Заикание

Логоневроз: причины и виды заикания, лечение, способы преодоления заикания

Заикание

Логоневроз, или заикание – речевое нарушение, характеризующееся повторением слов, слогов или отдельных звуков, могут наблюдаться остановки, прерывающие речь. Заикание чаще проявляется у детей.

По статистике этим недугом страдают примерно десять процентов детей от общего количества. Среди мальчиков проблема выявляется раза в три чаще, чем у девочек. Чем спокойней окружающая обстановка, тем меньше шансов возникновения логоневроза у детей.

Например, у сельских жителей недуг отмечается гораздо реже, чем у городских. В среде воспитанников детских домов и интернатов шанс развития данного отклонения намного выше, чем у детей, растущих в семьях.

С возрастом заикание обычно становится менее заметно, а зачастую исчезает полностью. Замечена наследственная предрасположенность к логоневрозу.

Механизм развития заикания (логоневроза) Причины развития заикания Классификация логоневроза – виды заикания – Классификация по течению проблемы – Классификация по типам судорог – Классификация заикания по клиническим формам 4. Общие принципы лечения логоневроза

Механизм развития заикания (логоневроза)

Механизм возникновения заикания, как и его причины, изучены довольно слабо и медицинская наука до конца не может объяснить эти процессы. Самой распространенной теорией считается перевозбуждение центра Брока в головном мозге.

Затем перевозбуждение распространяется на участки, отвечающие за двигательную активность, вызывая судороги мышц речевого аппарата (мягкого неба, губ, языка и прочих). Потом центр Брока успокаивается и нормальная речь восстанавливается.

Недуг наиболее заметен в начале фразы, на согласных буквах.

Как утверждают американские ученые, люди, страдающие рассматриваемым заболеванием, обладают повышенным уровнем дофамина (гормон, отвечающий за работу мозга), а при его понижении состояние речи стабилизируется. На данный момент ведется активная разработка лекарственного препарата, понижающего уровень дофамина.

Причины развития заикания

Заикание наиболее часто развивается у детей дошкольного возраста.

Большую роль играет тот факт, что окончательное формирование полушарий головного мозга завершается примерно к пяти годам — у ребенка реакции возбуждения выражены сильней, чем процессы торможения.

Эти самые реакции с легкостью превращаются в двигательную активность, в том числе и мышц речевого аппарата. Артикуляционные мышцы (языка, губ, мягкого неба, гортани) развиты недостаточно и работают не совсем четко.

Дети, часто воспринимая на слух различные звуки и слова и не понимая их значения, могут просто смешивать их в кучу. Когда ребенок учится разговаривать, его центральная нервная система испытывает колоссальные нагрузки, в результате которых могут возникать сбои в ее работе, приводящие к заиканию.

В возникновении логоневроза может сыграть важную роль фактор подражания. Если в семье, или в ближайшем окружении ребенка, присутствует человек, страдающий заиканием, то дети могут перенять эту манеру разговора.

При очень раннем развитии речи, когда у маленького человека набирается большой словарный запас, а ой аппарат не до конца сформирован, он может просто не справляться с огромным количеством звуков — ребенок старается выдать информацию чуть ли не непрерывным потоком, что является нормой.

Вот еще несколько факторов, которые могут спровоцировать появление логоневроза (заикания):

  1. Когда в семье нездоровый психологический климат и ребенок получает недостаточно внимания, он может заикаться намеренно для привлечения этого самого внимания.
  2. Если воспитание слишком строгое и за малейшую провинность следует порицание или наказание, дети становятся излишне пугливыми и зажатыми, что способствует появлению недуга.
  3. Когда родители пытаются вырастить из своего чада маленького полиглота, и в очень раннем возрасте начинают обучение языкам, не окрепший мозг не в состоянии согласовать информацию, ведь даже основной родной язык ребенок освоил не до конца. Особенно это заметно в двуязычных семьях.
  4. Иногда, чтобы удивить родных и знакомых, родители учат с детьми длинные и сложные стихи, чтобы на семейном торжестве похвастаться способностями своего отпрыска. Но мало того, что головной мозг не готов к подобным экспериментам, так еще и речевой аппарат не в состоянии вынести такие нагрузки.
  5. Если ребенок рождается левшой и его насильственными методами переучивают на правую руку, этот процесс является причиной довольно сильного стресса, что повышает риск возникновения логоневроза.

Мальчики имеют гораздо большую склонность к заиканию, чем девочки. Просто ввиду физиологических особенностей все двигательные функции у девочек окончательно формируются намного раньше — эта особенность касается и развития артикуляционного аппарата.

В группу риска попадают дети, перенесшие внутриутробную гипоксию, родовые травмы головы, инфекционные болезни, поражающие центральную нервную систему, различные черепно-мозговые травмы и иные патологии, затронувшие работу нервной системы.

Перенесенные психические травмы, стрессовые ситуации также увеличивают шансы появления заикания.

Причем, причины, вызвавшие психологическое расстройство и продолжительность их воздействия, абсолютно не играют ни какой роли: дефект речи может вызвать как короткий испуг, так и длительное состояние волнения или страха.

Обратите внимание: наследственная предрасположенность современной наукой не доказана, хотя подобные предположения высказываются очень часто.

У взрослых заикание встречается гораздо реже чем у детей и, как правило, приходит из детства. Причины возникновения логоневроза у взрослых, по большому счету, мало отличаются от детских причин, поэтому рассматривать их отдельно не имеет большого смысла.

Классификация логоневроза – виды заикания

Виды заикания классифицируются по течению, клинике, типам судорог.

Классификация по течению проблемы

Постоянное – после появления протекает постоянно при любых обстоятельствах, во всех речевых формах.

Рецидивирующее – появляется и исчезает само по себе, часто без связи с какими-либо факторами. Периоды нормальной речи могут длиться очень долго.

Волнообразное – состояние, когда недуг не проходит полностью, а то утихает, то усиливается.

Классификация по типам судорог

По типу судорог существуют:

  • тоническая форма, при которой судорожное сокращение мышц речевого аппарата имеет большую силу и продолжительность. На время судороги происходит задержка речи;
  • клоническая форма логоневроза — характеризуется чередующимися, частыми, короткими судорогами, во время которых повторяются отдельные звуки и слоги;
  • смешанная форма — состояние, когда оба вышеописанных типа заикания проявляются одновременно.

Классификация заикания по клиническим формам

В медицине различают две формы логоневроза по клиническим проявлениям – невротическая и неврозоподобная.

Невротическое заикание

Невротическая форма характеризуется тем, что возникает у людей без имеющихся внутриутробной гипоксии или родовых травм в анамнезе.

Толчком к развитию такой клинической формы логоневроза может послужить психологическая травма или раннее введение в общение второго языка.

То есть, невротическая форма рассматриваемого состояния носит исключительно функциональный характер, при этом мозговые структуры не поражены. Именно поэтому невротическая форма заикания легче поддается лечению.

Симптомы невротического логоневроза

Чаще всего логоневроз данной клинической формы возникает у детей в возрасте 2-6 лет и носит внезапный характер. Сначала ребенок вообще перестает говорить, но на лице у него четко прослеживается выражение страха. Через некоторое время малыш снова начинает пользоваться речью, но сразу же начинает заикаться.

Обратите внимание: при появлении такого заикания ребенок становится беспокойным, у него пропадает аппетит, происходит частая смена настроения, нарушается сон.

При получении любого очередного стресса заикание у ребенка может усилиться, но нередко случаются и длительные периоды, когда малыш разговаривает практически без запинки.

Невротический логоневроз имеет волнообразную форму течения, может иметь разные прогнозы – если стресс/психологическая травма были в единственном числе, то заикание постепенно исчезает, при постоянных эмоциональных потрясениях логоневроз переходит в хроническую форму.

Обратите внимание: если невротическая форма заикания носит хронический характер течения, то, будучи уже взрослым, человек будет чувствовать себя социально неполноценным, у него всегда отмечается пониженное настроение, он боится разговаривать с незнакомыми людьми.

Неврозоподобное заикание

Нередко при диагностировании заикания врачи выявляют, что мамочка во время беременности перенесла тяжелый токсикоз, либо была травма новорожденного при родах – это и является причиной развития неврозоподобного заикания. В данном случае речь идет об органическом поражении головного мозга малыша, поэтому изъян корректируется очень плохо и чаще всего человек заикается всю жизнь.

Симптомы неврозоподбного заикания

Первые четкие заикания появляются у детей в возрасте 3-4 лет – это период, когда малыш начинает разговаривать целыми предложениями, сложными фразами.

Первые полгода протекают волнообразно – ребенок то начинает сильно заикаться, то разговаривает вообще без каких-либо проблем. Но постепенно период нормальной речи исчезает, и малыш начинает заикаться даже при произношении самых простых слов.

Со временем ребенок начинает добавлять к своей речи неуместные звуки (э, и), слова он произносит либо во время вдоха, либо в конце полного выдоха.

Если неврозоподбное заикание присутствует у взрослых, то они при разговоре активно жестикулируют руками, у них может постоянно подергиваться голова, наблюдаются монотонные раскачивания туловища.

Общие принципы лечения логоневроза

Так как проблема заикания носит комплексный характер, родители при появлении заикания у ребенка должны посетить сразу несколько специалистов для полного обследования малыша. В обязательном порядке необходимо показать ребенка и получить консультацию у невропатолога и психиатра, психотерапевта и логопеда.

На сегодняшний день существует масса специально разработанных методик, которые помогают избавиться от заикания и нормализовать речь человека. Причем, такие методики должны применяться в соответствии с возрастом больного – есть программы обучения для дошкольников, есть – для подростков и взрослых.

Обратите внимание: несмотря на то, что имеется масса методик в сети интернет и печатных изданиях, проводить занятия с заикающимся ребенком самостоятельно не целесообразно.

Во-первых, нужно будет обследовать малыша, и выяснить истинную причину заикания. Во-вторых, только специалист определит, какую конкретно программу следует применять для каждого ребенка или взрослого.

В третьих, занятия должны проводиться регулярно, с постепенным усложнением заданий, во время которых оцениваются успехи пациента.

Конечно, и родители должны приложить максимум усилий к тому, чтобы исправить речь у ребенка. Врачи дают несколько рекомендаций в этом отношении:

  1. Организация режима дня. Ребенок обязательно должен спать не менее 8 часов ночью, а при необходимости ему понадобится организовать и дневной сон.
  2. Ограничение просмотров мультфильмов и занятий за компьютером. Родители должны максимально ограничить время ребенка, проводимое перед гаджетами и телевизором. Этим снижается перенапряжение центральных отделов речи.
  3. Организация правильного общения. Разговаривать с ребенком нужно абсолютно спокойно, медленно и правильно проговаривая каждое слово. Если ребенку тяжело выговорить какую-то фразу, нужно будет сделать это вместе с ним вслух и несколько раз подряд.
  4. Соблюдать охранный речевой режим. Книги читать малышу нужно только хорошо знакомые. Нельзя просить малыша пересказать сказку или выучить стих – этим можно будет заняться позже, когда проблема логоневроза решится. Для игр нужно выбирать спокойные занятия – работа с конструктором, лепка, рисование, а связана эта рекомендация с тем, что наедине с собой ребенок никогда не заикается – пусть он в ходе занятий проговаривает свои действия.

Что касается лечения взрослых, то здесь процесс будет сложным и длительным. Взрослому человеку нужно четко соблюдать все назначения врача, если понадобится — не разговаривать несколько дней, выполнять все упражнения.

Заикание (логоневроз) – проблема, которая может мешать вести полноценную жизнь, поэтому ее нужно начинать решать еще в детском возрасте.

Цыганкова Яна Александровна, медицинский обозреватель, терапевт высшей квалификационной категории

11,820  2 

(150 голос., 4,61 из 5)
Загрузка…

Источник: https://okeydoc.ru/logonevroz-zaikanie-prichiny-vidy-lechenie/

Заикание

Заикание

Заикание — судорогоподобные движения артикуляционной и гортанной мускулатур, возникающих чаще вначале речи (реже в середине), в результате которых пациент вынужден задерживаться на каком-либо звуке (группе звуков).

Данные симптомы заикания весьма схожи с клоническими и тоническими судорогами. При клоническом заикании наблюдается повторное образование слов, слогов и звуков.

Тоническое заикание не позволяет пациенту сдвинуться со звуковой остановки, чтобы перейти к артикуляции другого звука.

Выделяют невротическую и неврозоподобную формы заикания. Невротическое заикание возникает у здоровых детей, как результат стрессов и неврозов. Неврозоподобное заикание свойственно детям с заболеваниями нервной системы (как наследственными, так и приобретенными).

Этиология и патогенез

Выделяют две группы причин возникновения заикания: предрасполагающие и провоцирующие. Среди предрасполагающих причин возникновения заикания необходимо выделить:

  • наследственную отягощенность;
  • заболевания, вызывающие энцефалопатические последствия;
  • внутриутробные, родовые травмы;
  • переутомление и истощение нервной системы (как следствие инфекционных заболеваний).

Условиями, способствующими возникновению заикания могут выступать:нарушение развития моторики и чувства ритма; скудность эмоционального развития; повышение реактивности в результате анормальности отношений с окружающими; скрытые психические нарушения (например, ущемленность).

Наличие одного из вышеперечисленных условий достаточно для нервного срыва и, как следствие, заикания.

К причинам, провоцирующим возникновение заикания, относятся: одномоментная психическая травма (страх, испуг); двуязычие или многоязычие в семье; подражание; тахилалия (ускоренная речь).

Патогенез заикания схож с механизмом подкорковой дизартрии. В его составе — нарушение координации дыхательного процесса, артикуляции и едения. Поэтому заикание часто обозначают как дизритмическую дизартрию.

Срыв индукционных взаимодействий коры головного мозга и подкорковых структур приводит к нарушению регуляции коры.

В связи с этим происходят сдвиги в работе стриопаллидарной системы, которая отвечает за «предуготовность» к совершению движения.

В движении участвуют две группы мышц — одни сокращаются, другие — расслабляются. Благодаря точному и согласованному перераспределению тонуса мышц, возможно совершение быстрых, точных и строго дифференцируемых движений. Именно стриопаллидарной системой осуществляется контроль над рациональным перераспределением тонуса мышц.

Блокирование стриопаллидарного регулятора речи вследствие эмоционального перевозбуждения или анатомо-патологических повреждений мозга приводит к клоническим повторениям (тик) или тоническому спазму.

Со временем патологический рефлекс — нарушение речевого автоматизма и гипертонус мускулатуры речевого аппарата – перерастает в условный рефлекс.

Дыхание. Среди нарушений дыхательного процесса при заикании отмечается громадный расход воздуха на вдохе и выдохе, что обусловлено расстройством сопротивления в области артикуляции.

Нарушение речевого дыхания при заикании заключается в образовании пациентом инспираторно-гласных или проторных звуков. Другими словами, для движения ых связок и образования проторного шума пациент использует вдыхаемый воздух.

Укороченный выдох наблюдается не только во время речи, но и в покое.

Голос. Попытка произношения звука при заикании сопровождается судорогоподобным замыканием ой щели, что препятствует возникновению звука.

Во время приступа гортань быстро и резко движется вверх, вниз и выдвигается вперед. Из-за не способности на плавное произношение пациенты пытаются произносить гласные звуки твердо.

Наблюдается смягчение симптоматики заикания при пении и шепоте вплоть до полной нормализации речи.

Артикуляция. Кроме функциональных нарушений в артикуляционном аппарате при заикании наблюдаются и соматические нарушения. Например, высокий свод неба, отклонение высунутого языка в сторону, в носовой полости — искривленная носовая перегородка, гипертрофия раковин.

Сопутствующие движения — это движения, сопровождающие речь при заикании, не являющиеся необходимыми, но, в то же время, производимые пациентом, как сознательное движение.

Во время приступа заикания пациенты могут откидывать голову назад, наклонять ее, закрывать глаза, сжимать кулак, пожимать плечами, топать ногой, переступать с ноги на ногу.

Словом, совершать движения, которые можно обозначить как тонические или клонические судороги.

Психика. С развитием заикания неизбежны те или иные психические расстройства. Наиболее часто встречается страх перед некоторым буквами, слогами и словами, а именно их произношением.

В своей речи пациенты, страдающие заиканием, намеренно избегают таких букв и слов, по возможности подыскивают им замену. При обострениях может возникать абсолютная немота.

Мысли о невозможности нормального общения могут доводить до сознания неполноценности и в отношение всего «я».

1-ая фаза. Наблюдаются небольшие эпизоды заикания, сокращение периодов плавной размеренной речи. Окончание первой фазы заикания определяют по следующим симптомам:

  • затруднения в произношении возникают чаще в начальных словах предложений;
  • эпизоды заикания возникают при произнесении союзов, предлогов и других кратких частей речи;
  • «коммуникативное давление» усугубляет заикание;
  • ребенок никак не реагирует на свои трудности с произнесением слов, разговаривает без смущения. Нет беспокойства, страха речи. Спровоцировать заикание способна сиюминутная эмоциональная вспышка.

2-ая фаза. Появляются проблемы в контактировании, некоторые сопутствующие движения. Постепенно повышается число ситуаций, сложных в плане общения.

  • заикание приобретает хронический характер, но различается тяжесть приступов;
  • проблемы с произнесением возникают чаще в многосложных словах, во время быстрой речи и значительно реже в кратких частях речи;
  • ребенок осознает нарушения своей речи, но не считает себя заикающимся. Говорит непринужденно в любой ситуации.

3-я фаза. Закрепление судорожного синдрома. Однако пациенты не испытывают страха речи и какой-либо неловкости. Они используют любую возможность для общения. Предложение о лечении не вызывает какой-либо поддержки или энтузиазма со стороны пациента. Они как будто дают себе установку на спокойствие.

  • пациенты осознают, что по причине заикания некоторые ситуации становятся затруднительными в плане общения;
  • появляются трудности в связи с произнесением определенных звуков, слов;
  • попытки заменить «проблемные» слова другими.

4-ая фаза. На этой стадии заикание — большая личностная проблема. Появляются выраженные эмоциональные реакции на заикание и, как следствие, избегание речевых ситуаций. Если раньше пациент прибегал к замене «проблемных» звуков (слов) периодически, то теперь он делает это постоянно. Он начинает обращать внимание на реакцию окружающих на его заикание. Характерные черты 4-ой фазы заикания:

  • ожидание заикания (антиципация);
  • затруднения при произнесении определенных звуков (слов) принимают хронических характер;
  • логофобия (страх речи);
  • ответы на вопросы становятся уклончивыми.

Осложнения заикания

Наличие заикания вынуждает ребенка избегать речевых ситуаций, в результате чего сужается круг его общения и, как следствие, общего развития. Появляется мнительность, настороженность, ощущение разницы между собой и сверстниками.

В результате непонимания между ребенком и его родителями (одноклассниками, сверстниками) развивается ощущение ущемленности, собственной неполноценности. Нарастает раздражительность, появляется пугливость, которая может привести к угнетению психики и усугублению заикания.

Заикание может привести к снижению успеваемости в школе по причине неловкости, стеснительности и замкнутости ребенка. Развитие заикания может помешать в выборе профессии, а также в создании семьи.

Диагностика заикания

Для диагностирования заикания необходимо наличие следующих признаков:

  • нарушение ритмичности речи (обрывки слов, фраз, повторение слогов, растягивание определенных звуков);
  • трудности и запинки в начале речи;
  • попытки справиться с заиканием с помощью побочных движений (гримасы, тик).

В случае продолжительности вышеперечисленных расстройств более 3-х месяцев диагностируется заикание. Таким пациентам необходима консультация не только невролога, но и логопеда. Для исключения органических заболеваний нервной системы проводят реоэнцефалографию, ЭЭГ головного мозга, МРТ-диагностику.

Лечение заикания

Успешность лечения невротического заикания во многом зависит от своевременности диагностирования. В виду малоэффективности традиционных психотерапевтических методов лечения заикания (поведенческий, гипнотический и т. д.

) в современной медицине отдается предпочтение специальным терапевтическим подходам, которые включают в себя элементы нескольких методов лечения. Такие комбинированные психотерапевтические методы лечения заикания применяют и в индивидуальной, и в групповой форме.

Коррекция нарушений речи проводится путем логопедических занятий по коррекции заикания и ускоренной речи.

Невротическое заикание у детей младшего возраста хорошо поддается лечению в логопедических детских садах и группах. Здесь делают акцент на коллективную игровую психотерапию, логопедическую ритмику. Не малое значение придается и семейной психотерапии, где используется внушение, отвлечение внимания, релаксация.

Детей учат разговаривать в такт с ритмичными движениями пальцев рук или монотонно и нараспев. В основе метода саморегуляции установка на то, что заикание — определенное поведение, подвластное изменению. В его составе — десенсибилизация, аутогенные тренировки. Целью вспомогательного медикаментозного лечения является снятие симптомов страха, тревоги, депрессий.

Рекомендовано назначение седативных (в т.ч. фитотерапевтических) и общеукрепляющих средств.

В медикаментозном лечении неврозоподобного заикания, возникающего в связи с органическим поражением головного мозга, применяют спазмолитики ( толперизон, бенактизин), с осторожностью транквилизаторы (в минимальных дозах).

Доказана эффективность проведения курса дегидратации. В случае клонического заикания рекомендовано назначение нескольких курсов (от 1 до 3 месяцев) гопантеновой кислоты.

Кроме того, в комплексное лечение заикания рекомендуется включать физиотерапию, а также массаж (как общий, так и логопедический).

Прогноз благоприятный более чем в 70% случаев заикания среди детей.

Профилактика заикания

Методы профилактики заикания разделяют на две группы. Одна из них нацелена на поддержание и укрепление детского здоровья, вторая — на организацию речевого развития ребенка.

Полноценное питание, постоянный уход, соблюдение режима дня и гигиены — это важные составляющие психического и речевого развития ребенка, сохранения и укрепления его здоровья. Нормальному функционированию нервной системы и предохранению ее от перегрузок способствует правильное чередование бодрствования и сна.

Следует беречь психику детей от чрезмерной информационной нагрузки (просмотр «взрослых» телепередач, чтение перед сном гиперэмоциональных сказок), ситуаций, способных вызвать испуг.

Полноценное речевое развитие ребенка должно включать в себя три направления. Первое — расширение кругозора, понятия и представления об окружающем мире, явлениях и предметах (игры, прогулки, чтение книг).

Второе — профилактика и предупреждение запинок в речи ребенка, обучение плавности и неторопливости речи, умению логично и последовательно излагать свои мысли, желания. Третье — формирование правильного звукопроизношения, ритмике и темпу речи.

Однако сообщать ребенку новую информацию следует постепенно, дозировано.

Исправив заикание, во избежание рецидивов необходимо создать ребенку соответствующие обстановку и режим, которые будут способствовать поддержанию благоприятной психологической обстановки.

Источник: https://www.krasotaimedicina.ru/diseases/zabolevanija_neurology/stuttering

Виды заикания

Для определения вида и степени тяжести речевых нарушений используют различные классификации.

Виды патологий:

  1. Эволюционное – болезнь возникает в 2-4 года, в подростковом возрасте ослабевает, бывает невротическое и неврозоподобное.
  2. Реактивное – имеет психогенный характер, возникает у подростков как реакция на неблагоприятные события.
  3. Симптоматическое – вторичная форма заболевания развивается как следствие поражения центральной нервной системы органического характера. Диагностируют его при опухолях, плохом кровообращении, энцефалите.
  4. По степени тяжести болезнь бывает легкой, средней и тяжелой.

Возникновению заикания невротической формы предшествует сильный стресс, нервное потрясение. Такая форма патологии может возникнуть у детей в 2-6 лет с нормальным развитием. Иногда отмечаются клинические судороги, которые усиливаются во время нервного напряжения в начале речи. Такой вид заболевания называют логоневрозом.

Невротическое заикание делят на 3 вида, в зависимости от особенностей речи. Клоническая форма проявляется в многократном повторении некоторых звуков, слогов, слов. Тоническое заикание диагностируют при наличии длинных пауз, излишней протяжности и растянутости слов. Существует и смешанный вид, когда разные типы патологии чередуются.

Неврозоподобное заикание свидетельствует о наличии различных мозговых нарушений, возникает в 3-4 года во время интенсивного речевого развития. Дети с такой патологией быстро устают, они раздражительны, иногда наблюдаются психиатрические отклонения.

При легкой степени заикания возникают незначительные запинки, которые практически не мешают общению, но нужно обратиться к специалисту, чтобы патология не перешла в хроническую форму. Средняя степень заболевания – запинки довольно продолжительные, человек часто останавливается на середине фразы.

Какой степени заикания сопутствует эмболофразия? Эмболы или слова-паразиты в начале каждой фразы – признак тяжелой хронической формы заболевания. Могут добавляться и другие патологии – логофобия (боязнь говорить) и произвольные, непроизвольные сопутствующие движения.

Логоневроз и нееврозоподобное заикание – таблица различий

ХарактеристикаЛогоневрозЗаикание
ФормаПсихогенное заболевание, поражаются в основном речевые функцииФизиологическое заболевание
Причины возникновенияНеблагоприятные психологические факторыОрганические поражения головного мозга
Степень проявления заболеванияВ спокойной обстановке признаки заболевания практически отсутствуютПроявляется постоянно
Наличие сопутствующих заболеванийЛогофобия, лицевые тики, мышечное напряжение, частое подрагивание век, губ, энурез.Сильная жестикуляция, косноязычие, высокая речевая активность, логофобия при этом отсутствует
В каком возрасте появляетсяВ 2-5 лет, в старшем возрасте риск возникновения болезни не более 1%Чаще в 3-4 года, но на фоне опухолей или травм мозга может возникнуть в любом возрасте

Важно! Заикание – болезнь быстропрогрессирующая! На фоне проблем с речью начинают возникать различные сопутствующие патологии. Если не начать терапию своевременно, заболевание перейдет в хроническую форму, вылечить полностью ее бывает очень сложно.

Причины

Заикание возникает из-за судорог мышц речевого аппарата, которые возникают на фоне нарушения нервных процессов. В результате нарушается передача нервных импульсов в некоторых отделах головного мозга, компоненты речи начинают работать асинхронно. Точная этиология речевых проблем пока не выявлена, но существует ряд провоцирующих психологических, физиологических и социальных факторов.

Почему возникает заикание:

  • сильный испуг, психоэмоциональное потрясение, страхи;
  • травмы головного мозга;
  • сильные умственные нагрузки в раннем возрасте;
  • родовые травмы, которые повлекли за собой поражение ЦНС;
  • инфекционные заболевания у женщины во время беременности;
  • тяжелые патологии инфекционного характера в первые месяцы жизни, рахит;
  • копирование речи заикающихся родственников, быстрая и невнятная речь у родителей;
  • избалованность, напряженные отношения в семье, переучивание леворукости;
  • частые и хронические болезни носоглотки, гортани.

У взрослых заикание развивается как следствие инсульта, черепно-мозговой травмы, на фоне опухолей мозга.

Может ли заикание передаваться по наследству? Да, если у родителей есть проблемы с речью, то риск развития подобной патологии у ребенка увеличивается на 15–20%. При этом болезнь чаще передается мальчикам, нежели девочкам.

Важно! С точки зрения психосоматики, заикание рассматривают как реакцию на постоянные невысказанные обиды, ревность, отсутствие внимания, жесткий контроль со стороны родителей.

Симптомы

Заикание развивается постепенно, на начальном этапе возникают незначительные запинки, при этом речь не теряет своей плавности, сопутствующие проблемы отсутствуют. Иногда после сильного нервного потрясения ребенок замолкает, а через некоторое время начинает говорить, но уже присутствуют речевые проблемы.

Симптоматика заикания:

  • запинки становятся частыми, особенно часто возникают при быстрой, эмоциональной речи, при произношении сложных, новых слов;
  • по мере развития судорожного синдрома заикание возникает на звуках, слогах, человек старается заменить сложные слова более простыми;
  • появляется неуверенность в речи, кратковременные паузы в начале предложения становятся длиннее;
  • речь становится рваной, прерывистой;
  • при произношении гласных звуков возникают судороги мышц органов речевого аппарата;
  • сильные спазмы могут спровоцировать проблемы с дыханием;
  • конвульсии, выраженные сокращения мышц живота;
  • тик, гримасничанье;
  • нарушение психоэмоционального состояния, проблемы со сном.

У взрослых процесс нарушения речи протекает сложнее, нежели у детей, сопровождается различными фобиями, паническими атаками, тревожностью, приступами удушья и тахикардии, хаотичными движениями. Речь прерывистая, резко меняется тембр голоса, присутствует много слов-паразитов.

Важно! Не всегда незначительные речевые отклонения вызваны заиканием. У детей с хорошим физическим и умственным развитием запинки могут быть связаны с тем, что мыслительный процесс опережает речь, ребенок просто не успевает сформировать свою мысль из-за небольшого словарного запаса.

Осложнения

При заикании часто возникают проблемы психологического характера, вылечить которые бывает довольно сложно. Человек с речевыми проблемами становится замкнутым, мнительным, возникают депрессивные состояния и суицидальные мысли. У некоторых пациентов наблюдаются приступы сильной агрессии, опасные для окружающих.

Последствия нарушений речи:

  • вегетативные и экстрапирамидальные отклонения;
  • повышение внутричерепного давления;
  • расширение зрачков;
  • нарушение осанки, остеохондроз;
  • ухудшение работы вестибулярного аппарата;
  • плоскостопие.

Важно! Как общаться с лицами, имеющими заикание? Не нужно акцентировать внимание на проблеме, торопить заикающегося человека, пытаться подсказывать ему слова. При общении необходимо просто набраться терпения, спокойно выслушать.

Диагностика

Основу исследований при речевых проблемах составляет сбор анамнеза, врачу важно установить, когда и после чего возникло заикание. Кто лечит заикание? Для окончательного диагноза нужно проконсультироваться с логопедом, психологом, неврологом, сделать нейропсихологическое тестирование.

Диагностика детей и взрослых с заиканием включает в себя:

  • КТ головного мозга;
  • диагностику слуха, речевой памяти, устной речи;
  • МРТ головного мозга;
  • ЭЭГ, РЭГ.

Диагноз заикание ставят, если показатель числа перерывов на 100 слов составляет более 10%, при этом длительность паузы превышает 1 секунду, сопровождается сильным мышечным напряжением.

Важно! Можно ли избавиться от заикания раз и навсегда? Заикание относится к рецидивирующим заболеваниям, но при правильной коррекции обострение может произойти только на фоне сильного стресса, черепно-мозговой травмы. При любой форме болезни устранить ее за 1 сеанс нельзя, нужно сразу настраиваться на длительное лечение.

Как избавиться от заикания

Поскольку провоцирует появление речевых нарушений множество факторов, в терапии используют комплексный подход к преодолению заикания – лечение направлено на коррекцию психофизиологического состояния заикающегося человека при помощи различных специалистов.

Анализ современных методов преодоления заикания показал, что лучшего результата можно добиться, если использовать в комплексе логопедические упражнения, массаж, логоритмику, ЛФК, гипноз и психотерапию, медикаментозное лечение.

Целью коррекции является устранение заикания или заметное снижение интенсивности проявления болезни, избавление от судорог, сопутствующих заболеваний, укрепление нервной системы, стабилизация психоэмоционального состояния. Средняя стоимость лечения заикания в специализированных клиниках – 60–100 тыс. руб.

Лечение у взрослых

Лечение заикания у взрослых и подростков возможно только при хорошей мотивации, желании самого пациента избавиться от проблем с речью. Квалифицированный специалист посоветует, что и как нужно делать.

Основные методы коррекции – логопедические упражнения, медикаментозная терапия, гипноз, аутотренинг и другие психотерапевтические мероприятия.

Хороший эффект наблюдается после физиопроцедур – электросон, электрофорез, ЛФК, рефлексотерапия.

Чем лечить:

  • противосудорожные препараты – вальпроевая кислота, Карбамазепин, Мидокалм;
  • ноотропы – Фенибут, Пантогам;
  • седативные таблетки – Глицин, Афобазол, Новопассит;
  • витаминные препараты – инъекции магния, глюкозы, препарат Мильгамма;
  • блокаторы дофамина – Сонапакс.

Избавиться от заикания самостоятельно взрослому сложно, поскольку только регулярное занятие логопедической гимнастикой, пением в таком возрасте мало помогает. Обязательно требуется лечение гипнозом, а подобрать правильные лекарства сможет только врач. Поэтому взрослым и подросткам консультация со специалистом крайне необходима.

Лечение заикания у детей

Существует несколько методик лечения – Власова и Рау, Мироновой, Селиверстова, при помощи которых логопеды и психологи лечат ребенка от заикания. Но, помимо регулярных сеансов, родителям следует постоянно заниматься в домашних условиях.

Как проходит логопедическая работа с детьми дошкольного возраста:

  1. I этап – соблюдение режима дня, создание благоприятной психологической обстановки, ограничение речевого общения. На занятиях специалист заучивает с ребенком небольшие частушки, стихи, которые не провоцируют усиление судорог, но позволяют сформировать шаблоны правильной речи, расширить словарный запас.
  2. II этап – тексты становятся более сложными, в занятиях присутствуют подвижные игры, происходит постоянное закрепление навыков. Ребенок изучает разные формы речи, учится громко декламировать, четко разговаривать шепотом. Обязательное условие для избавления от заикания – пальчиковые игры, ручной труд.
  3. III этап – ролевые игры, которые направлены на преодоление психологических проблем, закрепление плавной речи на бытовом уровне.

Можно ли избавиться самостоятельно от заикания? Если родители своевременно заметят отклонения в плавности и правильности речи у ребенка, то лечение начальной стадии заболевания можно провести дома.

Лучшие методы борьбы с логоневрозом – пение, занятия для развития мелкой моторики рук, ежедневное выполнение специальных логопедических упражнений, проговаривание скороговорок, чистоговорок, точечный массаж.

Хорошо помогает специальная дыхательная гимнастика Стрельниковой, закаливание, плаванье, другие водные процедуры. Есть специальные тренажеры на компьютерах, которые способствуют формированию ритмичной и правильной речи у детей.

Но знаменитый доктор Комаровский считает, что избавить ребенка от речевых проблем поможет только слаженная работа логопеда и родителей.

Важно! Родителям заикающегося ребенка необходимо четко придерживаться режима дня, полностью ограничить или свести к минимуму просмотр телевизора, перед сном слушать тихую классическую музыку, читать сказки из специальных сборников для детей с особенностями речи.

Профилактика

Чтобы избежать речевых отклонений неврологического характера, нужно создать благоприятный микроклимат в семье, избегать стрессов. Хорошо помогает спорт, полноценный отдых, прослушивание классической музыки, рисование.

Родителям нужно следить за своей речью, когда ребенок начинает разговаривать – говорить плавно, спокойно, четко. Нельзя повторять за малышом его лепет, все слова необходимо произносить правильно, они должны быть простыми и понятными.

Предотвратить появление речевых проблем поможет и регулярное укрепление иммунитета, правильное питание, соблюдение режима дня и правил гигиены – эти факторы необходимы для нормального психического и речевого развития.

Заикание встречается редко, болезнь диагностируют примерно у 7% дошкольников и 1-3% подростков и взрослых. Но заболевание это довольно сложное, требует длительного комплексного лечения, регулярных самостоятельных занятий.

Источник: https://lechim-prosto.ru/lechenie-doma/psiholog/zaikanie

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

    ×
    Рекомендуем посмотреть