);
  3. афазия – сложности в восприятии устного текста и подборе слов для выражения мыслей (иногда также проявляется в виде неправильного произношения).

Нарушение речи в целом – любое негативное изменение функций речевого аппарата человека – например, если меняется произношение слов или речь становится тяжелой для восприятия.

Почему может нарушаться функция коммуникации

Причин изменения произношения или восприятия речи может быть много – все зависит от конкретного нарушения.

Например, если у человека отмечается афазия, она могла стать результатом инсульта, тромбообразования, появления новообразований в головном мозге или травм головы. В некоторых случаях взрослым становится сложно подбирать слова и трактовать их при болезни Альцгеймера или старческом слабоумии (деменции).

Коммуникативные функции у человека могут нарушаться при следующих патологиях и состояниях:

  • болезнь Паркинсона;
  • параличи (в том числе церебральный);
  • рассеянный склероз;
  • дистрофия мышц;
  • челюстные патологии;
  • травмы головы;
  • инсульты;
  • болезнь Лайма;
  • чрезмерное употребление спиртных напитков;
  • паралич Белла или иные состояния, при которых ослабевают лицевые мышцы;
  • опухоли головного мозга.

На качество коммуникации могут повлиять и зубные протезы – если их установить неправильно или слишком туго, речь может стать нечеткой.

В результате стресса или перенапряжения, проблемы с речью у человека могут появиться вследствие развития спастической дисфонии. Голос становится напряженным или же наоборот воздушным. Некоторые специалисты утверждают, что развивается это состояние из-за нарушения работы участка мозга, который отвечает за мышечную и двигательную активность ого аппарата.

Если у взрослого внезапно поменялся голос, причины могут быть следующие:

  • онкология гортани;
  • чрезмерное употребление кофе, стимуляторов ЦНС и антидепрессантов (вещества влияют на качество голоса, делая его сдавленным, глухим);
  • наросты и полипы на связках (они мешают чистому произношению);
  • слишком активная ая деятельность (связки перенапрягаются, и из-за этого меняется голос; часто такое случается у певцов).

Если нарушение возникло не из-за новообразований в гортани или ых связках, это не так опасно, так как легко поддается коррекции.

Если речь нарушилась внезапно, можно заподозрить наличие серьезных проблем со здоровьем, которые требуют неотложной помощи (например, если у человека нарушается восприятие речи и произношение, у него не исключен инсульт).

Терапия речевых нарушений

Конкретные терапевтические меры зависят от выявленного заболевания. Обычно для быстрого выздоровления специалисты назначают и домашние процедуры, и врачебную помощь.

Чем поможет врач

Специалист точно определит патологию, из-за которой начались проблемы с речью. Для этого назначают диагностические мероприятия, которые включают в себя:

  • МРТ либо КТ головного мозга;
  • рентген полости черепа;
  • неврологические тесты;
  • анализы крови и мочи;
  • анализ дикции пациента на слух и анализ восприятия речи.

В последнем случае врач обычно разговаривает с пациентом, чтобы послушать его речь и определить, насколько хорошо человек понимает то, о чем ему говорят (если сложности возникают с пониманием, можно предположить отклонения, затрагивающие не только ые связки, но и головной мозг).

Чтобы нормализовать речь, может потребоваться курс занятий с логопедом. К этому специалисту направляют практически всех больных, у которых есть какое-либо расстройство речи, независимо от причин состояния.

Хирургическое вмешательство может потребоваться, когда в области ых связок есть новообразования. Если диагностирована спастическая дисфония, спазм иногда снимают уколами ботокса непосредственно в связки.

Как можно помочь в домашних условиях

Спастическая дисфония может стать серьезной помехой для общения. В сложных ситуациях пациенту подбирают специальные электронные устройства, которые преобразовывают напечатанный текст в речевое сообщение. Это может упростить общение до момента выздоровления пациента.

При афазии, особенно если у человека наблюдается спутанность восприятия действительности, лучше общаться с ним упрощенными фразами и предложениями. Чтобы пациент ориентировался в том, что происходит вокруг него, лучше чаще об этом с ним говорить, не забывая указывать время и место.

На время лечения лучше ограничить внешние раздражители. Лучше не допускать нахождения человека с афазией без сопровождения, так как он может потеряться.

Если у человека проблемы с голосом, первое, что он должен сделать – осторожно относиться к ым связкам и не напрягать их лишний раз. Лучше также исключить употребление агрессивных химических веществ (например, препаратов от депрессии или кофе, так как они могут дополнительно стимулировать перенапряжение).

Если у человека дизартрия, лучше перейти при общении с ним на письменное общение или язык жестов. Пациенты с дизартрией не всегда правильно воспринимают устную речь других людей, поэтому говорить нужно медленно, с паузами – больному будет проще ответить на вопросы.

Нарушение речи у детей

Ребенок начинает пользоваться вербальной и невербальной речью уже с рождения. Это помогает оценить степень его развития – достаточно ли хорошо ребенок владеет навыками коммуникации для своего возраста.

Признаки задержки развития

У детей речевым дефектом может считаться отсутствие каких-либо признаков развития, которые характерны для конкретного возраста:

  • в первый месяц жизни – крик при каком-либо неудобстве;
  • к четвертому месяцу – отсутствие реакции малыша на обращение к нему;
  • к пятому – шестому месяцу – не произносит отдельные сочетания звуков и не следит за предметами, на которые указывают взрослые;
  • к седьмому месяцу – не привлекает к себе внимание произношением звуков;
  • к девятому месяцу не произносит простые слоги;
  • к десятому месяцу не произносит слоги и не отвечает на жесты (кивки, махание рукой на прощение);
  • к году — полутора лет  жизни не выполняет простых просьб и не произносит простые слова (мама, папа, дай);
  • ко второму году жизни не может осмысленно говорить.

Но не стоит воспринимать эти задержки слишком серьезно, все детки развиваются по-разному. Если вы замечаете небольшое отставание в этом нет ничего страшного, просто следите за этим.

https://www.youtube.com/watch?v=YtHuL1Jrcvs

В старшем возрасте речевые отклонения могут проявляться в нечеткости речи (проблемы с дикцией), ее полном отсутствии или невозможности правильного произношения некоторых звуков.

Диагностика патологии

Чтобы точно установить характер патологии, нужно обратиться к врачу. Такими нарушениями занимаются следующие специалисты:

  1. невропатолог (определит состояние головного мозга малыша, исключит патологии центральной нервной системы);
  2. отоларинголог (выявит нарушения слуха ребенка при их наличии);
  3. психолог (необходим детский специалист: он определит состояние психики ребенка).

Если предыдущие специалисты не выявили отклонений, развитием речевого аппарата малыша должен заняться логопед.

Причины нарушений

Чаще всего проблемы со звукопроизношением  у детей возникают вследствие следующих факторов:

  • генетические нарушения (поздняя речь у одного из родителей, неправильный прикус, аномалии зубов, нёба, заикание, неправильное функционирование мозговых центров, ответственных за устную коммуникацию);
  • болезни, которые были у ребенка в первые годы жизни (инфекционные и бактериальные инфекции, травмы горла, нёба или полости рта, травмы головы, воспаление ушей);
  • травмы, полученные при родах (удушение, малый вес ребёнка при рождении, травмы из-за узкого таза матери или медицинских инструментов);
  • внутриутробные отклонения (гипоксия, инфекционные болезни, которая мать перенесла при беременности, травмы, резус-конфликт ребенка и матери, недонашивание или перенашивание ребенка, угроза прерывания беременности, вредные привычки, прием лекарственных средств, стрессы).

Повлиять может и социально-бытовая среда, в которой находится ребенок. Если с малышом родители не общаются, речь может развиваться очень медленно.

Формы нарушений речи

У ребенка может наблюдаться сразу несколько видов отклонений устной речи. Среди них:

  1. неправильная интонация;
  2. проблемы голосообразования;
  3. нечеткость произношения звуков;
  4. неправильное формирование темпа речи.

Если у ребенка нет психических отклонений, которые нужно устранять с помощью специалистов, у него могут развиваться такие нарушения коммуникации (при условии, что малыш понимает речь):

  • тахилалия – неоправданно быстрая речь;
  • брадилалия – патологически медленное произношение;
  • дисфония – ухудшение ых качеств вследствие патологии связок;
  • алалия – расстройство речи вследствие нарушений в работе головного мозга;
  • афазия – утрата возможности произношения слов при уже сформированной речи;
  • ринолалия – нарушение произношения звуков из-за анатомических особенностей;
  • дислалия – нарушение коммуникации при нормальном слухе и отсутствии отклонений в строении головного мозга.

Терапия речевых нарушений у детей

Для постановки точного диагноза следует обратиться к врачу. Специалист также поможет подобрать план лечения, который подойдет ребенку при его патологии.
Чаще всего, если отсутствуют нарушения в работе головного мозга, достаточно выполнения логопедических упражнений и дыхательной гимнастики для улучшения работы речевого аппарата.

Если коммуникационные дефекты вызваны анатомическими или психическими отклонениями, может потребоваться оперативное вмешательство или длительное лечение медикаментозными средствами. В таких случаях логопедические упражнения для восстановления речи также используются.

Дефекты произношения могут возникнуть не только в детстве, когда аппарат речи только развивается: из-за некоторых болезней и травм коммуникационные навыки взрослых также могут ухудшиться. Важно вовремя определить характер патологии и устранить ее: тогда последующее восстановление будет проходить намного проще и быстрее.

Источник: https://VseoRechi.ru/narushenie-rechi/narushenie-rechi.html

Речевые нарушения у детей

Расстройство речи у детей

Нарушения речи у детей стали серьезной проблемой в наше время.

Сегодня все чаще перед поступлением чада в школу родителям сообщают, что их семилетний ребенок до сих пор не научился выговаривать некоторые буквы родного языка, а умилительная и забавная для родни картавость – не что иное, как патология, которая будет создавать трудности во время занятий в классе.

Самое печальное – это то, что тенденция к уменьшению количества таких проблем отсутствует. Даже наоборот – с каждым годом в помощи логопеда нуждается все больше деток. В чем причина такого явления и о чем должны помнить родители? Об этом и поговорим.

Причины речевых нарушений у детей

Все причины речевых нарушений у детей разделяют на две большие категории: органические (провоцирующие расстройства в центральном или периферическом речевом аппарате) и функциональные (препятствующие нормальной работе речевого аппарата).

К группе органических факторов относятся:

1. Внутриутробные патологии, приводящие к порокам развития плода:

  • Гипоксия;
  • Вирусные заболевания, перенесенные женщиной в период вынашивания;
  • Травмы, падения и ушибы беременной;
  • Резус-конфликт матери и плода;
  • Нарушение сроков гестации – недоношенность (до 38 недель) или переношенность (после 40 недель);
  • Курение, злоупотребление алкоголем и наркотическими веществами;
  • Использование лекарственных препаратов, запрещенных в период беременности;
  • Неудачное прерывание настоящей беременности;
  • Профессиональные вредности;
  • Стрессы, эмоциональные перегрузки.

2. Наследственность, генетические аномалии.

3. Вредности родового периода:

  • Родовые травмы, спровоцировавшие внутричерепные кровоизлияния;
  • Асфиксия;
  • Малый вес новорожденного (менее 1500 г) с последующим проведением интенсивных реанимационных мероприятий;
  • Низкая оценка по шкале Апгар.

4. Заболевания, перенесенные ребенком в первые годы жизни.

Среди функциональных причин нарушения речи у детей выделяют:

  1. Неблагоприятные социально-бытовые условия жизни;
  2. Соматическую ослабленность;
  3. Психологические травмы, вызванные стрессом или испугом;
  4. Подражание речи окружающих людей.

К основным видам речевых нарушений у детей относятся:

  • Алалия – состояние, при котором у малыша не наблюдается проблем со слухом, но полностью или в значительной степени отсутствует речь ввиду недоразвитости либо патологий участков головного мозга, отвечающих за соответствующую функцию. Различают сенсорную и моторную алалию. В первом случае ребенок не способен понимать чужую речь: он распознает звуки, но не воспринимает смысл произносимого. Дети, страдающие моторной алалией, не способны к изучению и использованию языка – им не дается усвоение звуков, слогов, грамматических конструкций;
  • Дизартрия – одно из относительно легких проявлений анартрии (полного отсутствия речи). Возникает вследствие расстройств иннервации речевого аппарата. У малышей с таким диагнозом отмечаются общие нарушения устной речи, а именно: нечеткое, смазанное произношение звуков; очень тихий или неестественно резкий голос; ускорение или замедление темпа речи, отсутствие плавности; нарушение дыхательного ритма при разговоре. Характерная черта дизартрии – затрудненность жевания. Страдающие таким отклонением дети отказываются от твердых продуктов, с неохотой едят мясо. В попытках хоть чем-нибудь накормить ребенка родители поддаются его капризам и переводят на мягкую пищу, вследствие чего развитие артикуляционного аппарата замедляется еще больше;
  • Дислалия – в просторечье получила название «косноязычие», считается наиболее распространенным речевым нарушением у детей. Отличительная особенность – проблемное произношение одного или нескольких согласных звуков. В медицинской литературе разновидности дислалии именуют согласно названиям звуков на греческом языке: ротацизм (проблемы с произношением «р»), ламбдацизм (искажение звука «л»), тетизм (нечеткое произношений всех согласных и их сочетаний, за исключением «т»), сигмаизм (неправильное воспроизведение свистящих и шипящих звуков);
  • Заикание – известное еще с древних времен нарушение речи, сопровождающееся сбоями темпа и ритма произношения из-за спазмов или судорог, поражающих различные отделы речевого аппарата. Малыш, страдающий заиканием, с трудом выговаривает слова, вынужденно делает длительные паузы, несколько раз повторяет слоги или звуки. Чаще всего заикание развивается в возрасте от 2 до 5 лет; в этот период рекомендуется уделить особое внимание профилактике речевых нарушений у детей. Если ребенок внезапно прекращает говорить и упорно молчит в течение нескольких дней, стоит проконсультироваться у врача, поскольку это может оказаться первым признаком патологии.

Коррекция речевых нарушений у детей

Коррекция речевых нарушений у детей требует комплексного подхода, при котором применение психостимулирующих и вазоактивных медикаментозных препаратов сочетается с психотерапевтическими и педагогическими способами воздействия. По типичности и стойкости внешних проявлений расстройств речи на первой позиции находятся алалия и дизартрия; несколько менее выраженными и легче поддающимися терапии являются разные виды дислалии и заикание.

Если у ребенка наблюдаются проблемы с речью, следует:

  • Понаблюдать за его поведением. Играет ли малыш вместе с другими ребятами? Стремится ли он к коммуникации со сверстниками и взрослыми? Задержка речевого развития может быть связана с расстройствами в сфере общения (аутизм) или отклонениями психики;
  • Проверить, насколько полно он понимает обращенную к нему речь, справляется ли с простыми заданиями, не сопровождающимися жестикуляцией;
  • Выяснить, насколько хорошо у него развит слух;
  • Провести тщательное обследование, включающее консультацию логопеда, невролога и психолога;
  • При необходимости начать коррекционную терапию и логопедические занятия.

Источник: https://lady7.net/rechevye-narushenija-u-detej.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.