Расстройство речи у детей
Нарушение речи у детей: причины, классификация и лечение
Воспитать умственно и физически здорового ребенка представляется весьма трудной задачей. Родители должны постоянно работать над своим малышом, используя всевозможные методы воспитания. В раннем периоде жизни у детей только начинается развитие речевого дыхания, постепенно развиваются артикуляционные мышцы лица, ые связки, головной мозг.
Каждая структура активно участвует в умственном и речевом становлении человека. Тяжелым ударом для родителей становится диагноз: нарушение речи у детей. Эту проблемы следует обнаружить как можно раньше, чтобы принять соответствующие меры.
Доктора рекомендуют комплексное лечение, дыхательную гимнастику, индивидуальные занятия и психологическое воздействие.
Как проходит нормальное речевое развитие ребенка
Период становления речи начинается уже с самого рождения. С развитием структур головного мозга ребенок воспринимает все больше информации. Вследствие чего кроха издает первые звуки, которые впоследствии перерождаются в слова и предложения. Этот процесс в норме завершается к трем годам жизни. Нормальное речевое развитие проходит такие периоды:
- 0-3 месяца. Малыши издают лишь кричащие звуки. Крик является защитной реакцией на раздражители, например, голод, боль.
- 3-6 месяцев. В это время появляется гуление. Дети издают легкие звуки: «а-а-а-а», «у-у-у-у», «е-е-е-е»…
- 6-9 месяцев. У шестимесячного ребенка можно отчетливо различить простые слоги: «на-на», «бо-бо». Еще в этом периоде дитя уже осознает сказанную ему информацию, просьбу, приказ. Если кроха увидит машину или велосипед, то произнесет «би-би». Если корову – «му-му».
- 9-12 месяцев. Малыш уже говорит свое первое слово, обычно – это «мама». Также можно услышать «папа», «баба».
- 1-3 года. На детей влияет окружающая среда, пребывание в коллективе, детском саду. Ребенок постепенно говорит короткими предложениями: «дай пить», «хочу пипи», «меня бо-бо», «мама дай».
Именно в этом периоде желательно заметить речевые нарушения у детей. Благодаря ранней диагностике шансы на избавление от проблем с речью повышаются.
Причины развития речевых расстройств у детей
Ребенок с асфиксией новорожденного (фото: www.2poloski.com)
Причины нарушения речи у детей не всегда можно однозначно определить. Это связано с ранимостью маленького организма, слабым развитием иммунной системы и влиянием множества внешних факторов. В раннем возрасте малыши испытывают трудности в общении, произношении некоторых букв и слов. Среди причин речевых нарушений выделают следующие:
- Перенесенные инфекционные заболевания матери во время беременности. Например, грипп, скарлатина, ветряная оспа, корь.
- Травмы во время родов.
- Отягощенная наследственность – родственники страдали речевыми нарушениями.
- Вредные привычки матери в период беременности.
- Прием антибиотиков, антикоагулянтов (для разжижения крови), антидепрессантов.
- Асфиксия новорожденного – кратковременное отсутствие дыхания у малыша.
- Роды на раннем сроке беременности. В этом периоде у плода не успели развиться слуховые анализаторы, нервная система.
- Травмы лицевого черепа, при которых повреждены нервы, сосуды и мышцы.
- Инфекции нервной системы – менингит, энцефалит.
- Ушибы головного мозга вследствие травм.
Немаловажную роль в формировании нарушений развития речи у детей играют и социальные факторы. Плохие бытовые условия, финансовый кризис в семье, постоянные ссоры родителей, отсутствие воспитания, занятость отца и мамы на работе в большой степени снижают шансы ребенка на развитие нормальной речи.
Виды нарушений речи у детей и их проявления
Для родителей становится сильным ударом новость, что их ребенок страдает общим недоразвитием речи (ОНР). Не стоит паниковать, так как своевременное выявление дефекта улучшает прогноз выздоровления. Чтобы приступить к лечению недуга, сначала нужно изучить особенности речевого нарушения. Для этого ученые создали классификацию нарушений речи:
- Дисфония – проблемы с голосом, при которых нарушена сила, высота и тембр голоса.
- Брадилалия – замедленное воспроизведение звуков и слов.
- Тахилалия – ускоренная речь. Ребенок говорит быстро, «глотает» слова.
- Заикание – связано с дизартрией и спазмом мышц лица, шеи. Дети повторяют по нескольку раз начальные слоги одного слова, отдельные буквы.
- Дислалия – нарушено произношение звуков при развитом слуховом аппарате. Малыш неправильно выговаривает буквы «р», «щ», «с», «ж». При этом наблюдают нарушение фонематического восприятия речи, то есть, ребенок неправильно воспроизводит определенные звуки.
- Ринолалия (гнусавость) – ребенок произносит все звуки, но с искаженным тембром. Причины зачастую связаны с дефектом носовой перегородки, следствием оперативных вмешательств в носовой полости.
- Дизартрия – связана с органическим повреждением речевого аппарата (головного мозга, ых связок, гортани, опухолью). Речь ребенка становится искаженной и не внятной.
Представленные виды речевых нарушений у детей нередко поддаются коррекции. Чем раньше родители заметят проблему, тем быстрее произойдет излечивание.
Важно! Коррекция речевых нарушений у детей проводится только под руководством логопеда. Также не последнее место занимает самоорганизация родителей и нацеленность на результат
Тяжелые расстройства речи у детей
Дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) очень часто страдают дефектами лицевого черепа. Из-за этого страдает звукопроизношение.
Также одними из весомых причин недоразвитости являются врожденные аномалии, родовые травмы, ушибы мозга.Серьезной проблемой для детей после 3-х лет является фонематическое недоразвитие речи (ФНР).
Логопеды выделяют такие виды тяжелой дисфункции звукопроизношения:
- Дисглоссии. В этом случае имеется тяжелый дефект лицевого черепа. У деток встречаются расщепление верхнего неба («волчья пасть»), верхней губы («заячья губа»), языка. Из-за этого резко изменяется характер выдаваемых звуков.
- Афазия Брока – расстройство экспрессивной речи у старших детей и взрослых. При этом пациенты понимают, что им говорят, но сказать в ответ ничего внятного не могут.
- Афазия Вернике – в этом случае дитя плохо воспринимает речь, предложения произносит бегло и непонятно.
- Алалия – полное отсутствие речевой активности. Ребенок не может излагать свои мысли, не понимает сказанного.
- Дизартрия – нередко встречается у детей с детским церебральным параличом (ДЦП), когда происходит спазм мышц разных групп. При этом страдают также мышечные волокна гортани, нервное проведение импульсов с головного мозга. Дети испытывают трудность в произношении длинных слов, предложений, искажается мимика лица.
При тяжелом нарушении речи у детей разного возраста страдают и психика, слух, другие анализирующие способности. Пациенты с аутизмом, например, очень замкнуты и редко излагают свои мысли словами.
Детки с нарушением слуха, если такая патология появилась с рождения, вовсе становятся глухонемыми.
Это связано с тем, что они не слышат свою речь, вследствие чего абсолютно не развивается слуховой и звуковой анализатор.
Особенности детей с расстройствами речи
Развитие речевых способностей начинается с рождения человека, даже до его появления на свет. В случаях, когда с ребенком родители не общаются, восприятие речи серьезно отстает от сверстников. До начала третьего года жизни, дитя уже должно составлять предложения, просьбы, уметь общаться с одногодками. При расстройствах звукопроизношения часто встречаются такие особенности:
- Плохая память.
- Забывчивость.
- Проблемы с точными науками: математикой, физикой, химией.
- Невнимательность.
- Чувство быстрого истощения при выполнении домашнего задания.
- Частые головные боли.
- Головокружения на уроках.
- Нередко встречается резкая смена настроения.
- Вспыльчивость.
- Приступы навязчивости, беспокойства, агрессии.
- Высокая двигательная активность.
- Неусидчивость на уроках.
- Игнорирование замечаний учителя.
Характеристика детей с нарушениями речи играет важную роль в проведении лечения таких больных. Замечания, на которые указывает психолог и логопед, должны учитываться. Каждое отклонение от нормы подлежит исправлению и коррекции в соответствующих условиях – на приемах у логопеда.
Когда нужно обращаться к специалисту
Главное правило, которое обязаны помнить родители – постоянно общайтесь со своим чадом. Даже, если ребенок еще не говорит, он прекрасно воспринимает окружающий мир и все услышанные звуки. На первом году жизни еще вполне невозможно понять, страдает ли дитя от задержки речевого развития (ЗРР). К логопеду нужно обращаться, если родители заметили у ребенка следующее:
- Поздно начал «агукать», «гулить» или издавать простые звуки.
- Вовсе не издает звуков.
- В раннем возрасте не реагирует на голос мамы.
- Не проявляет изменений мимики на лице на звуковые раздражители.
- Не произносит легких предложений после 2-х лет.
- Заикается.
- Не выговаривает букву «р» в 4-5-летнем возрасте.
- Не выговаривает букву «щ» в 5-6-летнем возрасте, что является следствием фонетико-фонематического недоразвития (ФФН).
- Присутствуют дефекты твердого неба, верхней губы.
- Говорит короткими фразами в возрасте старше 6-ти лет.
Важно! Чем раньше родители заметят задержку речевого развития у детей, тем лучшие будут результаты лечения впоследствии
Помочь решить проблему с речью вполне способны ЛОР-врач, логопед, дефектолог, нефролог.
Методы коррекции речевых расстройств у детей
Коррекцию нарушений звукопроизношения следует проводить, как только появились первые признаки недуга. Родители обязаны обратиться к логопеду для получения исчерпывающей консультации. Врач оценит уровень общего недоразвития речи (ОНР). Например, деткам 3 уровня ОНР можно использовать дыхательную гимнастику, развивающие игры, точечный массаж. Врачи советуют пользоваться такими методами:
- Артикуляционные занятия – деток учат по много раз выговаривать различные тяжелые буквы и слоги: «р», «щ», «ж».
- Тренировка мышечного аппарата – воспроизведение звуков и слов при жевании жвачки, орехов.
- Произношение скороговорок по несколько раз в день на протяжении часа.
- Дыхательная гимнастика Стрельниковой помогает развить дыхательный объем легких. Проводится в специализированных комнатах в присутствии врача.
- Точечный массаж шеи и околопозвоночной зоны выполняется специалистом трижды в неделю по индивидуальной схеме.
Медикаментозная терапия используется в исключительных случаях, когда врачи установили органическую патологию. Следует принимать препараты только под четким руководством лечащего врача.
Профилактика речевых расстройств в детском возрасте
Предотвращать нарушения развития речи у детей следует в самом раннем возрасте.
Для полноценного развития звуковосприятия и звукопроизношения родителям следует постоянно общаться со своим чадом, рассказывать и читать сказки, петь легкие и веселые песенки.
Также маме обязательно нужно петь колыбельные песни, слушать вместе с ребенком классическую музыку. Предупредить затруднения речи можно таким образом:
- Ограничить общение деток с людьми, имеющими речевой дефект.
- Ежедневно заниматься с детьми: показывать рисунки с различными предметами и просить ребенка называть показанную вещь.
- Не прерывать малыша, когда он говорит.
- Всегда поддерживать разговор с детьми, не наказывать за заданный вопрос.
- Играть в сценки с разными действующими лицами, на основе детских сказок.
- Не унижать ребенка из-за неправильно сказанного слова или предложения.
- Не говорить нецензурных слов.
- Играть в развивающие игры.
- Учить ребенка буквам с года или ранее.
Такие простые способы профилактики достаточно просты в применении. Нужно помнить, что общение с ребенком – самый главный инструмент для профилактики речевых нарушений.
Источник: https://SimptomyInfo.ru/simptomy/84-narushenie-rechi-u-detej.html
Специфические расстройства речи у детей
- Речевые расстройства
- Специфические расстройства речевого развития
- Афазия
- Алалия
- Апраксия
- Дислалия
- Дизартрия
- Мутизм
- Критерии диагностики
- Лечение и профилактика
- Транскраниальная микрополяризация
БДУ — без дополнительных уточнений
СРРР — специфические расстройства речевого развития
ТКМП — транскраниальная микрополяризация
ЦНС — центральная нервная система
ЭЭГ — электроэнцефалограмма
SLI (specific language impairment) — специфическое нарушение речи
Термины и определения
Алалия – отсутствие (или дефект) активной речи или ее восприятия у детей при нормальном слухе и интеллекте, обусловленное недоразвитием речевых областей больших полушарий головного мозга или их поражением во внутриутробном либо раннем постнатальном периоде.
Апраксия – нарушение сложных форм произвольного целенаправленного действия при сохранности составляющих его элементарных движений, силы, точности и координации движений.
Артикуляция – работа органов речи, совершаемая при произнесении того или иного звука; степень отчетливости произношения.
Афазия – расстройство речи, состоящее в утрате способности пользоваться фразами и словами как средством выражения мыслей.
Дизартрия — нарушение произношения вследствие нарушения иннервации речевого аппарата и ограниченной подвижности органов речи.
Дислалия — нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации артикуляционного аппарата.
Дисфазия – общее название нарушений речи любого происхождения.
Мутизм— нарушение волевой сферы, проявляющееся отсутствием ответной и спонтанной речи при сохранении способности разговаривать и понимать обращенную к больному речь.
1.1 Определение
Специфические расстройства развития речи (specific language impairment (SLI)) характеризуются первичными нарушениями развития речи, при которых ребенок имеет соответствующий возрасту интеллект, нормальный слух и нормальные условия для овладения речью, задержка в развитии или повреждение проявляются без предшествующего периода нормального развития.
https://www.youtube.com/watch?v=GJE5bEKktEw
Речевое развитие нарушено на ранних этапах без предшествующего периода нормального развития и не является следствием черепно-мозговой травмы или нейроинфекции.
Данное расстройство характеризуется постоянным течением без ремиссий или рецидивов. В эту категорию не входят дизартрия, ринолалия, афазия, речевые нарушения, обусловленные нарушением слуха, умственной отсталостью, аутизмом, эпилепсией.
Синоним: «дисфазия развития» (developmental dysphasia) [1, 2, 3].
1.2 Этиология и патогенез
Наследственные факторы в генезе СРР
Встречаемость СРРР в семьях с отягощенным анамнезом по СРРР составляет около 20-30%, тогда как в популяции она достоверно ниже [4]. От 50 до 70% детей с СРРР имеют не менее одного члена семьи с подобными нарушениями [5].
Идентифицирован ряд хромосом, ответственных за речевые нарушения у детей. Локус на хромосоме 16 ассоциирован с низкой способностью выполнения теста на повторение набора слогов, тогда как локус на хромосоме 19 — с низкой способностью выполнять тесты на экспрессивную речь [6]. Выявлены специфичные локусы на 13 хромосоме (13q21) [7].
По данным SLI Consortium (2002), два региона на 16q хромосоме и 19q хромосоме являются основным фактором риска для развития речевых нарушений. В этой связи особое внимание уделяется специфическим генам FOXP2, CNTNAP2, АТР2С2, CMIP [8].
Патология перинатального периода как этиологический факторГипоксически-ишемическое повреждение ЦНС в перинатальном периоде в виде формирования церебральной атрофии в сочетании с темповой задержкой развития на первом году жизни [9, 10].
1.3 Эпидемиология
Встречаемость у 5—10% детей дошкольного возраста [11].
Преобладание мальчиков в группе детей с СРРР, с соотношением мальчиков к девочкам от 1,3:1 до 5,9:1 [12-14]. По мнению зарубежных авторов, факт значительного преобладания мальчиков в группе детей с СРРР предполагает возможность двух факторов, влияющих на развитие данной патологии: генетического и раннего гормонального воздействия [15].
1.4 Кодирование по МКБ-10
F80.0 – Специфическое расстройство артикуляции
F80.1 – Расстройство экспрессивной речи
F80.2 – Расстройство рецептивной речи
1.5 Классификация
Специфическое расстройство артикуляции
Специфическое расстройство развития, при котором использование ребенком звуков речи ниже уровня, соответствующего его умственному возрасту, но при котором имеется нормальный уровень речевых навыков.
В это расстройство включаются:
– связанное с развитием физиологическое расстройство;
– расстройство развития артикуляции;
– функциональное расстройство артикуляции;
– лепет (детская форма речи);
– дислалия;
– расстройство фонологического развития.
Из данного расстройства исключаются:
– афазия БДУ (R47.0);
– дизартрия (R47.1);
– апраксия (R48.2).
– нарушения артикуляции, сочетающегося с расстройством развития экспрессивной речи (F 80.1);
– нарушения артикуляции, сочетающегося с расстройством развития рецептивной речи (F 80.2);
– расщепления неба и других анатомических аномалий ротовых структур, участвующих в речевом функционировании (Q35—Q38);
– расстройство артикуляции вследствие потери слуха (Н90—Н91);
– расстройство артикуляции вследствие умственной отсталости (F70 — F79).
Расстройство экспрессивной речи
Специфическое нарушение развития, при котором способность ребенка использовать выразительную разговорную речь заметно ниже уровня, соответствующего его умственному возрасту, хотя понимание речи находится в пределах нормы. При этом могут быть или не быть расстройства артикуляции.
В это расстройство включаются:
– моторная алалия;
– задержка речевого развития по типу общего недоразвития речи (ОНР) I—III уровня;
– связанная с развитием дисфазия экспрессивного типа;
– связанная с развитием афазия экспрессивного типа.
Из данного расстройства исключаются:
– первазивные нарушения, связанные с развитием (F84.0- F84.9);
– общие расстройства психологического (психического) развития (F84.0- F84.9).
– приобретенная афазия с эпилепсией (синдром Ландау—Клеффнера) (F80.3x);
– элективный мутизм (F94.0);
– умственная отсталость (F70—F79);
– органически обусловленные речевые расстройства экспрессивного типа у взрослых (F06.82x со вторым кодом R47.0);
– дисфазия и афазия БДУ (R47.0).
Расстройство рецептивной речи
В это расстройство включаются:
– дисфазия рецептивного типа, связанная с развитием;
– афазия рецептивного типа, связанная с развитием;
– не восприятие слов;
– словесная глухота;
– сенсорная агнозия;
– сенсорная алалия;
– врожденная слуховая невосприимчивость;
– афазия Вернике, связанная с развитием.
Из данного расстройства исключаются:
– приобретенная афазия с эпилепсией (синдром Ландау-Клеффнера) (F80.3x);
– аутизм (F84.0x, F84.1x);
– элективный мутизм (F94.0);
– умственная отсталость (F70—F79);
– задержка речи вследствие глухоты (Н90—Н91);
– дисфазия и афазия экспрессивного типа (F80.1);
– органически обусловленные речевые расстройства экспрессивного типа у взрослых (F06.82x со вторым кодом R47.0);
– органически обусловленные речевые расстройства рецептивного типа у взрослых (F06.82x со вторым кодом R47.0);
– дисфазия и афазия БДУ (R47.0).
Необходимо отметить, что в подрубрике F80.3 значится синдром Ландау—Клеффнера — приобретенная афазия с эпилепсией. Данное заболевание не полностью отвечает широкому концептуальному определению СРРР, так как подразумевает несомненную фазу предшествующего нормального развития и коррелирует со специфическими изменениями на ЭЭГ, а также эпилептическими приступами.
2.1 Жалобы и анамнез
- Рекомендуется тщательный сбор жалоб и анамнеза заболевания, учитывая опрос родителей. [1,2, 3, 7, 14].
Уровень убедительности рекомендаций А, уровень достоверности доказательств I.
Источник: https://medi.ru/klinicheskie-rekomendatsii/spetsificheskie-rasstrojstva-rechi-u-detej_14284/
Причины нарушения речи у детей дошкольного возраста
Коммуникабельность – одно из самых важных качеств для современного человека, помогающее находить общий язык с окружающими. К сожалению, ей препятствуют различные дефекты речи.
У людей, у которых отсутствует вербальная коммуникация, часто возникают проблемы в социализации личности, в профессиональной деятельности. Такие сложности затрагивают не только детей, но и взрослых людей.
Для предотвращения этой проблемы следует знать, какие виды речи существуют и какие основные причины ее нарушения.
Причины, вызывающие нарушение речи
Возникновение расстройств всегда настораживает врачей, так как это может быть сигналом о развитии серьезной болезни. Еще один неприятный эффект от речевого расстройства – социальная дезадаптация. Всего существует два вида речи – внешняя и внутренняя. Внешняя речь подразделяется на устную и письменную.
Нарушения делятся на врожденные и приобретенные. В первом случае дефекты развиваются из-за родовых травм и пороков развития (ринолалия). Для постановки точного диагноза врачи используют жизненный и акушерский анамнезы. Врожденные нарушения проявляются еще в раннем детстве (алалия, заикание, дизартрия).
Вербальные дефекты также могут возникать по следующим причинам:
- Хромосомные аберрации.
- Генетические заболевания.
- Аутизм.
Приобретенные речевые отклонения могут появляться на разных этапах жизни и механизмы их также различны. В результате инсульта может развиться афазия сенсорной или моторной формы. Главные причины нарушения речи:
- Травма. Вербальная декоммуникация возникает из-за непосредственного повреждения конкретной зоны головного мозга, отвечающей за один из аспектов речи. Данный признак может сигнализировать о других очаговых повреждениях мозга. Травма может возникнуть в ходе осложненных родов или в первые годы жизни. Известны случаи, когда повреждение мозга уже в зрелом возрасте приводило к возникновению речевых нарушений.
- Неврологические причины. Дефекты появляются из-за повреждений центрального или периферического отдела нервной системы. У человека развиваются аутоиммунные воспаления и процессы дегенерации, которые приводят к нарушению проводимости нервных тканей. Такое состояние может появляться из-за раковых заболеваний головного или спинного мозга, инсульта, склероза, эпилепсии и инфекционных заболеваний головного мозга вроде менингита или энцефалита.
- Психическая отсталость. Речевые нарушения могут возникать как из-за патологического воздействия заболевания, так и из-за умственной отсталости, осложняющей его. У пациентов проявляются признаки: непоследовательность мыслей, повторение отдельных слов и фраз. При умственной отсталости речь нарушается вследствие скудного лексикона. Также оказывают свое воздействие снижение памяти, концентрации. Осложнение проявляет себя, как алалия или афазия.
- Дефекты в строении ого аппарата. В таких случаях регуляция мозга и иннервация могут быть в норме. Но нарушение анатомической структуры языка, гортани, губ и др. может привести к развитию дефектов речи.
Причины нарушения речи у детей дошкольного возраста без предрасположенности к дефектам заключаются, как правило, в негативном влиянии окружающей среды. Ссоры между родителями, раздражение, громкие разговоры и скандалы отрицательно влияют на умственное развитие малыша.
Основные причины нарушения точности речи, как правило, внешние, точность словоупотребления у ребенка падает. Он заменяет одни слова другими, схожими, но не идентичными по смыслу. Такая проблема возникает обычно из-за педагогической запущенности. Для речевой точности обязательно необходим правильный пример (которым обычно выступают родители и педагоги).
Механизмы возникновения
Врожденное речевое нарушение возникает из-за повреждения головного мозга во время беременности.
Различные осложнения беременности (токсикозы, инфекции, эндокринные и венерические болезни, резус-конфликт) приводят к тому, что развитие плода нарушается, а центры, отвечающие за речь, перестают функционировать нормально.
Существует наследственная предрасположенность к дефектам артикуляционного аппарата (неправильная анатомия гортани, ых связок и т. д.).
Патологическое течение родов может привести к нарушению работы головного мозга ребенка. При этом родовая травма может и не быть массивной. Использование различных стимуляторов, неправильная техника проведения родов могут поспособствовать травме младенца. Ребенок также очень уязвим в первый год жизни. Заболевания и травмы ребенка в этом возрасте могут привести к появлению речевых дефектов.
По мнению ученого М. Е. Хватцева, одна из главных причин речевых расстройств у детей – неблагоприятное влияние окружающей среды.
Экзогенно органическими причинами возникновения речевых расстройств называют внешние факторы, влияющие на малыша негативно. К ним относят невнимание родителей, отсутствие общения, стрессовые ситуации и т. д.
Отсутствие предметно-практической деятельности приводит к тому, что в мозге не образуются новые связи, необходимые для умственного развития.
Обратите внимание! К социально-психологическим причинам нарушения речи также относится гиперопека. Когда все потребности ребенка удовлетворяются родителями, у него нет стимула для самостоятельного развития.В некоторых случаях речь не может развиваться из-за проблем со слухом. Обычно они возникают после повреждения височной доли головного мозга. Ребенок не слышит речи, поэтому соответствующая разговорная модель у него не формируется. При этом артикуляционный аппарат может быть здоровым.
Во взрослом возрасте серьезные дефекты речи могут появиться из-за инсульта. Повреждаются важнейшие центры речи, которые отвечают за восприятие услышанного и собственную речь. Восстановительные меры могут частично реабилитировать пострадавшего.
Профилактические мероприятия
Детям с предрасположенностью к нарушениям речи рекомендуется проходить специальные профилактические курсы, которые позволят предотвратить или остановить возникновение отклонений. В учебных заведениях детям в возрасте до 14 лет назначают специальные осмотры с целью выявить дефекты. Совместная работа логопедов и педагогов дает возможность устранить отклонения.
Всего выделяют три формы профилактики:
- Первичная. Направлена на предотвращение нарушений речи. цель – сохранить здоровье, оградить ребенка от негативного влияния социальной и природной среды, которые могут стать причиной патологий. Во-первых, это внимательное и бережное отношение матери к беременности и правильно проведенные роды. Для будущей матери необходимы консультации у эндокринолога, гинеколога, невролога и иммунолога.
Важно! Особое внимание следует обратить на родословную. Если в роду есть люди с патологией речи, то есть вероятность, что она передастся ребенку. Чтобы речь ребенка развивалась, мать и другие родственники, которые окружают ребенка, должны разговаривать и играть с ним.
- Вторичная. Направлена на предотвращение перерастания речевого расстройства в хроническую форму, предупреждение последствий. На этом этапе необходима помощь логопеда. Специалист займется правильной постановкой звука, развитием фонематического слуха и памяти. Словарный запас ребенка будет расширяться и уточняться.
- Третичная. Направлена на социализацию личностей с нарушением речи. Данный этап позволяет провести профессиональную подготовку для лиц с патологиями речевого развития.
Вовремя проведенная профилактика для детей школьного и дошкольного возраста позволяет избежать развития серьезных проблем, а также обеспечивает эффективную и качественную коррекцию.
Причины нарушения письменной речи могут возникать по вышеперечисленным причинам, однако иногда такая проблема вызвана ранним освоением грамоты и чтения по слогам без этапа анализа звука и букв.
Для людей, переживших инсульт, реабилитационная схема значительно отличается. Она зависит от типа нарушения, возникшего в результате инсульта. Реабилитация может быть направлена на восстановление слуха, артикуляционного аппарата, речевой памяти. Часто требуется поддержка родственников и работа с логопедом.
Заключение
Механизмы и причины, вызывающие нарушения речи, разные. Но стоит помнить, что вовремя проведенная профилактика позволяет за короткое время избавиться от нарушений. Никогда не следует игнорировать проблему и пренебрегать коррекцией.
Источник: https://blog.oratorskoeiskusstvo.com/narushenie-rechi/prichiny-narusheniya-rechi.html
Нарушение речи: типы, причины, симптомы у детей и взрослых
Речевые расстройства могут быть самыми разными, причем они могут появиться не только у детей, но и у взрослых. Нарушение речи – общее понятие, характеризующее любое отклонение, связанное с устной (а иногда и письменной) коммуникацией.
Проявляться подобные дефекты могут по-разному – неспособность произносить правильно отдельные буквы, неверное фонетическое восприятие речи, бесконтрольное воспроизведение звуков и другие. Существует несколько классификаций таких нарушений.
Речевые отклонения у взрослых людей
У взрослых дефекты речи обычно отличаются от тех, которые характерны для детей. Они могут быть как хроническими, так и неожиданно появившимися. Если проблема возникла внезапно, лучше проконсультироваться со специалистом, так как это может быть симптомом какого-либо заболевания.
Симптомы речевых нарушений у взрослых
Проявляются коммуникационные дефекты по-разному — все зависит от того, какие причины их вызвали. Часто отмечаются такие проявления:
- слюнотечение;
- заикание;
- охриплость голоса;
- очень быстрая речь;
- неоправданно замедленное проговаривание фраз;
- скованность мышц, отвечающих за мимику;
- трудность речевого выражения мыслей;
- нечеткость слов;
- слишком частое сокращение ых мышц.
Обычно развивается сразу несколько подобных симптомов.
Формы нарушения речи
Существует несколько форм речевых дефектов, которые у взрослых развиваются чаще всего. Среди них отмечают:
- дизартрию – замедленность и нечеткость повествования вследствие патологии мышц или нервных окончаний, отвечающих за речь;
- спастическую дисфонию – сдавленность или охриплость голоса из-за непроизвольных сокращений ых связок (иногда человек начинает задыхаться в процессе речи);
- афазия – сложности в восприятии устного текста и подборе слов для выражения мыслей (иногда также проявляется в виде неправильного произношения).
Нарушение речи в целом – любое негативное изменение функций речевого аппарата человека – например, если меняется произношение слов или речь становится тяжелой для восприятия.
Почему может нарушаться функция коммуникации
Причин изменения произношения или восприятия речи может быть много – все зависит от конкретного нарушения.
Например, если у человека отмечается афазия, она могла стать результатом инсульта, тромбообразования, появления новообразований в головном мозге или травм головы. В некоторых случаях взрослым становится сложно подбирать слова и трактовать их при болезни Альцгеймера или старческом слабоумии (деменции).
Коммуникативные функции у человека могут нарушаться при следующих патологиях и состояниях:
- болезнь Паркинсона;
- параличи (в том числе церебральный);
- рассеянный склероз;
- дистрофия мышц;
- челюстные патологии;
- травмы головы;
- инсульты;
- болезнь Лайма;
- чрезмерное употребление спиртных напитков;
- паралич Белла или иные состояния, при которых ослабевают лицевые мышцы;
- опухоли головного мозга.
На качество коммуникации могут повлиять и зубные протезы – если их установить неправильно или слишком туго, речь может стать нечеткой.
В результате стресса или перенапряжения, проблемы с речью у человека могут появиться вследствие развития спастической дисфонии. Голос становится напряженным или же наоборот воздушным. Некоторые специалисты утверждают, что развивается это состояние из-за нарушения работы участка мозга, который отвечает за мышечную и двигательную активность ого аппарата.
Если у взрослого внезапно поменялся голос, причины могут быть следующие:
- онкология гортани;
- чрезмерное употребление кофе, стимуляторов ЦНС и антидепрессантов (вещества влияют на качество голоса, делая его сдавленным, глухим);
- наросты и полипы на связках (они мешают чистому произношению);
- слишком активная ая деятельность (связки перенапрягаются, и из-за этого меняется голос; часто такое случается у певцов).
Если нарушение возникло не из-за новообразований в гортани или ых связках, это не так опасно, так как легко поддается коррекции.
Если речь нарушилась внезапно, можно заподозрить наличие серьезных проблем со здоровьем, которые требуют неотложной помощи (например, если у человека нарушается восприятие речи и произношение, у него не исключен инсульт).
Терапия речевых нарушений
Конкретные терапевтические меры зависят от выявленного заболевания. Обычно для быстрого выздоровления специалисты назначают и домашние процедуры, и врачебную помощь.
Чем поможет врач
Специалист точно определит патологию, из-за которой начались проблемы с речью. Для этого назначают диагностические мероприятия, которые включают в себя:
- МРТ либо КТ головного мозга;
- рентген полости черепа;
- неврологические тесты;
- анализы крови и мочи;
- анализ дикции пациента на слух и анализ восприятия речи.
В последнем случае врач обычно разговаривает с пациентом, чтобы послушать его речь и определить, насколько хорошо человек понимает то, о чем ему говорят (если сложности возникают с пониманием, можно предположить отклонения, затрагивающие не только ые связки, но и головной мозг).
Чтобы нормализовать речь, может потребоваться курс занятий с логопедом. К этому специалисту направляют практически всех больных, у которых есть какое-либо расстройство речи, независимо от причин состояния.
Хирургическое вмешательство может потребоваться, когда в области ых связок есть новообразования. Если диагностирована спастическая дисфония, спазм иногда снимают уколами ботокса непосредственно в связки.
Как можно помочь в домашних условиях
Спастическая дисфония может стать серьезной помехой для общения. В сложных ситуациях пациенту подбирают специальные электронные устройства, которые преобразовывают напечатанный текст в речевое сообщение. Это может упростить общение до момента выздоровления пациента.
При афазии, особенно если у человека наблюдается спутанность восприятия действительности, лучше общаться с ним упрощенными фразами и предложениями. Чтобы пациент ориентировался в том, что происходит вокруг него, лучше чаще об этом с ним говорить, не забывая указывать время и место.
На время лечения лучше ограничить внешние раздражители. Лучше не допускать нахождения человека с афазией без сопровождения, так как он может потеряться.
Если у человека проблемы с голосом, первое, что он должен сделать – осторожно относиться к ым связкам и не напрягать их лишний раз. Лучше также исключить употребление агрессивных химических веществ (например, препаратов от депрессии или кофе, так как они могут дополнительно стимулировать перенапряжение).
Если у человека дизартрия, лучше перейти при общении с ним на письменное общение или язык жестов. Пациенты с дизартрией не всегда правильно воспринимают устную речь других людей, поэтому говорить нужно медленно, с паузами – больному будет проще ответить на вопросы.
Нарушение речи у детей
Ребенок начинает пользоваться вербальной и невербальной речью уже с рождения. Это помогает оценить степень его развития – достаточно ли хорошо ребенок владеет навыками коммуникации для своего возраста.
Признаки задержки развития
У детей речевым дефектом может считаться отсутствие каких-либо признаков развития, которые характерны для конкретного возраста:
- в первый месяц жизни – крик при каком-либо неудобстве;
- к четвертому месяцу – отсутствие реакции малыша на обращение к нему;
- к пятому – шестому месяцу – не произносит отдельные сочетания звуков и не следит за предметами, на которые указывают взрослые;
- к седьмому месяцу – не привлекает к себе внимание произношением звуков;
- к девятому месяцу не произносит простые слоги;
- к десятому месяцу не произносит слоги и не отвечает на жесты (кивки, махание рукой на прощение);
- к году — полутора лет жизни не выполняет простых просьб и не произносит простые слова (мама, папа, дай);
- ко второму году жизни не может осмысленно говорить.
Но не стоит воспринимать эти задержки слишком серьезно, все детки развиваются по-разному. Если вы замечаете небольшое отставание в этом нет ничего страшного, просто следите за этим.
https://www.youtube.com/watch?v=YtHuL1Jrcvs
В старшем возрасте речевые отклонения могут проявляться в нечеткости речи (проблемы с дикцией), ее полном отсутствии или невозможности правильного произношения некоторых звуков.
Диагностика патологии
Чтобы точно установить характер патологии, нужно обратиться к врачу. Такими нарушениями занимаются следующие специалисты:
- невропатолог (определит состояние головного мозга малыша, исключит патологии центральной нервной системы);
- отоларинголог (выявит нарушения слуха ребенка при их наличии);
- психолог (необходим детский специалист: он определит состояние психики ребенка).
Если предыдущие специалисты не выявили отклонений, развитием речевого аппарата малыша должен заняться логопед.
Причины нарушений
Чаще всего проблемы со звукопроизношением у детей возникают вследствие следующих факторов:
- генетические нарушения (поздняя речь у одного из родителей, неправильный прикус, аномалии зубов, нёба, заикание, неправильное функционирование мозговых центров, ответственных за устную коммуникацию);
- болезни, которые были у ребенка в первые годы жизни (инфекционные и бактериальные инфекции, травмы горла, нёба или полости рта, травмы головы, воспаление ушей);
- травмы, полученные при родах (удушение, малый вес ребёнка при рождении, травмы из-за узкого таза матери или медицинских инструментов);
- внутриутробные отклонения (гипоксия, инфекционные болезни, которая мать перенесла при беременности, травмы, резус-конфликт ребенка и матери, недонашивание или перенашивание ребенка, угроза прерывания беременности, вредные привычки, прием лекарственных средств, стрессы).
Повлиять может и социально-бытовая среда, в которой находится ребенок. Если с малышом родители не общаются, речь может развиваться очень медленно.
Формы нарушений речи
У ребенка может наблюдаться сразу несколько видов отклонений устной речи. Среди них:
- неправильная интонация;
- проблемы голосообразования;
- нечеткость произношения звуков;
- неправильное формирование темпа речи.
Если у ребенка нет психических отклонений, которые нужно устранять с помощью специалистов, у него могут развиваться такие нарушения коммуникации (при условии, что малыш понимает речь):
- тахилалия – неоправданно быстрая речь;
- брадилалия – патологически медленное произношение;
- дисфония – ухудшение ых качеств вследствие патологии связок;
- алалия – расстройство речи вследствие нарушений в работе головного мозга;
- афазия – утрата возможности произношения слов при уже сформированной речи;
- ринолалия – нарушение произношения звуков из-за анатомических особенностей;
- дислалия – нарушение коммуникации при нормальном слухе и отсутствии отклонений в строении головного мозга.
Терапия речевых нарушений у детей
Для постановки точного диагноза следует обратиться к врачу. Специалист также поможет подобрать план лечения, который подойдет ребенку при его патологии.
Чаще всего, если отсутствуют нарушения в работе головного мозга, достаточно выполнения логопедических упражнений и дыхательной гимнастики для улучшения работы речевого аппарата.
Если коммуникационные дефекты вызваны анатомическими или психическими отклонениями, может потребоваться оперативное вмешательство или длительное лечение медикаментозными средствами. В таких случаях логопедические упражнения для восстановления речи также используются.
Дефекты произношения могут возникнуть не только в детстве, когда аппарат речи только развивается: из-за некоторых болезней и травм коммуникационные навыки взрослых также могут ухудшиться. Важно вовремя определить характер патологии и устранить ее: тогда последующее восстановление будет проходить намного проще и быстрее.
Источник: https://VseoRechi.ru/narushenie-rechi/narushenie-rechi.html
Речевые нарушения у детей
Нарушения речи у детей стали серьезной проблемой в наше время.
Сегодня все чаще перед поступлением чада в школу родителям сообщают, что их семилетний ребенок до сих пор не научился выговаривать некоторые буквы родного языка, а умилительная и забавная для родни картавость – не что иное, как патология, которая будет создавать трудности во время занятий в классе.
Самое печальное – это то, что тенденция к уменьшению количества таких проблем отсутствует. Даже наоборот – с каждым годом в помощи логопеда нуждается все больше деток. В чем причина такого явления и о чем должны помнить родители? Об этом и поговорим.
Причины речевых нарушений у детей
Все причины речевых нарушений у детей разделяют на две большие категории: органические (провоцирующие расстройства в центральном или периферическом речевом аппарате) и функциональные (препятствующие нормальной работе речевого аппарата).
К группе органических факторов относятся:
1. Внутриутробные патологии, приводящие к порокам развития плода:
- Гипоксия;
- Вирусные заболевания, перенесенные женщиной в период вынашивания;
- Травмы, падения и ушибы беременной;
- Резус-конфликт матери и плода;
- Нарушение сроков гестации – недоношенность (до 38 недель) или переношенность (после 40 недель);
- Курение, злоупотребление алкоголем и наркотическими веществами;
- Использование лекарственных препаратов, запрещенных в период беременности;
- Неудачное прерывание настоящей беременности;
- Профессиональные вредности;
- Стрессы, эмоциональные перегрузки.
2. Наследственность, генетические аномалии.
3. Вредности родового периода:
- Родовые травмы, спровоцировавшие внутричерепные кровоизлияния;
- Асфиксия;
- Малый вес новорожденного (менее 1500 г) с последующим проведением интенсивных реанимационных мероприятий;
- Низкая оценка по шкале Апгар.
4. Заболевания, перенесенные ребенком в первые годы жизни.
Среди функциональных причин нарушения речи у детей выделяют:
- Неблагоприятные социально-бытовые условия жизни;
- Соматическую ослабленность;
- Психологические травмы, вызванные стрессом или испугом;
- Подражание речи окружающих людей.
К основным видам речевых нарушений у детей относятся:
- Алалия – состояние, при котором у малыша не наблюдается проблем со слухом, но полностью или в значительной степени отсутствует речь ввиду недоразвитости либо патологий участков головного мозга, отвечающих за соответствующую функцию. Различают сенсорную и моторную алалию. В первом случае ребенок не способен понимать чужую речь: он распознает звуки, но не воспринимает смысл произносимого. Дети, страдающие моторной алалией, не способны к изучению и использованию языка – им не дается усвоение звуков, слогов, грамматических конструкций;
- Дизартрия – одно из относительно легких проявлений анартрии (полного отсутствия речи). Возникает вследствие расстройств иннервации речевого аппарата. У малышей с таким диагнозом отмечаются общие нарушения устной речи, а именно: нечеткое, смазанное произношение звуков; очень тихий или неестественно резкий голос; ускорение или замедление темпа речи, отсутствие плавности; нарушение дыхательного ритма при разговоре. Характерная черта дизартрии – затрудненность жевания. Страдающие таким отклонением дети отказываются от твердых продуктов, с неохотой едят мясо. В попытках хоть чем-нибудь накормить ребенка родители поддаются его капризам и переводят на мягкую пищу, вследствие чего развитие артикуляционного аппарата замедляется еще больше;
- Дислалия – в просторечье получила название «косноязычие», считается наиболее распространенным речевым нарушением у детей. Отличительная особенность – проблемное произношение одного или нескольких согласных звуков. В медицинской литературе разновидности дислалии именуют согласно названиям звуков на греческом языке: ротацизм (проблемы с произношением «р»), ламбдацизм (искажение звука «л»), тетизм (нечеткое произношений всех согласных и их сочетаний, за исключением «т»), сигмаизм (неправильное воспроизведение свистящих и шипящих звуков);
- Заикание – известное еще с древних времен нарушение речи, сопровождающееся сбоями темпа и ритма произношения из-за спазмов или судорог, поражающих различные отделы речевого аппарата. Малыш, страдающий заиканием, с трудом выговаривает слова, вынужденно делает длительные паузы, несколько раз повторяет слоги или звуки. Чаще всего заикание развивается в возрасте от 2 до 5 лет; в этот период рекомендуется уделить особое внимание профилактике речевых нарушений у детей. Если ребенок внезапно прекращает говорить и упорно молчит в течение нескольких дней, стоит проконсультироваться у врача, поскольку это может оказаться первым признаком патологии.
Коррекция речевых нарушений у детей
Коррекция речевых нарушений у детей требует комплексного подхода, при котором применение психостимулирующих и вазоактивных медикаментозных препаратов сочетается с психотерапевтическими и педагогическими способами воздействия. По типичности и стойкости внешних проявлений расстройств речи на первой позиции находятся алалия и дизартрия; несколько менее выраженными и легче поддающимися терапии являются разные виды дислалии и заикание.
Если у ребенка наблюдаются проблемы с речью, следует:
- Понаблюдать за его поведением. Играет ли малыш вместе с другими ребятами? Стремится ли он к коммуникации со сверстниками и взрослыми? Задержка речевого развития может быть связана с расстройствами в сфере общения (аутизм) или отклонениями психики;
- Проверить, насколько полно он понимает обращенную к нему речь, справляется ли с простыми заданиями, не сопровождающимися жестикуляцией;
- Выяснить, насколько хорошо у него развит слух;
- Провести тщательное обследование, включающее консультацию логопеда, невролога и психолога;
- При необходимости начать коррекционную терапию и логопедические занятия.
Источник: https://lady7.net/rechevye-narushenija-u-detej.html